Сначала — стратегия, потом — контент

Сначала — стратегия, потом — контент

Многие полагают, что стратегия — это лишь один из этапов работы, который можно пропустить или упростить, сосредоточившись непосредственно на производстве контента. Такое понимание вредно и расходует ресурсы неэффективно.

Этой статьёй хотим развеять миф о том, что стратегия не играет значимой роли в контент-маркетинге. Покажем, почему стратегическое планирование должно предшествовать созданию контента, как это влияет на бизнес-результаты и для чего же агентства предлагают стратегию отдельной услугой или закладывают время на «Подготовительный этап» до запуска.

Стратегия — основа успеха контент-маркетинга

Что такое стратегия? Стратегия в контексте диджитал-контента — это не просто план или расписание публикаций. Это комплексное видение, которое включает в себя понимание целей бренда, его ценностей, особенностей целевой аудитории и способов взаимодействия с ней.

5 причин разработать контент-стратегию

1. Фокус на цели. Стратегия помогает сосредоточиться на конечных бизнес-целях, а не просто на создании контента.

2. Эффективность ресурсов. Она позволяет использовать ресурсы компании и подрядчика целенаправленно и экономно.

3. Отстройка от конкурентов. Стратегия даёт возможность выделиться среди конкурентов уникальным подходом.

4. Единое поле. Руководитель, команда, агентство могут сверить своё видение и разделить понимание целей и задач.

5. Выбор тактики. Каждая история, пост, визуальный элемент благодаря стратегии будут иметь смысл, KPI и своё место в цепочке коммуникации с клиентом.

Стратегия — это карта, которая показывает, какие контентные материалы будут эффективны, а какие нет. Она помогает избежать хаоса из публикаций, которые не ведут к цели.

Что будет, если стратегии не будет

Мы рассказали о преимуществах контент-стратегии, но вы можете сказать: «У меня и без неё сейчас всё отлично и дальше будет замечательно».

Если вы так и думаете, давайте посмотрим, что вы гарантированно получите от контента без стратегии.

Без цели и направления контент не будет отвечать требованиям аудитории. Потому что ваше представление об их потребностях умозрительное. Это приводит к тому, что сообщения теряются в информационном шуме, и аудитория просто перестаёт обращать внимание на ваш контент.

Распыление ресурсов — это ещё одна большая проблема. Когда компании производят контент без стратегии, они тратят деньги и время на создание материалов, которые не приносят ожидаемого результата. Это не только увеличивает затраты, но и снижает общую рентабельность инвестиций в маркетинг.

Консистентность — ключевой элемент узнаваемости бренда. Без стратегии сложно поддерживать единый стиль и тон во всех сообщениях. Это может привести к путанице среди аудитории и уменьшить доверие к вашему бренду.

Измерение эффективности становится невозможным без стратегии. Как вы можете знать, работает ли контент, если у вас нет заранее определенных целей и метрик для их измерения? Без этих данных вы не сможете адаптировать контент и улучшать результат.

Отсутствие стратегии, как правило, приводит к одному из двух сценариев:

1. «Пустое» ведение социальных сетей ради ведения, потому что так надо. Бизнес при этом не видит результатов.

2. Пересмотр подхода к контенту и осознание того, что стратегию лучше всё-таки сформулировать.

Все шаги разработки стратегии

Разработка контент-стратегии — это процесс, который требует тщательного планирования и внимания к деталям. Вот шаги, которые помогут вам создать эффективную контент-стратегию.

Обратите внимание, как много инструментов используется на всём протяжении разработки и поддержания стратегии. Мы перечислили не все, а лишь основные и самые распространённые. Используйте их, если решите разрабатывать контент-стратегию сами.

Определение целей

Первый шаг — это определение целей вашего контента. Какие бизнес-задачи мы закрываем? Как соцсети и контент могут на это повлиять? Какие KPI нам надо поставить, чтобы корректно отображать достижение целей бизнеса?

Чёткие цели помогут вам сосредоточить усилия и измерить успех.

Google Analytics поможет вам понять текущее положение и определить, куда вы хотите прийти с помощью контента.

Сначала — стратегия, потом — контент

Понимание продукта

Важно глубоко понять продукт или услугу, которые вы предлагаете. Оцените их сильные и слабые стороны с помощью SWOT-анализа. На этом этапе стоит провести глубинные интервью — доверительные беседы с аудиторией вашего бренда или аудиторией конкурентов. Узнать, а что они думают о вас?

Анализ целевой аудитории

Создание портрета целевой аудитории поможет понять, кого вы пытаетесь привлечь. Используйте данные и аналитику для определения их интересов, демографии и поведения.

Помните, что «мужчины и женщины 18-55 лет» — это слишком широкая ЦА. Можете воспользоваться методом поведенческого выделения ЦА. Например, для бренда терма-парков это могут быть «молодые родители, желающие взять детей на отдых с собой, но оставить их под присмотром сотрудников, чтобы снять с себя заботы».

Инструменты вроде Google Trends, Google Alert и Mention позволяют собрать данные о интересах и предпочтениях вашей аудитории.

Скриншот статистики из Google Trends
Скриншот статистики из Google Trends

Разработка контент-плана

Контент-план должен включать:

— темы, которые вы будете освещать,

— форматы контента;

— график публикаций.

Это поможет вам оставаться организованными и последовательными в своих усилиях.

Notion или Asana помогут организовать задачи и сроки, а BuzzSumo покажет популярный контент в вашей нише.

Пример планирования задач в Notion
Пример планирования задач в Notion

Определение форматов контента

Выберите форматы контента, которые лучше всего подходят для вашей аудитории и целей. Это могут быть блог-посты, видео, подкасты, инфографика и многое другое.

Выбор формата контента может быть основан на данных из инструментов аналитики, таких как SEMrush или Ahrefs. Они покажут, какие типы контента лучше всего ранжируются в поисковых системах.

Скриншот статистики из SEMrush
Скриншот статистики из SEMrush

Анализ конкурентов

Изучите, что делают ваши конкуренты, чтобы выделиться. Это поможет найти уникальный подход и предложить аудитории что-то, чего ей не хватает у других.

Используйте инструменты вроде SpyFu или SimilarWeb для анализа стратегий конкурентов и выявления потенциальных пробелов в контенте.

Скриншот статистики из SpyFu
Скриншот статистики из SpyFu

Создание контент-календаря

Контент-календарь — это инструмент для планирования и отслеживания всех ваших контентных единиц. Он поможет вам публиковать материалы регулярно и вовремя.

Google Calendar, CoSchedule, Notion и другие подобные сервисы помогут планировать и отслеживать публикацию контента.

Сначала — стратегия, потом — контент

Определение каналов коммуникации

Выберите каналы, через которые вы будете распространять контент. Это могут быть социальные сети, ваш сайт, электронные рассылки и другие платформы.

Выбор каналов для распространения контента может быть основан на данных из инструментов вроде Hootsuite или Buffer, которые также помогут автоматизировать публикацию.

Экран регистрации в Hootsuite
Экран регистрации в Hootsuite

Уделите внимание каждому шагу! Если плохо сделать один, за ним пойдут и все остальные.

Ошибки при разработке стратегии

При разработке стратегии легко совершить ошибку. Каждая из них может стоить успеха всей кампании. Понимание этих ошибок поможет избежать их и создать более крепкую основу для вашего контент-маркетинга.

1. Недооценка важности чётких целей может привести к тому, что вся стратегия потеряет фокус. Без ясного понимания того, куда вы направляетесь, сложно будет оценить успех и эффективность ваших усилий.

2. Пренебрежение исследованиями — это путь по принципу «куда глаза глядят». Не зная рынка, своих конкурентов и аудитории, вы рискуете создать стратегию, которая не будет резонировать с вашими потенциальными клиентами.

3. Выбор неправильных каналов коммуникации может существенно снизить видимость вашего контента. Важно понимать, где ваша аудитория проводит время и как она предпочитает взаимодействовать с контентом.

4. Излишняя креативность может привести к тому, что контент будет интересен, но не принесёт результата. Креатив должен идти рука об руку с аналитикой, чтобы гарантировать, что он откликается у нужной ЦА и провоцирует их на запланированные вами действия.

5. Неэффективная обработка заявок может стать причиной того, что даже самый привлекательный и полезный контент не приведёт к конверсии. Важно убедиться, что у вас есть система для отслеживания и обработки входящих запросов.

6. Игнорирование чужого и зарубежного опыта сильно вас замедлит. Успешные практики можно адаптировать под свои нужды, избегая при этом чужих ошибок и ускоряя достижение успеха.

Инхаус или агентство — кто лучше справится с контент-стратегией

У компаний разные возможности и ресурсы. Поэтому важно выбрать один из двух вариантов и не отходить от него на протяжении всего пути: доверить разработку и реализацию контент-стратегии инхаус-команде или стороннему агентству.

Оба варианты допустимы, но нужно понимать, какой из них окажется эффективнее.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого подхода, чтобы помочь вам сделать осознанный выбор.

Сравнение плюсов и минусов работы инхаус VS в агентстве
Сравнение плюсов и минусов работы инхаус VS в агентстве

Из таблицы делаем два вывода:

  • У агентства больше разнообразного опыта и готова команда специалистов. Единственный недостаток — их внимание уделяется всем клиентам равномерно, а не только вам.
  • Инхаус-команда по контенту — это полный контроль и постоянный доступ, но высокая стоимость и малая адаптивность под изменения контентного рынка.

Стратегия есть, но не работает

Не отчаивайтесь, если разработанная вами контент-стратегия не приносит ожидаемых результатов. Есть множество способов диагностировать проблемы и внести коррективы, которые помогут вам вернуться на рельсы.

Обратиться за помощью к профессионалам — это всегда разумный шаг. Маркетинговые агентства и консультанты могут предложить новые идеи и стратегии, основанные на свежем взгляде и опыте работы с различными брендами. Они могут провести аудит вашей текущей стратегии и выявить те аспекты, которые требуют изменений или улучшений.

Иногда может потребоваться полностью переписать стратегию, особенно если она была разработана без учёта изменений в поведении потребителей или на рынке. Новые данные и аналитика могут предоставить ценные инсайты, которые помогут лучше понять вашу аудиторию и эффективнее с ней взаимодействовать.

Не забывайте о важности обучения вашей команды. Рынок постоянно меняется, и методы, которые работали вчера, могут быть неэффективны сегодня. Инвестиции в развитие навыков и знаний сотрудников помогут не только исправить текущие проблемы, но и избежать их в будущем. И даже если сегодня их навыков не хватает для самостоятельной разработки контент-стратегии, ничто не мешает обучить их этому за ближайшие несколько месяцев.

Стратегическое заключение

Разработка эффективной контент-стратегии — это фундаментальный шаг, который должен предшествовать созданию самого контента. Это не просто набор правил и рекомендаций; это комплексное понимание вашего бренда, аудитории и рыночных условий, которое позволяет создавать вовлекающий и работающий на бизнес-цели контент.

Обращение в агентство может стать правильным решением, если ресурсов внутри команды не хватает. Помните, что мало разработать контент-стратегию — её надо исполнять, поддерживать и корректировать. Эксперты в области контент-маркетинга обладают необходимыми знаниями и опытом, чтобы увидеть уникальные особенности вашего бизнеса и предложить индивидуальные решения.

Помните, что контент-стратегия — это не одноразовая акция, а динамический процесс, который требует постоянного анализа, тестирования и адаптации. Можете доверить его Sisters.

sisters.team — здесь наш бриф.

Сделаем контент как надо — но перед этим разработаем для вас стратегию.

Обязательно подписывайтесь на наш Telegram. Мы делаем красиво, интересно и по-своему!

1
Начать дискуссию