2013 год — технологический провал? Статьи редакции

2013 год был запутанным для всей технологической индустрии. Инновации сменились финансовыми махинациями, объединениями, покупками, законотворескими процессами. Не вышло ни одного прорывного продукта — даже Google Glass не в счёт.

Прогресс развивается скачкообразно, поэтому регулярно появляются такие «ямы». Кристофер Мимс из журнала Quartz рассказал, почему 2013 год стал именно таким никчёмным провалом.

Стагнация мобильной сферы




Смартфоны стали обыденностью и достигли высшей точки развития. Флагманские модели Apple и Samsung не были большим прорывом в сравнении с предыдущими версиями. Самое крутое, что Apple смогла сделать со своим супербыстрым процессором из iPhone 5S — это забавные 3D-эффекты, которые вызывают у некоторых людей рвоту. Ещё добавили датчик отпечатков, который решает несуществующую проблему. Новая iOS 7 не была похожа на продукт Apple и собрала множество жалоб.

Samsung обновила свою линейку (а это, на секундочку, самые продаваемые Android-смартфоны в мире), развив серию Galaxy технологически, но не сделав ничего с дизайном — телефоны всё ещё выглядят неприятно и дёшево. Galaxy S4 напичкан множеством функций вроде бесконтактного управления, но при этом производитель отдаёт себе отчёт в том, что многим это всё просто не нужно, поэтому у смартфона есть «упрощённый» режим использования. А интерфейс частенько подтормаживает, даже несмотря на мощное железо.

Одновременно с этим, таинственный супертелефон от Google оказался Moto X — это приятный, но заурядный по характеристикам смартфтон.

Плюс здесь только один — смартфоны теперь дешёвые как никогда, некоторые китайские поделки уже можно купить за 1000 рублей. Планшеты тоже стремительно сбрасывают стоимость.

Носимые девайсы — сплошное разочарование




Умные очки Google Glass получили противоречивые отзывы — кому-то не нравится, что у них нет никакой внешней индикации во время съёмки, поэтому кое-где их даже запрещают, как шпионское устройство. Сергей Брин развернул масштабную пиар-кампанию, нацеленную на то, чтобы доказать, что носить такие очки вовсе не стыдно (и это дело даже вдруг стало его личным). Но всё равно пока мало кто понимает, зачем вообще нужны Google Glass, а для многих это один из инструментов нарушения приватности.

Самое большое разочарование года — умные часы. Каждый крупный производитель выпускает или собирается выпускать свою собственную модель (даже Apple, по слухам), но ещё никому не удалось придумать, как сделать так, чтобы у этих часов одновременно был удобный экран и ёмкая батарея. Поэтому существующие экземпляры не могут найти широкого применения (даже Pebble, легенда Kickstarter, пока остаётся всего лишь игрушкой для гиков).

Бывшие сверхгиганты продолжают свой бесславный спад




Microsoft потратила на свой Surface почти миллиард долларов, пытаясь обойти iPad и самолично объявить пришествие посткомпьютерной эпохи. Изнутри компании ползут слухи о разрушительной корпоративной культуре, взращённой руками человека, которому, возможно, вообще не нужно было становиться CEO. Кто-то даже шушукается о том, что единственный выход для компании — это разделение.

У Intel ситуация не лучше — не потому что у компании закончились инновации, а потому что людям не нужно такое разнообразие микропроцессоров; а те процессоры, что правда нужны, уже не так выгодны, как в прежние времена.

BlackBerry продолжает грустно уходить в закат. Доходы Hewlett-Packard падают год от года, и менеджерская чехарда не добавляет уверенности в её светлом будущем.

Слияния и поглощения заменяют инновации





Microsoft купила мобильное подразделение Nokia, что несколько лет назад было бы воспринято, как изумительное событие, а теперь выглядит, как мутные судороги самого невзрачного направления корпорации. Apple в основном светилась своими методами ухода от налогов и нежеланием расширять линейку продуктов (они до сих пор не производят фаблеты, плафоны и смартшеты, которые пользуются успехом у других компаний).

Google отняла у своих сотрудников право тратить 20% рабочего времени на личные проекты, породив дискуссии о будущем компании — ставит ли её руководство инновации впереди заработка?


Соцсети начали зарабатывать, но какой ценой




Социальные медиа всех достали. Facebook теряет популярность и намеренно отнимает у вас читателей, чтобы подзаработать; Twitter заполнен ботами. Не стоит забывать, что Facebook продолжает экспериментировать с видами рекламы, порой не самыми приятными. После недавнего IPO Twitter придётся оперировать схожими методами, чтобы удерживать цену акций на достойном уровне.

Медиа и крутые истории раскручивают друг друга




Стоимость биткоина возросла на два порядка в 2013 году, во многом благодаря СМИ, раскручивающим вдохновляющие истории. Другой тренд — big data, компании вроде IBM много туда инвестируют, несмотря на то, что информационные массивы большинства компаний даже близко не «биг».

Amazon получил тонну публикаций благодаря доставке товаров при помощи летающих дронов — как раз перед главным событием года для всех магазинов.

Скандал с АНБ подрывает IT-экономику





Бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден сдал с потрохами всю американскую разведку, сообщив миру о том, как и за кем шпионят спецслужбы при пособничестве крупнейших технологических компаний. Эта история тянется до сих пор — руководству сервисов теперь нужно убедить пользователей в том, что отдавать им личную информацию вполне безопасно. Откровения сказались на статистике — Cisco терпит убытки, потому что резко снизилось количество сделок в России и Бразилии, пользователи боятся регистрироваться в Facebook и Google.

Кристофер Мимс представил нам не самую радужную картину мира, не правда ли? Кто-то может с ним не согласиться, например, Ом Малик — основатель издания GigaOm. Он опубликовал колонку с абсолютно противоположным мнением, оппонируя лично Кристоферу.

Ом Малик называет материал Quartz «троллингом» и «преувеличением» — мол, слишком просто дать поверхностный взгляд на вещи с точки зрения представителя общества потребления, чтобы выпустить текст под провокационным заголовком и привлечь читателей.



Главный редактор GigaOm предлагает оценивать технологию в широком смысле, а не только то, что выглядит симпатично и поэтому освещается прессой. Можно вспомнить интересные изобретения этого года: устройство, превращающее смартфон в медицинский аппарат или эффективные гелиевые жёсткие диски. Об этом меньше говорят, но это тоже грандиозная часть прогресса.

Что касается перечисленных в статье Мимса вещей, которые выставляются в бесперспективном свете, то здесь Малик приводит в пример облачный сервис Amazon, который в 2006 году выглядел глупо, а сейчас это мультимиллиардный бизнес, и в эту сферу многие пытаются заскочить. В том же 2006 году появился и Twitter — можно вспомнить, как к нему относились тогда. А сейчас акции на бирже торгуются.

То же самое и с носимыми девайсами вроде часов или Google Glass — сейчас они невзрачны, но пройдёт 5-6 лет, и их более совершенные потомки займут прочное место в наших жизнях. А начало положено уже сейчас.

В мобильной сфере революция сменилась эволюцией — и процессор M7 в iPhone 5S, и начинка того же Moto X потихоньку делают нашу жизнь лучше. Пускай незаметно, но эти вещи двигают технологию вперёд.

Напоследок процитируем заключение Малика:
Не думаю, что такие статьи когда-нибудь иссякнут, но их авторам было бы неплохо немного подумать и прекратить рассматривать инновации с точки зрения потребительской электроники и массовых приложений.

Вместо этого только представьте, что интернет получает всё большее проникновение, появляются приложения, которые будто бы читают наши мысли и выдают рекомендации ресторанов со стопроцентной точностью. Многое произошло в 2013 году, просто без фанфар.

Так что если ещё раз кто-то скажет, что 2013 год был разочаровывающим, просто предложите им немного покопаться в фактах, прежде чем делать такие заявления.