Альтернативная комедия в Instagram: усталость от соцсетей как источник вдохновения

Переосмысление эпохи социальных сетей, успеха блогеров и влияния на нас «умной ленты» еще впереди. По мнению голландского теоретика и медиа-активиста Герта Ловинка, нашим сознанием давно управляют ведущие «корпорации зла» — Google и Facebook. И несмотря на то, что Big Data давно переполнена, мы продолжаем плодить информационный шум каждый день.

Сегодня я разговариваю с RKIN — блогером-комиком-креатором из Instagram или как он себя называет «кривым зеркалом Инсты». Начатый в начале июля 2021 года текстовый стиль ведения ленты прошел путь от ироничных надписей «это тоже контент» до рисования смайликами и запуска таргета на пост с надписью «таргетируемый пост». Его друзья-художники называют это «перформансом». Высказывание на социально-больную тему в современной минималистичной форме. Однако аккаунт стремительно теряет подписчиков и по каждому такому случаю выпускает пост в духе «минус два подписчика».

Одна из первых публикаций  RKIN
Одна из первых публикаций  RKIN

Начнем. RKIN вы кто?

RKIN: Думаю, что автор цифрового контента. А вообще работаю креативным копирайтером в рекламном агентстве, так что много времени провожу в соцсетях. Но даже если бы и не работал креативщиком, все равно бы жил также. Такие дела.

Что для вас подобное ведение аккаунта? Социальный перформанс, способ привлечь внимание, нечто личное или просто сублимация?

RKIN: Штош. Мало знаком с понятием «перформанс», поэтому сложно себя к нему причислить. И есть ощущение, что все эти жанровые распределения себя изжили. Например, брать у себя интервью — это тоже «перформанс»? Мне просто интересно наблюдать за реакцией подписчиков, отталкиваясь от «правил ведения профиля». Интерес больше социально-исследовательский. Слово «сублимация» погуглил, но в Вики сложные фрейдистские обороты. Не стал вникать. Личное ли это… А что сейчас личное?

Понимаю о чем вы. Особенно, в дискурсе пост-ковидной эпохи, когда мы еще больше слились со своими профилями. Можете себе представить локдаун без Интернета?

RKIN: Зависит от контекста. У Херцога в фильме «О, Интернет! Грезы цифрового мира» есть поселения людей живущих без Интернета. И если правильно помню, то и без электричества. Кстати, вы в курсе, что одними из первых идею «цифрового детокса» продвигал сам Facebook? Они как бэ предсказали недовольство, нашу будущую усталость от цифрового шума, проявив «З - заботу» о главном активе — пользователях. Об этом есть в книге Герта Ловинка.

RKIN
RKIN

Читал ее, хорошая.

RKIN: Ну, я в вас не сомневался.

Может на «ты»?

RKIN: Давай.

Изменилось ли твое отношение к лайкам или реакциям? Мне показалось, что сейчас у тебя наибольший отклик получают несложные ситуативные посты. Например, «мнение о ВкусВилле» и Тануки, «глина-г*вно» или катающиеся на машинках талибы.

RKIN: Ощущения другие, да. Комментами, которые оставляют подписчики, делюсь в сторис. Вовлеченность, как вы видите, не высокая. А следить за тем, что «зашло», а что нет, будет лишним. Чревато зависимостью, от которой хочется уйти.

Значит, это твоя форма эскапизма?

RKIN: Ну, думаю то, что мы в «полмозга» в соцсетях — это эскапизм. За некоторыми людьми, постоянно проверяющими уведомления, особенно интересно наблюдать. Будто им вот-вот напишут, что они выиграли миллион долларов. Сейчас много исследований, анализирующих это с разных точек зрения. Все крутится вокруг хештегов #одиночество (помните книгу «Одиночество в сети»?), #эго и #скука . Как по мне, последнее является одним из главных двигателей многих вещей. Просто теперь за «разрезание потока воды ножницами» или «видео с домашней уборкой» вас еще и наградят — дофамином.

RKIN
RKIN

Ничего нового ты не сказал. Все это давно известно. Почему выбрал Инстаграм?

RKIN: Вопросы типа «что тебя вдохновляет» тоже без уау-эффекта, знаешь ли.

Подпись «Холст, масло» RKIN
Подпись «Холст, масло» RKIN

Наверное. Но все, что ты сказал выше, давно известно. Честно, не знаю почему так отреагировал. Видимо, больная тема. Как будто начинаю тебя понимать. Так почему Инст? Почему не TikTok?

RKIN: Думаю, что из-за понятного мне интерфейса. Он удачно попал в аудиторию своей простотой и юзабилити. Не такой нагруженный как Facebook, да и в сравнении с VK намного удобнее. Больше ощущается как фото-, видео-мессенджер, чем соцсеть. Но времени отнимает не меньше, чем YouTube. Во многом это связано со сторис, которые вовремя подсмотрели у Snapchat. И раз мы по сей день «играем по правилам» площадки, то народ от этого еще не устал. Ну, или не все. Немного оффтоп. Сейчас завел себе электронную почту от VK. Это забавно. Они действительно думают, что люди вернутся к своим ящикам?

Не знаю. А зачем ты продолжаешь обрастать всеми этими новыми штуками?

RKIN: От скуки.

22
реклама
разместить
2 комментария