Рынок блогеров: тренды 2021 года и перспективы на 2022

В 2021 году доходы блогеров от рекламы оценили в ₽18 млрд. Однако у этого рынка есть и другая сторона — рекламные агентства тоже не дремлют. Мы попросили Максима Петренчука, CEO Social Stars, рассказать об итогах 2021, появившихся трендах и перспективах развития индустрии в следующем году.

Рынок блогеров: тренды 2021 года и перспективы на 2022

Ключевые тренды блогинга в 2021

В 2020-2021 блогинг еще больше стал превращаться в профессиональную индустрию, как и шоу-бизнес, и связано это в первую очередь с ростом доходов селебрити. Если раньше блогерство казалось забавным хобби с монетизацией, то сейчас это полноценный бизнес. Герои интернета постепенно понимают величину и силу своей аудитории и повышают цены на услуги и рекламу — из этого и рождаются тренды. Количество политической рекламы в этом году превысило все разумные пределы — немаловажный аргумент в пользу того, что блогеры стали более влиятельными в обществе.

Инфобизнес

Инфозапуски, то есть получение доходов через выпуск какого-либо обучающего продукта — главный тренд уходящего года. Чаще всего это заработок на лояльности аудитории и ожиданиях от того, что подписчикам расскажет любимый блогер. В этом году состоялся самый крупный в истории запуск инфопродукта — бьюти-блогера Гоар Аветисян. Она продала курс на $1 млрд — и, конечно, это вдохновило других людей заниматься запусками и создавать образовательные продукты.

Рынок инфобизнеса стремительно развивается, однако у него есть маргинальный отпечаток: многие считают, что это просто торговля воздухом. Но тут нужно помнить: к любому обучению нужно относиться по-философски — даже студентам, которые окончили МГУ, не дают 100% гарантии трудоустройства.

Возможно, рано или поздно к инфобизнесу подключатся и сами образовательные институты — блогерам нужно создавать качественные услуги, а университетам — привлекать студентов. Соответственно, они будут объединятся и запускать комплексные продукты особенно на стыке модных профессий. Хочется верить, что аудитория постепенно станет относиться к продуктам требовательнее, понимая, какой результат хочет получить.

Индустрия про деньги или социальный лифт?

Раньше блогерами становились только творческие мечтатели, а сейчас на рынок приходят эксперты и бизнесмены — люди, с планом на жизнь и большими амбициями. Сейчас герои интернета больше становятся контент-мейкерами, причем для брендов. Например, появляются интеграции в популярном шоу “Что было дальше” или в интервью Юрия Дудя. Многие бренды вряд ли понимают, что не очень хорошо разбираются в YouTube и Instagram, поэтому они быстрее заплатят блогеру, чем обратятся к распиаренному режиссеру.

Так или иначе, для жителей небольших городов, учитывая огромную разницу в доходах в разных регионах, блогерство по-прежнему остается легким стартом для построения самостоятельного и стабильного заработка. Единственная ошибка — считать, что блогерство само по себе может сотворить чудо и сделать человека миллионером без особых усилий. Конечно, чтобы добиться успеха,нужно много работать. Но в каком-то смысле стать блогером выгоднее, чем получить образование, а затем мечтать устроиться в метафорический “Газпром”.

15-ти секундный контент

Еще один важный тренд — появление Instagram Reels, YouTube Shorts и продолжающийся рост TikTok. Так, в прошлом году TikTok стал самым популярным приложением в мире, а в 2021 его ежемесячная аудитория превысила 1 млрд человек. Это говорит о том, что будущее — за быстрым контентом и короткими видео из рекомендаций. Подобный формат стал популярным, поскольку он бесплатно продвигал креаторов — нужно было просто записать ролик. И Instagram и YouTube не могли не перенять это тренд. Однако алгоритм продвижения, например, Reels до сих пор непонятен — с одной стороны, видео попадают в рекомендации, а блогеры набирают просмотры и подписчиков, с другой — на рынок Instagram это не сильно влияет. Для YouTube же никакой угрозы нет — конечно, в последнее время видео стали короче. Но все сложно сказать, что Shorts как-то сильно повлияли на контент этой площадки.

Многие “олдскульные” селебрити высказываются, что TikTok и его аналоги — это деградация, поскольку рекомендации сами подсказывают пользователю, что ему смотреть, а что — нет. Тем не менее, 15-ти секундный формат сейчас развивается все стремительнее и вряд ли перестанет в ближайшее время. Его появление неизбежно создает стиль, а вместе с ним — новые смыслы и подачу.

Что ждет индустрию в 2022 году

За микроинфлюенсерами — будущее

На Западе рынок уходит в сторону микроинфлюенсеров и даже наноинфлюенсеров. Зачастую для бизнеса сотрудничество с большим количеством малых блогеров будет выгоднее, чем нанимать крупного. Возможно, в 2022 году Россия сможет перенять опыт иностранных рынков и выстроить работу с блогерами через понятные схемы и регламенты — это значительно сэкономит время всем участникам процесса.

Государству нужно поймать волну поколения

Как мы уже писали выше, сейчас многие блогеры — вчерашние жители регионов, а сама индустрия — огромный социальный лифт. Как только человек набирает подписчиков и становится популярным, он сразу же переезжает в Москву. Схема очень напоминает СССР, когда через армию человек мог попасть в топовый вуз, потом найти хорошую работу и в итоге остаться в столице. Несмотря на то что креаторов с каждым годом становится все больше — количество блогеров-миллионников выросло на 41% — позиция государства по отношению к ним все еще туманная.

Герои интернета сейчас все больше заявляют о себе, поэтому государству нужно начать работать с лидерами. И это будет win-win ситуация: государству выгодно через блогеров рассказывать населению о разным мероприятиях, продвигать спорт и науку, а селебрити же за счет этого получат доступ к образованию, социальным лифтам и новому статусу. Но есть риск в том, что консерватизм власти вкупе с извечной любовью доминировать приведет к обострению напряженности, что в итоге выльется во враждебные и радикальные взгляды части молодежи.

Блогерство станет метавселенной

Если раньше блогер ассоциировался с конкретной площадкой, то сейчас все сливается в единую экосистему. Если у человека есть мощный YouTube, то он уже есть Instagram, если он популярен в Instagram, то скорее всего уже завел и TikTok. Сама индустрия постепенно приходит к некоему стандарту — появится единое информационное поле, в котором более важно, насколько блогер полезен аудитории, чем его качества и параметры и умение приспособиться к алгоритму.

Статусы “ютюберы”, “тиктокеры” и “инстаграмеры” будут постепенно отходить на второй план — привязка креатора и платформы практически сотрется, так же как и глобальное различие между сетями. Рынок рано или поздно насытится сам по себе, и на нем установится некая технологическая стабильность — площадки постепенно обмениваются опытом и функционалом. Так, будут просто блогеры с разными параметрами контента.

Идея метаблогигна крута тем, что скоро социальные сети будут развиваться в сторону дополненной реальности — сейчас уже появились приложения, в которых можно создать двойника блогера, который будет общаться с пользователем как виртуальная кукла, отвечать на вопросы, советовать что-то и продавать свои продукты.

В целом, рынок блогеров продолжит расти — селебрити будут задавать тренды индустрии, а площадки — подстраиваться под них. Однако не каждый интернет-герой сможет справиться с генерацией контента и уникальных людей, поэтому потребность в PR-агентствах точно так же увеличится.

1616
5 комментариев

жаль что нет тренда что люди становятся умнее, так и продолжают массово потреблять дерьмо

3

Есть инфобизнес, а есть инфоцыганство)
Там в оригинальной версии был абзац, но его посчитали противоречивым, про чакры и Собчак, поэтому убрали. А говорилось о том, что очень сложно найти золотую середину, действительно. Потому что у нас либо торговля курсами раскрытия матки, либо MBA МГУ.

1

У ОЛДовых артистов эстрады очень бомбит когда речь заходит про блогеров , даже у Павла Воли есть интересный скейч на эту тему . С другой стороны все правильно , когда старички походили все круги ада шоу бизнеса , ребята с телефоном и каналом на ютубе зарабатывали без шума и пыли себе на Бентли

1

Не инфобизнес, а инфоцыганство!

Ага, поймало государство волну поколения)))))