Почему Instagram* массово блокирует аккаунты и как блогерам не попасть под раздачу
Мы — Perfluence — занимаемся performance-influence-маркетингом: делаем рекламные кампании с блогерами по CPA. В конце июня 2019 года Instagram начала блокировать блогеров «по жалобам правообладателей».
Пострадали аккаунты, которые работали по три–четыре года и за всё это время не получили ни одного предупреждения от Instagram. Около 20 человек потеряли свои аккаунты. Среднее количество подписчиков у каждого — 45 тысяч, а у одного из них было 300 тысяч.
Всё происходящее похоже на ночную ковровую бомбардировку: быстро, чётко, неожиданно, без объяснения причин. Хотя нет, причину блокировки всё-таки назвали, и она заслуживает отдельного внимания.
Как блокируют аккаунты
Всё начинается примерно с таких сообщений на почту блогера:
Смысл такой: «Уважаемая, мы удалили ваш пост по жалобе правообладателя». В письме указана корпоративная почта правообладателя — на скринах это бренды Ozon, Mamsy и L’Oreal.
Блогер, который не первый год плодотворно сотрудничает с брендом, резонно пытается узнать, что же происходит:
И выясняется, что бренд-то тут ни при чём. Жалобу он не писал, блогера любит и с удовольствием с ним сотрудничает.
Спустя некоторое время Instagram подчищает профиль блогера: удаляет десятки и сотни постов, а потом — и все до единого. Аккаунт, над которым работали годами, просто блокируют.
Что общего у заблокированных аккаунтов
Первыми под раздачу попали наиболее коммерчески успешные аккаунты — скидочные. Такие аккаунты рассказывают подписчикам о самых выгодных предложениях в интернете и офлайне. На них подписаны сотни тысяч людей, которые следят за выгодными предложениями и хотят сэкономить.
Аккаунты объединяет большое количество упоминаний логотипов и отметок официальных аккаунтов брендов.
Бренды такие аккаунты обожают. Ни один бренд, сотрудничая с блогером, на такой аккаунт жаловаться не будет.
Когда к нам пришел первый заблокированный блогер, мы побежали писать в Facebook, которому принадлежит Instagram. Написали три письма с просьбой восстановить контент и аккаунты блогеров, вот одно из них:
Спустя неделю пришёл ответ:
Суть всех таких ответов: «Блогеры нарушают правила и используют логотип компании без разрешения. Если вы хотите отозвать свою жалобу, отзывайте».
Мы не жаловались, но попросили отозвать жалобу. Ответа пока нет. Битва за восстановление контента и аккаунтов продолжается уже вторую неделю.
Кто это делает и зачем
Есть две основные версии того, что происходит:
- Instagram закручивает гайки, планируя пересадить всех на функцию «брендированный контент».
- Какие-то злоумышленники самоутверждаются или выполняют заказ, используя уязвимости соцсети.
Характер жалоб наталкивает на мысль, что это могут быть люди с рынка, а не сам Instagram.
Как это выглядит для правообладателя
Когда кто-то жалуется на блогера и указывает контакты бренда, на ящик бренду приходит такое письмо:
Форма для жалоб находится на сайте Instagram. Она лишена простейшего защитного механизма: жалобу не нужно подтверждать с корпоративной почты.
Чтобы заполнить форму, надо найти в реестре торговых марок информацию о бренде. Вряд ли сам Instagram генерирует такие письма, тем более что корпоративная почта, указанная в жалобе, никак не связана с аккаунтами в соцсетях.
Что делают блогеры, чтобы не потерять аккаунты
Блогеры массово переименовывают страницы, самостоятельно удаляют свой контент в надежде не получить «предупреждение» в виде удаления постов.
Публикация новых рекламных постов практически остановилась, блогеры боятся указывать названия брендов в «Историях». Однако многие из них помнят о партнёрских договорённостях и вуалируют рекламу, используя русскую и английскую раскладки при указании имени бренда.
Как обычно, все проблемы Facebook играют на руку Telegram. Блогеры начинают создавать свои каналы и перетягивать аудиторию в них. Так делают даже те, кого не заблокировали:
Что Instagram смерть, то Telegram хорошо.
Что делать брендам
Чтобы помочь своим лояльным блогерам, нужно искать на почте письма, в которых от вашего имени была жалоба, и отвечать примерно так: «Please retract any content that had been deleted due to a fake abuse».
Также стоит научиться работать с функцией «брендированный контент». Хотя пока что она доступна всего 5–7 % аккаунтов.
Блокировки уже проводились якобы от лица следующих брендов:
- Mamsy;
- L'Oreal;
- «Л’Этуаль»;
- Ozon;
- Kari;
- Metro;
- «ЭПЛ Даймонд».
Что делать блогерам
Вот что можно посоветовать блогерам:
- временно не отмечать аккаунты брендов в своих постах;
- делать публикации максимально нативными;
- не использовать логотип рекламируемого бренда;
- регулярно проверять, доступна ли функция «брендированный контент»;
- параллельно развивать аккаунты в других соцсетях и мессенджерах.
Не совсем понятно, кто стоит за этим. Если Instagram, то это просто кощунство! Если кто-то посторонний, то вам очень повезёт, если на рынке никто не узнает, кто вы — а то работу потом в жизни не найдёте.
А наших блогеров мы очень любим, держитесь! Всегда помогаем, чем можем — кто, если не мы?!
Для нас ситуация стала неожиданностью так же, как и для блогеров. Мы не подавали жалобы на блогеров — тем более на тех, с кем сами работаем.
Крайне неприятная ситуация, которая бьет по рынку influence-маркетинга в целом. Хотелось бы услышать реакцию Instagram.
Комментарии блогеров
Мой аккаунт @nika_ekonomit был заблокирован после 10 жалоб. Это было похоже на «добивание». Недоброжелатель выискивал любое упоминание компаний и сыпал фейковыми жалобами. Это «дырка» в системе Instagram. В которую вот так за один день улетел весь труд по созданию полезного блога.
Чтобы восстановить свою страницу я отправила встречные заявления по всем жалобам, однако процесс восстановления может длиться месяцами. В случае восстановления мне придется полностью пересмотреть формат работы, но у меня теперь много времени, чтобы найти выход.
Мой блог был заблокирован самым первым по жалобам от Ozon, Mamsy, La Roche-Posay, L'Oreal.
Через неделю после последней «жалобы» аккаунт заблокировали якобы за нарушение авторских прав и незаконное использование логотипа.
Я связалась с Mamsy, L'Oreal и La Roche Posay. Все они сообщили о том, что жалоб не подавали. Ozon официально пока не ответил. У нас стойкое убеждение, что жалобы фейковые от стороннего заинтересованного лица.
Получается, Instagram защищает непонятно что, фейковые жалобы не проверяются. И если Instagram ввёл новые правила, то, наверное, нужно было оповестить сообщество.
До 20 июня текущего года мой аккаунт рос и развивался, и всё было хорошо, жалоб от третьих лиц и Instagram не поступало. Первая жалоба пришла 20.06 якобы от Mamsy, в письме было указано о незаконном использовании логотипа, товарного знака бренда в посте.
Пост был рекламный, соответственно, согласован со стороны бренда. Далее было ещё две жалобы на незаконное использование товарного знака, логотипа, уже якобы со стороны «М.Видео» и «Л’Этуаль».
После трёх жалоб мой блог заблокировали, это произошло 30.06.
Аналогичным образом пострадало ещё несколько блогов о скидках. У нас две версии — либо это проделки конкурентов, либо так чудит Instagram.
Второй вариант сомнительный, так как электронные адреса, с которых отправлены жалобы, не существуют, а так же сами представители брендов дают понять, что жалобы с их стороны отправлены не были.
Мы, пострадавшие, пытаемся общими усилиями разобраться в ситуации, обсуждаем всё с коллегами. И пришли к выводу, что жалобы подать может любой желающий, никаких подтверждающих документов и электронных подтверждений со стороны компаний не нужны.
Мы склонны полагать, что это фейк-жалобы, и так можно убить любой блог.
*Компания Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией.