Мифы о Дзене: в заголовках нельзя ставить вопросы

Дзен просто окутан мифами и домыслами, а авторы в поисках истины выдвигают самые немыслимые теории. Про вопросы в названии статьи - одна из них. Так правда ли то, что за вопрос в заголовке ставить нельзя и из-за этого можно словить бан?

Если нет времени читать, то вот вам ответ - нет, не правда. А с теми, у кого есть несколько свободных минут идем дальше: пробежимся по доказательствам, поймем, что с вопросительным знаком не так и откуда у этих мифов ноги растут.

Статья навеяна вопросом автора, который я делала аудит канала на Дзене:

Скриншот вопроса 
Скриншот вопроса 

Миф первый - статьям со знаком вопроса в заголовках не дают показы

Это не так. Хотя даже вот так:

ЭТО НЕ ТАК

  • Во-первых, тонны статей с великолепными охватами и знаками вопроса в заголовках вы точно видели в летне. Видели? Ну и какие могут быть сомнения?
  • Во-вторых, многие из моих статей со знаком вопроса получили отличные охваты. А то, что проверено лично - сомнению не подлежит.

Смотрите статистику:

Это скриншот из моей Студии Дзена
Это скриншот из моей Студии Дзена

Вопрос есть в заголовке. Вопрос есть на картинке. Показов - более 14 000 при количестве подписчиков на тот момент в 300-400 человек (точно не помню).

Ладно, скажут скептики, одна статья - это не доказательство.

Это случайность.

Погрешность.

Исключение в конце-концов!

Тогда вот еще одна:

Еще один скриншот 
Еще один скриншот 

Опять знак вопроса в заголовке. Показов - почти 34 000.

Все еще не верите? Тогда следующая статья:

Третий скриншот
Третий скриншот

Снова знак вопроса в заголовке и на картинке. Удивительное нет дело - более 12 000 показов.

Миф второй: знак вопроса - признак кликбейта

Это не так.

Почему? Потому что читайте "Справку Дзена" - официальное описание того, что считается кликбейтом на площадке.

Вообще, совет "читайте Справку Дзена" - универсальный. Только почему-то его мало кто дает, а еще меньше тех, кто прислушивается. Хотя много интересного можно узнать. Но вернемся к вопросам.

Так вот в справке есть несколько пунктов про кликбейтные заголовки:

  • есть про намеренное искажение или преувеличение фактов;
  • есть про утаивание ключевой информации;
  • есть про громкие и скандальные заявления.

Есть еще кое о чем, пересказывать не буду, Справка в свободном доступе. Но чего точно нет - так про знак вопроса. Что, впрочем, логично.

Откуда ноги у этих мифов растут?

Никогда ничего не происходит просто так.

Аргумент первый - мне так сказали

Кто-то, где-то, когда-то, у кого-то прочитал, что вопросы снижают охваты. Кто-то, где-то, кому-то передал. И понеслось.

Если вам не предоставили доказательства - смело ставьте у себя в голове галочку - сомневаюсь. И проверяйте сами.

Какому-то автору не давали охваты на статьи с вопросом в заголовке:

  • А что, если статьи у автора так себе?
  • Или он на тот момент был под фильтрами?
  • Или вообще никогда охватов не получал?
  • Или заголовок подходил под один из признаков кликбейта, но вовсе не из-за вопроса?

Много таких "или" можно перечислить.

Аргумент второй - стоящий внимания

Вопрос в заголовке не всегда уместен. Это факт. В тех статьях, которые я вам показала, я использовала его в качестве:

  • Дословной цитаты пользователя. Например, статья: "Ну хорошо, а если Дзен просто не дает показы. Что с этим?" - именно такой вопрос мне прилетел в комментариях. Цитата - есть цитата. Оставляем без изменений.
  • В качестве связки в диалоге "Вопрос - ответ". Это статья: "Пирог под названием Дзен съели? На нас точно хватит".
  • Есть и другие случаи, когда вопрос в заголовке уместен. Например, когда вы спрашиваете совета у читателей: "Как выбрать чайник?". Пишете про свои мытарства по покупке этого прибора и ждете, пока вам ответят.

Задавать вопрос в заголовке и самому же давать на него ответ в статье - считается неправильным. Например, спросить в заголовке: "Как выбрать чайник?" и в статье самому рассказать о том, как это сделать.

С другой стороны кто вам запретит? Хотите использовать вопрос - используйте. На показах это не скажется. По крайней мере в худшую сторону точно нет. А вот в плюс выйти можно Есть тому доказательства.

Исследование эффективности заголовков-вопросов

Не буду затягивать статью, напишу только самую суть. Кому интересно углубиться - гуглите, вся информация есть в открытом доступе:

Ученые из Норвегии изучили одну из лент соцсетей с более, чем 6000 подписчиков на момент исследования. Одна запись была с утвердительным заголовком, а вторая — по смыслу такая же, но с вопросом. Параллельно они исследовали несколько объявлений на торговых онлайн-площадках: с заголовком-вопросом и с заголовком-утверждением.

Итог: публикации с вопросами получали на 137 % больше кликов, чем заголовки с утверждениями, а обращённые лично к читателю— на 257 % больше.Ученые пришли к выводу, что причина популярности заголовков-вопросов кроется в эмоциональном отклике читателя. Создается впечатление, что автор как бы лично обращается к каждому из нас.

Что скажете? Используете вопросы в заголовках?

Начать дискуссию