Цифровая уборка
Память на наших смартфонах и компьютерах почти не имеет границ, поэтому часто устройства превращаются в свалку цифровых архивов: устаревшие файлы, неиспользуемые приложения, поток уведомлений, серии фотографий, половина из которых — брак. Наши устройства справляются с этим объёмом информации, но нам посреди этой свалки крайне сложно сохранять концентрацию, находить нужное и оставаться продуктивными.
Победить этот хаос можно только одним способом: разобрать завалы, удалить лишнее, упорядочить оставшееся и ввести режим строгой цифровой гигиены на будущее. В этой статье мы поговорим о том, как это сделать.
Сначала нужно определить фронт работ: где именно скапливается больше всего ненужных цифровых данных. Обычно это наши устройства (смартфон, компьютер, планшет или ноутбук) и приложения. Пока есть запал, начните с тех, что используете чаще всего: первые заметные результаты добавят мотивации двигаться дальше.
Разбираем электронную почту
В электронном ящике (особенно если он существует давно) часто перемешиваются важные письма и информационный мусор. В итоге важные сообщения остаются незамеченными и без ответа. Как навести порядок:
Шаг 1. Удаляем ненужные рассылки
Откройте рекламное письмо и нажмите кнопку «Отписаться от рассылки», попутно соглашайтесь на предложение почтового ящика сразу удалить старые письма от этого отправителя. Повторите то же с другими рассылками, которые вы больше не читаете.
В Gmail есть функция умной сортировки, которая автоматически складывает рекламные письма в отдельную вкладку — их можно удалить одним нажатием.
В Яндекс.Почте можно воспользоваться инструментом «Управление рассылками»: он показывает все адреса, с которых приходят письма. Просто отметьте ненужные галочками и нажмите «Отключить рассылку».
Если ваш почтовый сервис не предлагает такой автоматической функции, то можно сделать это вручную: сначала внутри письма отпишитесь от рекламной рассылки, а потом скопируйте адрес отправителя, через поиск найдите все письма с этого адреса, выделите все цепочки и сразу удалите все сообщения этого отправителя.
Шаг 2. Разбираем непрочитанные письма, которые остались в ящике
Когда все рекламные письма будут удалены, вы обнаружите непрочитанные письма от важных адресатов. Пришло время с ними разобраться.
Если в письме нужная информация, которая может пригодиться в будущем, скопируйте её и сохраните в том месте, где у вас лежит полезная информация — ее там будет проще найти в будущем.
Если непрочитанное требует от вас какого-то действия, то сделайте его, наконец. Может быть, нужно просто написать «Извини, я не смогу помочь». А может быть, просьба уже не актуальна, и вы можете просто пометить письмо прочитанным.
Если в письме задача, которую вы планировали сделать «когда-нибудь потом», то сделайте её прямо сейчас или внесите в список дел, но не оставляйте висеть в почте.
Шаг 3. Устанавливаем фильтры и сортировку по папкам
Чтобы в будущем новые письма не создавали в почте хаос, настройте папки, фильтрацию и сортировку. Можно настроить сортировку писем по папкам в зависимости от адресата. Можно задать правила: например, если письмо содержит какое-то словосочетание в теме, то сразу помечать его прочитанным (полезно для писем с уведомлениями от маркетплейсов).
В будущем каждое новое письмо рассматривайте как способ усовершенствовать порядок в почте: если приходит новая ненужная рассылка, сразу отписывайтесь от неё. Если приходит важное письмо, то сразу подумайте, какой фильтр или сортировку нужно настроить, чтобы подобные письма в будущем автоматически оказывались в нужном месте.
Разбираем мессенджеры
Мессенджеры сегодня требуют много внимания и часто предполагают более быструю реакцию на сообщения, чем электронная почта. Из-за этого они не только становятся свалкой информации, но и источником стресса. Наводим в них порядок.
Шаг 1. Отписываемся от каналов
Если в мессенджере вы подписывались на тематические каналы, то пришло время провести их ревизию и отписаться от лишнего. К лишнему смело можно отнести:
- Каналы, в которых скопилось несколько десятков или сотен уведомлений (вероятно, вам не очень интересен контент, раз вы так давно не заходили, либо канал пишет в таком темпе, который вам не подходит).
- Каналы, которые друг друга дублируют по функциям. Например, если вы подписаны на десяток новостных каналов, то можете оставить только 1-2, которые подходят вам по глубине и оперативности обновлений.
- Каналы, которые для вас больше не актуальны. Скажем, вы хотели выучить итальянский язык, подписались на каналы по теме, а теперь решили учить другой язык. Значит, от итальянских каналов можно отписаться.
Шаг 2. Выходим из ненужных групп
Если есть группы, в которые вы не заходите, а лишь наблюдаете за счётчиком непрочитанных сообщений, то можно смело покидать эти группы или, по крайней мере, добавить их в архив, чтобы не мозолили глаза.
Шаг 3. Создаём папки с чатами
Telegram и VK позволяют рассортировать чаты по категориям. Некоторые пользователи делят их по темам (например, отдельно работа, хобби, учёба, семья). Но в этом случае каналы и чаты придётся добавлять вручную.
Другой вариант — разделить чаты по типам. Например, в одну папку будут попадать только личные диалоги, в другую — только групповые беседы, третья папка объединит каналы, а четвёртая будет показывать только те чаты, где есть новые сообщения. При таких настройках сортировка происходит автоматически, и вы легко сможете находить нужные чаты в соответствующих папках. Кроме того, самые важные чаты можно закреплять внутри папок на самом верху, чтобы всегда иметь к ним быстрый доступ.
Шаг 4. Настраиваем уведомления и разрешения
Чтобы мессенджеры не тревожили, полезно настроить уведомления и разрешения:
- Определите, кто может добавлять вас в группы и каналы (например, если вас часто добавляют в спамовые группы, разрешите добавление только людям из списка контактов).
- Отключите уведомления на неважных группах и в каналах, чтобы они вас не отвлекали.
- Изучите в настройках раздел «Уведомления» и отключите лишнее. Например, можно смело отключать уведомления о реакциях на ваши сообщения.
Разбираем соцсети
В соцсетях мы можем столкнуться, как минимум, с двумя проблемами: избыточное потребление контента и раскрытие лишней информации о себе.
Решить их можно с помощью ревизии:
Шаг 1. Удаляем ненужную информацию со своей страницы
Вот что стоит проверить и при необходимости обновить:
- Описание профиля (часто там сохраняются неактуальные сведения).
- Старые аватары (люди часто забывают, что старые аватары сохраняются — их можно увидеть, если нажать на текущую фотографию и полистать галерею).
- Фотографии, где вы отмечены (на собственных-то фотографиях мы стараемся выглядеть хорошо, а вот когда друзья загружают снимки, они не очень критично относятся к тому, как выглядят другие люди).
- Старые посты, которые не отражают наших актуальных взглядов или противоречат сегодняшнему образу. Полезно помнить, что люди часто смотрят на старые публикации и воспринимают их как актуальный контент, если он до сих пор висит на странице, поэтому ненужные старые публикации можно сделать невидимыми для подписчиков или вообще удалить.
Шаг 2. Отписываемся или скрываем то, что не хотим видеть в ленте
Блогеры, чей контент перестал радовать; старые знакомые, которых вы уже не помните; группы, которые больше не актуальны — от этого всего можно отписаться. А если не хочется отписываться, то можно либо скрыть в ленте, либо попросить соцсеть показывать такой контент реже.
Шаг 3. Настраиваем выдачу постов в ленте
Соцсети стараются максимально удерживать наше внимание, поэтому, кроме контента, на который мы подписывались, они показывают «рекомендованное» — то, что, по мнению алгоритмов, может нас заинтересовать. Это приводит к избыточному потреблению: зашёл в соцсеть на 10 минут, вышел через 2 часа. Чтобы видеть в ленте только то, на что вы подписались, необходимо зайти в настройки, а там выбрать хронологический порядок отображения постов и отключить демонстрацию рекомендованного контента.
Шаг 4. Настраиваем уведомления
В погоне за нашим вниманием соцсети присылают пуши: «Вам поставили лайк», «Ваш друг впервые за долгое время сделал публикацию». Такие уведомления заставляют нас возвращаться в соцсети, даже если мы не планировали. Чтобы меньше отвлекаться, отключите большую часть уведомлений и оставьте только те, что действительно важны (например, о входящих личных сообщениях).
Разбираем фотогалерею
Ваш телефон может хранить тысячи снимков. И пока не закончится память на телефоне, это может даже не беспокоить. Но в то же время если в фотогалерее десятки повторяющихся фотографий, ненужные скриншоты, открытки из мессенджеров и откровенный брак, то вряд ли захочется рыться в этой свалке, чтобы пересмотреть какие-то ценные кадры.
Шаг 1. Удаляем всё ненужное
Можно это сделать вручную, просматривая каждую фотографию и видео или используя специальные программы (например, Slidebox, Cleanup, Flic, Photo Cleaner, Remo, Gemini Photos — большая часть из них имеет бесплатную базовую версию и платную premium версию).
Лайфхак: посмотрите, в какие категории ваш смартфон уже сгруппировал файлы, и чистите именно по категориям — так будет проще принимать решения. Например, если телефон группирует скриншоты в отдельную папку, то очень удобно сразу просмотреть все снимки экрана. Если есть отдельная папка загрузок из мессенджера — её тоже очень легко чистить, просматривая целиком, а не вперемешку с другими снимками (кстати, если ваш телефон всё ещё автоматически скачивает файлы из мессенджеров в фотоплёнку, отключите в настройках автосохранение). Некоторые телефоны ещё отдельно собирают категорию «дубли», что тоже упрощает чистку.
Шаг 2. Делаем бэкап
Оставшиеся ценные снимки сохраняем в облаке, на съёмном диске или на другом устройстве, чтобы не потерять их в случае пропажи телефона.
Разбираем файлы на компьютере
Компьютер или ноутбук довольно быстро превращается в свалку файлов, если изначально не продумана система хранения.
Шаг 1. Чистим рабочий стол
Чем меньше файлов на рабочем столе, тем легче сконцентрироваться и не отвлекаться каждый раз, когда включаете компьютер. Ненужное сразу перемещайте в корзину. Нужное — в ту папку, где этот файл логично будет лежать и ждать вашего возвращения. Если из файла нужна только какая-то информация, скопируйте её туда, где потом удобно будет забрать, а сам файл удалите. Если файл требует какого-то вашего действия, то сделайте его (вдруг там дело на пару минут) или занесите в свой список задач. А сам файл с рабочего стола уберите.
Шаг 2. Создаём удобную структуру для всех файлов
Создайте папки по сферам вашей жизни. Например: Работа, Проекты, Учёба, Хобби, Семья, Развлечения. Пусть корневых папок будет не слишком много (от 3 до 7 — идеально). Все файлы и папки, которые уже есть на компьютере, распределите между этими корневыми папками.
Заходите в каждую отдельную папку и придумывайте следующий уровень разделения в зависимости от того, как вы будете файлы использовать. Например, папку «Проекты» можно разделить на подпапки с названиями отдельных проектов; папку «Развлечения» можно разделить по типам файлов – Книги, Музыка, Видео, Игры; папку «Учёба» можно разделить по годам обучения: 1 курс, 2 курс, 3 курс. Раскидывайте все файлы внутри папок по этим подпапкам. Несмотря на то, что внутри папок всё ещё может быть хаос, они уже задают структуру, в которой гораздо легче ориентироваться.
Заходите в каждую подпапку. Если файлов в подпапке много, то группируйте их по ещё более мелким подпапкам. Например, папку с конкретным проектом можно разделить на подпапки: «ТЗ и бриф», «Юридические документы», «Материалы», «Отчётность». Если вы нашли удачную структуру, то можете использовать её внутри каждой папки подобного типа.
Все ненужные и неактуальные файлы можно сразу удалять в процессе группировки.
Шаг 3. Переименовываем все файлы внутри папок понятно и однотипно
Вы можете придумать свою систему наименования файлов. Например, в название можно включить: дату (начиная с года), жанр документа (договор, ТЗ, статья), ключевые слова (имя контрагента, название проекта, тему или что-то другое), статус документа (final, утверждено, черновик и т.д.): например, «2025.04.12_Договор_Лютик_final.doc». Если найти удобный способ называния, то можно использовать его во всех файлах.
Разбираем сохранённое
Скорее всего, у вас есть несколько мест, куда вы складываете важную информацию или напоминания себе на будущее. Полезно и там провести ревизию.
Шаг 1. Очищаем заметки в телефоне
Если напоминания себе вы пишете в заметках, полезно проверить их: актуальное — выполнить, неактуальное — удалить.
Шаг 2. Очищаем списки дел, покупок, желаний
Загляните в списки, которые вы когда-то себе составляли. Во-первых, сможете убедиться, что ничего не забыли; во-вторых, получите удовольствие от вычёркивания выполненного; в-третьих, актуализируете ближайшие задачи и желания.
Шаг 3. Очищаем избранное в мессенджерах и сохранённое в браузерах
Если вы сохраняете материалы, которые планируете изучить в будущем, то проверьте, все ли материалы актуальны. Возможно, пока они ждали вашего внимания, они потеряли свою ценность для вас, и их уже можно удалить.
Если у вас есть свои цифровые кладовки, в которых лежат ценные архивы вперемешку с информационным мусором, то вы уже знаете, что делать.
Вводим свои правила
После того, как уборка проведена, самое главное — сохранять порядок как можно дольше. Для этого введите свои собственные правила, например:
- регулярно чистить свои цифровые кладовки (можно даже внести даты регулярных уборок в календарь);
- удалять ненужное сразу, как только оно попало в ваше информационное пространство (например, отписываться от новой ненужной рекламной рассылки, как только она пришла к вам на почту);
- создать места для хаоса, чтобы бардак и информационный шум сохранялись в одном изолированном месте, а не захламляли всё ваше информационное пространство (например, отдельный ящик для спама, отдельную папку на компьютере для временного хранения файлов).
Если вы дочитали текст до конца, то я предлагаю вам прямо сейчас потратить несколько минут на то, чтобы сразу что-то удалить (я бы начала с ненужных приложений на телефоне — жаль, у меня уже нет лишних). Увидеть, как из хаоса появляется порядок, — бесценно.
А еще больше принципов цифровой гигиены, которые помогают не возвращаться к хаосу — в Telegram-канале «Цифровой этикет».