На чем зарабатывают софтверные компании

На чем зарабатывают софтверные компании

Продолжаем анализировать отчетность top 10 по стоимости софтверных компаний с NASDAQ. Сегодня рассмотрим их выручку, её динамику, источники, тренды.

Выручка за 2016

За последний отчетный год компании из списка top 10 собрали с рынка $302 млрд., что на $23,2 млрд. или 8,34% больше, чем в аналогичном периоде прошлого финансового года. Лидером по праву стал Alphabet Inc, который добавил к выручке предыдущего года еще $15 млрд., сделав в итоге $90,27 млрд., что на $3 млрд. меньше рекорда Microsoft, датированного 2015 годом.

На чем зарабатывают софтверные компании

Две крупнейшие корпорации, Alphabet Inc и Microsoft, вместе дают больше половины всей выручки рассматриваемых в рамках данной статьи компаний: $175,6 млрд., что составляет 58% от всей выручки top 10.

Доля в общей выручке top 10 софтверных компаний
Доля в общей выручке top 10 софтверных компаний

Динамика роста top 5 компаний

Alphabet Inc

В прошлом году Alphabet Inc совершили сумасшедший рывок в + 20,3% по выручке, благодаря увеличению поступлений от рекламы (+$11,4 млрд.), на которую, к слову, приходится 88% всех доходов компании ($79,3 млрд.). Рост в первую очередь обеспечен улучшениями в формате и выдаче рекламы во всех продуктах Google, а особенно в мобильном поиске, реализованными за 2016 год. Так же стоит отметить увеличение доходов от рекламы в YouTube, в основном связанное с TrueView, а также с растущей долей от покупок рекламы в DoubleClick Bid Manager.

Основными площадками, генерирующими рекламные доходы Alphabet Inc, являются партнеры, использующие Google.com как поисковик по умолчанию; такие проекты Google как Gmail, Maps и Google Play; а так же YouTube, включая YouTube TrueView и Google Preferred.

Еще 11% или $10 млрд. компании принесли Google Cloud, Android, Chrome, Google Play и другие направления, которые входят в сегмент Google. Все остальные активности группы, включая Access, Calico, CapitalG, GV, Nest, Verily и Waymo вместе дают меньше миллиарда долларов ($0,8 млрд.).

Microsoft

Microsoft за этот же период просел на 8,8%, уступив лидерство по выручке Alphabet Inc. Падение выручки связано с бухгалтерскими заморочками по признанию $6,7 млрд., полученных от продаж Windows 10. По идее, они признают их в 2017 году.

У компании достаточно разнообразный портфель продуктов. 28,8% выручки приносят решения для продуктивности бизнеса (Office Commercial, Dynamics); 27,2% приходится на SaaS направление, называемое Intelligent Cloud; а все остальное в размере 44% поступает за счет персональных решений (Windows для дома, телефоны, реклама, Xbox и тд).

Интересно, что девайсов Microsoft продал на $3,7 млрд. меньше, чем в прошлом году (падение на 32%). Официально это связано со сменой стратегии на рынке смартфонов. Кстати, возможно то, что компания перенесла признание $6,7 млрд. выручки на следующий год, ожидая еще большего снижения продаж смартфонов, и таким образом Microsoft приготовился к нивелированию падения.

Facebook Inc

Отдельно нужно отметить Facebook Inc, выросший за год на 54% (в 2015 на 43,8%; в 2014 на 58,3%), а это они еще не врубили монетизацию в Whats App. Следующая цель, которую можно смело ставить перед собой, это обойти Oracle по выручке, т.е. достичь отметки в $40 млрд. К слову, в опубликованной в ноябре отчетности по форме 10-Q за 9 месяцев 2017 компания показала рост 47% к аналогичному периоду прошлого года и уже повторила результат всего прошлого года, что означает, что можно смело прогнозировать увеличение выручки за год минимум на 30-40%, что составит порядка $37 - 39 млрд. к концу года.

К причинам роста в компании относят: повышение спроса на размещение рекламы на площадках Facebook и Instagram, т.е. рост количества рекламодателей; увеличение количества пользователей (Daily active users +18% к 2015 году; в среднем 1,23 млрд. человек) и их вовлеченности; количество и частота показов рекламы в ленте (но Facebook Inc не собирается делать на это ставку) в купе с улучшением качества выдачи рекламы. Также надо отметить, что стоимость размещения рекламы выросла на 5%, а её количество на 50%. Интересно, что 83% доходов компания получает от размещения материалов в ленте на мобильных устройствах (в 2015 году было 77%).

Платежи внутри системы, связанные с покупкой виртуальных товаров, это минимальная часть выручки ($0,7 млрд.) и она каждый год все меньше и меньше.

Oracle

Oracle, судя по графику, пять лет стоит на месте, компании, чтобы продолжить рост, нужно искать новые формы. Поэтому, к слову, Oracle стоит $201 млрд.,а Facebook с меньшей выручкой - $498 млрд. 80% выручки Oracle приходится на SaaS, PaaS и IaaS решения, объединенные под статьей Cloud and on-premise software, которая за прошлый финансовый год выросла на 4%, но по факту компания даже не отыграла падение 2015 года к 2014. Ниже статья о том, что делать и кто виноват:

SAP

SAP, судя по графику, аналогично Oracle не показывает особого роста, но это во многом из-за пересчета евро в доллары. По факту, если рассматривать доходы за прошлые годы в Евро (компания европейская и отчитывается в евро), то рост есть. В прошлом году SAP нарастили выручку на 6% (18% в 2015), но серьезных прорывов в выручке от компании не ждут.

На чем зарабатывают софтверные компании

Динамика выручки компаний второго эшелона top 10

Adobe, Baidu, Salesforce.com, Activision Blizzard, VMware

На чем зарабатывают софтверные компании

Во втором эшелоне все компании показывают рост, кроме резко замедлившегося китайского аналога Google Baidu, который до этого за 4 года вырос в два раза до $10 млрд. Видимо, наелся. Главный источник дохода компании это P4P платформа, на которой можно покупать высокие позиции в результатах поиска.

Adobe, который в два раза меньше по выручке, но стоит дороже Baidu, за год увеличил продажи на 22%. Рост обеспечен продолжающейся экспансией в мир подписок. Особенно активно растут два сегмента Digital Media (решения для создания цифрового контента в т.ч. Creative Cloud) и Digital Marketing (решения для создания, управления, оценки и оптимизации рекламы и маркетинга в т.ч. Adobe Marketing Cloud). Продажи коробочных решений, т.е. не подписка, стагнируют и уменьшились за год на 29% и составляют 14% от выручки, а еще два года назад это значение равнялось 39% .

Впечатляет динамика Salesforce.com, которая с 2012 года нарастила выручку в 4 раза, достигнув $8,39 млрд. И это еще не предел. Ждем их в 2017 году в 10+. Основной источник выручки это продажа подписки на облачную CRM. Кстати, так как выручка признается не сразу, а по частям в соответствии с оплаченным сроком, компания имеет большую долю отложенной прибыли ( $5,5 млрд.).

Activision Blizzard выросли в первую очередь за счет приобретения компании King ($1,5 млрд. из $2 млрд. роста). Также стоит отметить, что за 3 года портфель компании полностью изменился: в 2014 году доля подписок была 37%, а в 2016 она составила 67%.

VMware зарабатывает на двух главных направлениях: продажа лицензий (NSX, vSAN, AirWatch и vSOM) 39%; и поддержке софта 74,7%. Компания сейчас на распутье, вот, к слову, интересная статья о её будущем.

https://vc.ru/27410-na-chto-tratyat-dengi-softvernye-kompanii-vol-1

11
2 комментария

Маздай - сила!)

Живее всех живых!