Кладбище идей: список закрытых проектов крупных компаний
Google похоронил 298 своих проектов, Яндекс — не менее 36. Выясняем, почему это не поражение и какой урок нам стоит вынести из опыта IT-гигантов
Это команда WEEEK. За одним успешным продуктом могут стоять десятки его предшественников, которые не выдержали реалий рынка. Не всегда проблема в идее или слабой реализации — иногда просто меняются внешние обстоятельства.
От этого не застрахованы даже лидеры вроде Google и Яндекс. Их пример можно использовать как прививку от страха ошибки. Ведь каждый закрытый сервис — опыт, который помогает лучше понимать контекст, аудиторию и работающие инструменты.
Закрытые проекты Google
На сайте с ироничным названием Killed by Google насчитывается уже 298 похороненных проектов — среди них приложения, сервисы и аппаратное обеспечение. Здесь собрана история Google, которая показывает, как быстро развивается компания.
Несколько интересных примеров:
YouTube Messages (2017–2019) — сервис личных сообщений, который позволял пользователям делиться видео и обсуждать их тет-а-тет или в группах
Chromebook Pixel (2013–2017) — первый ноутбук Google на базе Chrome OS
Google Answers (2002–2006) — платформа, где пользователи могли получить ответы на свои вопросы от экспертов. Несмотря на первоначальный успех, сервис не окупился
Inbox by Gmail (2015–2019) — приложение электронной почты. Компания решила отказаться от проекта, поскольку сосредоточилась на развитии сервиса Gmail
Google Cloud Print (2010–2020) — служба печати через облако. Отправить документы на принтер, соединённый с сервисом, можно было с любого устройства
Google Wave (2009–2012) — инструмент для онлайн-общения и совместной работы в режиме реального времени. Был закрыт из-за сложного интерфейса, который не позволял пользователям оценить все возможности сервиса
YouTube Originals (2016–2022) — сервис предлагал разнообразие оригинального контента: сериалы, эксклюзивные шоу, обучающие видео
Google Stadia (2019–2023) — облачный сервис, с помощью которого можно было играть в видеоигры и транслировать процесс. У проекта был существенный недостаток — отсутствие качественных игр — что и стало причиной закрытия
Google URL Shortener (2009–2019) — инструмент для создания коротких ссылок. Google объявила о закрытии сервиса, сославшись на множество аналогов
Google Reader (2005–2013) — агрегатор RSS-лент, позволявший подписываться на сайты и получать уведомления о новых публикациях. Компания закрыла сервис, поскольку зафиксировала снижение интереса к RSS-технологиям
Закрытые проекты Яндекс
Яндекс давно вышел за рамки поисковой системы и стал целой экосистемой сервисов. Но не все инициативы компании пережили испытание временем. Вот некоторые из тех, что оказались похоронены на кладбище проектов:
Яндекс.Store (2013–2020) — магазин приложений, который должен был стать альтернативой популярного Google Play
Яндекс.Аура (2018–2020) — социальная сеть с Tinder-механикой оценки постов и подбором интересных сообществ и людей. Платформе не удалось собрать желаемое количество пользователей — поэтому проект закрыли
Яндекс.Кит (2014–2015) — операционная система на базе исходного кода Android. Вскоре проект пришлось закрыть, потому что пользователи Android предпочитали привычную экосистему Google
Яндекс.Город (2014–2016) — сервис, который помогал выбрать подходящую организацию в городе на основании предпочтений пользователя. Инструмент не пользовался популярностью — и был закрыт
Я.Онлайн (2008–2013) — мессенджер в виде десктопной программы
Яндекс.Пиво (2001–2004) — сайт о пиве и его сортах. Здесь ценители напитка могли оставлять свои оценки, общаться друг с другом и даже участвовать в конкурсах
Пульс блогосферы (2007–2013) — инструмент аналитики общественного мнения, который помогал узнать, о чём сейчас пишут в блогах. На момент закрытия у сервиса была критично низкая посещаемость
Яндекс.Прогулки (2015–2015) — приложение из подборки, которое продержалось на рынке меньше всего. Представляло собой путеводитель по городам России. Проект закрылся, потому что оказался интересен пользователям только в летний сезон
Яндекс.Диктовка (2014–2016) — приложение для перевода устной речи в текст. Проект был экспериментальным, и его похоронили спустя два года
Яндекс.Мастер (2014–2015) — сервис, который объединял компании, занимающиеся мелкими бытовыми услугами. За время существования проекту так и не удалось стать массовым
Что в итоге
Успешный проект рождается из множества проб и ошибок. Опыт крупных компаний говорит: не бойся запускать новое. Даже если идея не выстрелит, важно продолжать идти вперёд, адаптироваться и учиться. Без экспериментов не будет инноваций.