Два россиянина создали сервис для застройщиков и прошли акселерацию в Y Combinator

Юрий Лифшиц и Степан Коршаков рассказали о работе с инвесторами, развитии своего сервиса и американском рынке недвижимости.

В закладки
Юрий Лифшиц (слева) и Степан Коршаков

В январе 2018 года Юрий Лифшиц и Степан Коршаков прошли в зимний набор американского стартап-акселератора Y Combinator. Они создали сервис Statescraft, с помощью которого городские власти могли собирать жилищную статистику.

Однако потенциальных клиентов продукт не заинтересовал, и они были вынуждены сменить бизнес-модель, сосредоточившись на продажах застройщикам.

Сейчас предприниматели разрабатывают сервис Openland, с помощью которого строительные компании могут узнать, кому принадлежат земельные участки, какие сооружения можно там возводить, сколько составит налог на недвижимость, и другую информацию.

В интервью vc.ru они рассказали о «болях» американского рынка недвижимости, акселерации в Y Combinator, технике общения с инвесторами и примечательных проектах из Кремниевой долины.

Когда мы общались последний раз, вы только прошли отбор в Y Combinator. Каков статус проекта сейчас?

Юрий Лифшиц: Мы успешно закончили программу Y Combinator и привлекли необходимое посевное финансирование, но ещё не готовы поделиться деталями.

Тогда расскажите, что нельзя делать предпринимателю, чтобы оттолкнуть инвестора?

Юрий Лифшиц: Одна из простых вещей — избегайте длинных ответов. Чтобы оценить бизнес, инвестору нужно задать 40-70 вопросов. Если встреча длится 30-45 минут, и ты будешь по шесть минут отвечать на один вопрос, то инвестор успеет задать всего пять-шесть вопросов. Он не успеет заинтересоваться твоим бизнесом, и у него не будет стимула назначить вторую встречу.

Для встречи с инвестором нужно подготовить максимально короткие отрепетированные ответы, которые помещаются в одно-два предложения.

Этому учит сам Y Combinator — при поступлении на программу они учат применять точно такой же принцип. Вступительное интервью длится десять минут, за это время они тоже задают около 40 вопросов.

На ответ даётся примерно 8-10 секунд. После первых 15 слов они задают следующий вопрос, вне зависимости от того, закончил ты отвечать или нет.

Что это за вопросы?

Юрий Лифшиц: Кто твои основные конкуренты? Какая у тебя выручка в следующем месяце? Где вы будете через шесть месяцев? Сколько людей в команде? Что самое сложное в вашей технологии? Если вам все клиенты сказали «нет», то как вы измените концепцию? Если клиент отвергает ваш продукт, то почему? Какие основные возражения?

В течение интервью идёт беспрерывная бомбардировка вопросами. Мой совет, который я где-то публиковал, — нужно отвечать на эти вопросы без глаголов.

«Какая основная причина, почему вас покупают?» — «Такая-то». «Что вы предложите клиентам, если они отвергнут ваш продукт?» — «Продукт № 2».

Практически на любой вопрос можно ответить существительным, если ты знаешь ответ. Использование глаголов в ответе на вопрос инвестора означает, что ты не знаешь ответ.

Сколько встреч проходит с инвестором, прежде чем подписать раунд?

Юрий Лифшиц: Мы сейчас будем говорить про инвестора, который вкладывает скромную сумму, то есть он один из многих участников одного раунда.

У нас самый быстрый результат — через одно письмо на электронную почту. Инвестор написал, что он о нас узнал, мы ему нравимся, поэтому он хочет вложить небольшую сумму.

Таких инвесторов было несколько. Мы проверили их репутацию и отзывы от других предпринимателей, а когда поняли, что это достойные люди, приняли предложение и выслали контракты.

Но никто из них не был нашим первым инвестором. Они слышали от наших текущих инвесторов, что мы интересная компания, поэтому инвестировали вдогонку к другим.

Был инвестор, с которым мы провели одну встречу и отправили ему двадцать писем, но в течение недели. В понедельник мы встретились, а в пятницу он проинвестировал.

Где было две-три встречи — всё закончилось отказом.

У нас больше 25 инвесторов. Чтобы их собрать, мы прошли примерно через сотню отказов. Даже для компаний, которые относительно успешно выходят из Y Combinator, это вопрос чисел. Ты общаешься с достаточно широким кругом инвесторов, и кто-то из них говорит «нет».

Расскажите о программе Y Combinator. Кем были ваши менторы?

Юрий Лифшиц: Майкл Сайбл и Густав Алстромер. Майкл Сайбл — руководитель программы Y Combinator, а Густав Алстромер, прежде чем стать партнёром Y Combinator, работал менеджером по росту в Airbnb.

Самым критическим моментом в Y Combinator для нас стала смена бизнес-модели в середине программы. Был тяжёлый момент, когда мы поняли, что наша исходная бизнес-модель не работает, и со стороны клиентов нет достаточного спроса.

Когда у тебя возникает вопрос, ты можешь забронировать индивидуальную встречу с одним из менторов. Эти встречи обычно длятся 30-40 минут. Наша продлилась около двух часов, потому что это был критический момент для судьбы компании.

У нас была идея, как поменять бизнес-модель, но Майкл Сайбл раскритиковал её в пух и прах. Это нас спасло, потому что наша первая идея изменения бизнес-модели была крайне неудачной. Со второго раза мы нашли намного более перспективный вариант разворота компании.

Вы изначально планировали продавать сервис муниципалитетам, верно?

Юрий Лифшиц: Да. У нас была аналитика по городам, жилью, постройке и строительным разрешениям. Мы продавали сервис городам, чтобы они могли принимать лучшие решения по выдаче строительных разрешений, по зонированию и высотности.

Но выяснилось, что города пока не готовы платить деньги и использовать данные для принятия более эффективных решений, поэтому нам нужно было поменять модель.

У нас была очень ценная информация, аналитика и инструмент для работы с картами, с поиском свободных участков и анализом, где можно построить дополнительное жильё в городах.

Кто готов платить за эту информацию?

Юрий Лифшиц: Застройщики. Наша идея заключалась в том, что есть «правильный» продукт и «неправильный» клиент — то есть не тот, который может в достаточном объёме платить за сервис, чтобы построить успешную прибыльную большую компанию. Возможно, через пять лет мы вернёмся к идее делать платные сервисы для городов.

Возвращаясь к Y Combinator. У нас оставалось семь недель до выпуска. Мы за это время успели сделать новый интерфейс для застройщиков, продать три крупных контракта, выйти с хорошими показателями на демо-день, заинтересовать инвесторов.

Мы провели больше сотни встреч с инвесторами за шесть недель. Мы завершаем раунд, то есть компания получила финансирование, которого хватит более чем на два года.

Насколько я знаю, менторы Y Combinator часто отправляют основателей стартапов опрашивать потенциальных клиентов, чтобы получше узнать об их «болях». У вас было что-то подобное?

Юрий Лифшиц: Мы общались с десятками городов на первом этапе развития компании и выяснили, что «боль» недостаточная, и городская администрация чувствует себя комфортно, не зная базовых статистик по собственной системе жилья.

Даже если в их отчётах есть колоссальные ошибки, то они готовы с ними смириться. Они готовы принимать неэффективные законы.

Для частного сектора кажется естественным заботиться о данных и эффективности и мерять результаты своей деятельности, а городские администрации не готовы вкладываться в такие базовые вещи. Они сначала говорили, что заинтересованы, а когда речь доходила до оплаты, то заинтересованность исчезала.

Мы выиграли один тендер с американским городом, но даже на это у нас ушло полгода. Мы начали с ними работать ещё до поступления в Y Combinator, а финализировали сделку уже во время программы. Но количество дополнительных условий оказалось таким, что нам было проще отказаться от выигранного тендера.

Городские администрации испытывали недостаточную «боль», чтобы у них возникла потребность в вашем сервисе. А в чём заключалась «боль» строительных компаний?

Юрий Лифшиц: Мы нашли одну конкретную корневую проблему у строителей, которую наш сервис может решить — это покупка участков для застройки.

Если строитель не купит участок, то не сможет построить много домов и получить больше прибыли. Сам процесс покупки участков очень сложный, потому что официально ни один участок не выставлен на продажу, и непонятно, сколько он может стоить и как его купить, если застройщик базируется в другом городе.

Чтобы купить один участок, нужно посмотреть сотни. Если строители пытаются купить 10-20 одинаковых участков, то им нужно будет осмотреть тысячи участков, изучить местные законы, строительные нормы, высотность, отступы от улиц, взять пробы земли.

Сейчас нет хорошего программного обеспечения для этого процесса, поэтому он занимает много времени, сил и ресурсов сотрудников, которые занимаются рутинной работой и вчитываются в документацию местных органов власти.

Наш сервис помогает организовать и ускорить этот процесс — он позволяет упростить информацию о том, какие участки можно купить.

Сколько времени уходит на это без Statecraft?

Юрий Лифшиц: Кстати, мы переименовали компанию: теперь она называется Openland. После того как мы переориентировались на строителей, то поняли, что Statecraft — неподходящее название.

Кроме того, у нас никогда не было домена в зоне .com, а с Openland нам повезло, и мы купили домен Openland.com за очень скромную сумму. Сопоставимую с месячной зарплатой одного программиста.

Что касается сроков покупки участка, то сейчас этот процесс может занимать до пяти лет. Застройщику нужно найти продавца, договориться с ним о сделке, получить строительное разрешение.

Во многих ситуациях это не просто процесс покупки участка, а ещё и смена зонирования. Например, земля находилась в зоне индустриальной застройки и её необходимо переоформить для жилищного строительства. Это многоэтапный процесс, поэтому в некоторых случаях он может занимать до десяти лет.

Программное обеспечение помогает расширить поиск. Если раньше два человека могли купить два участка в год, то теперь два человека могут купить пять участков в год. Если раньше они покупали участки в пяти городах, то в каждом городе им требовался представитель. Теперь централизованная команда с небольшим количеством консультантов в других городах может покупать участки на национальном уровне.

Степан Коршаков: Застройщики хотят покупать как можно больше участков, но у них нет возможности сделать это.

Какова средняя стоимость участка для строительства жилого дома в США?

Юрий Лифшиц: В среднем $5 млн для строительства дома на 100 квартир.

Расскажите подробнее о вашей бизнес-модели?

Юрий Лифшиц: У нас есть две бизнес-модели. Одна из них для пользователей, которые покупают много участков в год. Для них мы предлагаем SaaS-модель, при которой они платят серьёзную сумму в месяц. Это индивидуальные планы, но они синхронизированы с объёмом закупки земли: чем больше ты покупаешь земли, тем дороже твой план.

С тех, кто покупает мало участков, мы будем брать процент от стоимости купленного участка в будущем. Сейчас мы не работаем с этим пластом клиентов, а пока сосредоточены на самых агрессивных массовых закупщиках земли.

Так сколько стоит месячная подписка?

Юрий Лифшиц: Речь идёт о десятках, а в отдельных случаях — о сотнях тысяч долларов в год. У наших клиентов индивидуальные тарифные планы, потому что они включат в себя некоторые уровни кастомизации.

Сейчас мы даём информацию по Нью-Йорку и Сан-Франциско, но при сделке с новым клиентом мы можем дополнительно обсудить, какие данные и по каким городам он хотел бы получать.

Какую именно информацию вы предоставляете?

Степан Коршаков: Мы интегрируем данные из открытых источников. Много информации, связанной с приобретением участка в Нью-Йорке: кому он принадлежит, какого он размера, что там можно строить, каков размер налога на недвижимость, есть ли там здание, сколько в нём этажей и так далее. Налог на недвижимость используется для оценки стоимости участка.

К сожалению, мы не можем интегрировать данные со всех штатов, потому что у каждого уникальная система сбора и хранения данных, иногда они не оцифрованы.

Мы собираем информацию в полуручном режиме и пытаемся запихнуть её в свою систему, чтобы в дальнейшем с ней было легче работать. Например, чтобы проверить владельца участка, во многих штатах нужно подать официальный запрос, заплатить $300 и ждать месяц.

Недавно я присмотрел участок площадью 500 м² в штате Нью-Йорк. Он стоит $5 тысяч и находится на Лонг-Айленде. Я всё думал, как мне его купить. Несколько дней я потратил на поиск информации о том, как мне получить данные о зонировании территории, и единственным вариантом оказалось позвонить в управление городского планирования.

Но мне было бы сложно объяснить, почему русский парень хочет купить участок. Я не могу принять решение о покупке из-за того, что у меня нет данных о земле.

В США участки стоят дешевле, чем жильё. Я удивляюсь, почему молодые люди в США не понимают этого. Даже в Лос-Анджелесе я нашёл землю площадью 500 м² за $10 тысяч.

Но, возможно, проблема заключается в том, что строительство дома займёт как минимум несколько лет. И он будет стоить $150 тысяч.

Юрий Лифшиц: Одна из задач — понять, какой из дешёвых участков ценен, а какой несёт риск.

А что определяет ценность и риск?

Юрий Лифшиц: Будущий транспорт, разрешённая высотность, требуемые отступы, разрешённый процент участка, который можно занять зданием, заражённость почвы.

Например, в США существует право на воздух над зданием. То есть у застройщика есть отдельно участок и отдельно право строить здание в высоту. В некоторых случаях владелец участка продаёт права на воздух соседу — чтобы там не построили небоскрёб, и у него было больше солнца. Можно купить участок без права на воздух.

Поговорим о жизни в США. Когда вы переехали в Кремниевую долину, что вам показалось самым необычным?

Степан Коршаков: Улыбающиеся люди. В России все запаренные, особенно в Санкт-Петербурге. Если ты как-нибудь неудачно стоишь в метро на проходе, то все на тебя смотрят с прищуром и мыслью: «Ты нахал».

В США ко всему относятся проще. В первую очередь к тому, как ты разговариваешь по-английски. Из-за того что меня никто не пытался пристыдить, я начал свободно на нём разговаривать через месяц — постоянно говорил и не боялся, что меня засмеют.

Как вообще проходит ваш день?

Степан Коршаков: Просыпаемся и кодим.

Юрий Лифшиц: У меня день уходит на проверку электронной почты и встречи с людьми.

В пиковые моменты у меня было до 15 встреч в день. За время Y Combinator я перешёл с часовых встреч на получасовые — и с клиентами, и с инвесторами. Был случай, когда инвестиционная сделка на $100 тысяч была закрыта по итогам получасовой встречи.

Одна из вещей, которая мне помогала — это инструмент Mixmax. Он позволяет автоматизировать работу с электронной почтой: настроить шаблоны, отправлять письма по определённым правилам. Также он собирает статистику, сколько писем ты отправляешь каждый день. У меня — около сотни.

Вы развиваете сервис в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Расскажите о различиях в предпринимательской культуре Кремниевой долины и Восточного побережья.

Юрий Лифшиц: Уточню, что мы ещё не провели достаточно времени в Нью-Йорке, а делали всё в Сан-Франциско. Я думаю, что в Кремниевой долине значительная плотность инвесторов, талантов и предпринимателей с похожими проблемами. На Восточном побережье люди с технологиями растворены в других индустриях.

В Кремниевой долине, если мы берём профессионалов с высоким уровнем дохода, то они практически все работают в индустрии технологий. Эта концентрация имеет негативные стороны, поскольку это недостаточно разнообразный мир, и позитивные — там легче находить таланты, учиться друг у друга, если ты договорился с инвестором, то он приводит ещё пять друзей.

Что должно измениться, чтобы вы уехали из Кремневой долины и вернулись в Санкт-Петербург?

Юрий: Мы себя считаем глобальной компанией. У нас команда распределена по разным странам, включая Россию. Мы хотим продолжать строить интернациональную команду. Мы не считаем, что уехали из России — мы присутствуем в разных местах.

С точки зрения бизнеса, мы хотели бы работать в России в будущем. Мы не видим для этого помех. Поскольку наши инвесторы и первые клиенты в США, нам проще продолжать там, но в перспективе мы хотим быть глобальной компанией.

У нас нет никакого негатива по отношению к России. Мы хотим работать с российскими сотрудниками, в будущем продавать наши технологии российским клиентам.

Америка — хорошее место для старта с точки зрения инвестиций. У нас есть инвесторы, которые имеют русские корни или инвестируют в российские компании.

Расскажите о самых необычных стартапах в вашем наборе на Y Combinator.

Юрий Лифшиц: Самый необычный — стартап по замораживанию мозга. Есть хороший стартап по автоматизации морских контейнеровозов. Это как беспилотный автомобиль, только судно. Они не полностью автоматизировали корабли, но уже на пути к этому.

Степан Коршаков: Мне больше понравились нервущиеся колготки для женщин. Это самое интересное сочетание технологий. Основательница взяла технологию бронежилета, сделала на её основе колготки, которые никогда не рвутся. Из них даже можно сделать качели.

Какие технологии или проекты сейчас популярны в Кремневой долине?

Юрий Лифшиц: Я думаю, компания Bird. Она устанавливает на улицах электрические самокаты, которые работают по модели каршеринга и стоят $1-2 за поездку. У самоката скорость 20-25 км/ч. Его очень удобно использовать на коротких дистанциях в городе с широкими тротуарами.

В декабре 2017 года Bird привлекла в первом раунде $15 млн, в феврале — $100 млн. Сейчас говорят про третий раунд в несколько сотен миллионов долларов.

Срок окупаемости электрического самоката — два-три месяца. После этого они начинают «печатать» деньги. У них феноменальная юнит-экономика. Единственная проблема — негативная реакция властей. В Сан-Франциско уже приняли закон, резко ограничивающий поездки на электросамокатах. Я считаю, что это большая ошибка.

А что не нравится властям?

Юрий Лифшиц: Что нет чётко закреплённого места, где им можно парковаться, и люди бросают самокаты в случайных местах. В устройствах есть противоугонный инструмент. Как только злоумышленник попытается сдвинуть с места заблокированный самокат, он начинает пищать.

Необходимо определить, какое место считается доступным для парковки, а какое — нет.

Второй вопрос: можно ли в них кататься без шлема и где кататься — на тротуарах или только по дороге. По закону можно только по дороге и в шлеме, но фактически никто не носит шлемы.

Когда создавались эти законы, никто не думал, что появится электрический самокат. А сейчас только в Сан-Франциско разбросано около двух тысяч самокатов.

Персонал Bird собирает их по ночам и заряжает. Кроме того, с помощью приложения сами пользователи могут взять домой самокат, зарядить и получить за это $5.

Степан Коршаков: Самокаты — это довольно очевидная тема. Мне кажется, люди начали понимать, что эпоха стартапов на основе «лёгких» технологий уже уходит.

Сейчас пошли более сложные технологии, вроде автоматизации морских контейнеровозов. Мне кажется, это тренд. По крайней мере, после программы в Y Combinator у меня сложилось такое впечатление.

#интервью

{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0432\u044c\u044e"], "comments": 69, "likes": 84, "favorites": 83, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 37726, "is_wide": true }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 37726, "author_id": 61917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/37726\/get","add":"\/comments\/37726\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/37726"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131 }

69 комментариев 69 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
19

Когда вижу такие стартапы то просто охуеваю.
Охуеваю от предпринимательских талантов таких молодых ребят.

Как я понял, ребята изначально хотели брать инфу об участках в мунипалицетах, чутка добавить свое и... продавать эти данные тем же мунипалицетам?
Примерно тоже самое что продавать снег эскимосам на Крайнем Севере. :)
Это надо обладать определенными качествами, типа как Усманов и прочие...

Второй и самый главный вопрос - я вот никак не пойму - ну вот как ребята, всю жизнь прожившие в СПБ, довольно молодые (интересно какой у них стаж работы и кем), просекли такую большую боль застройщиков где то в США?
Я уверен что они никогда не занимались ничем подобным в РФ (судя по ремарке - встаем с утра и кодим), ну вот как они все это узнали?
Что есть такая боль, что за нее платят от 10 до 100 тысяч долларов и т.д.?

Ребята - просто гении, по другому я никак такое не могу объяснить.
;)

Ответить
20

Примерно так и есть, мы собирались им обратно продавать данные, однако, в этом нет ничего удивительного. У больших городов нехватка кадров - есть более интересные для инженеров и аналитиков (Google? Twitter? Apple?) и никто не идет на работу в госорганах. У небольших городов зачастую либо вообще ничего не происходит что нанимать аналитика не нужно или выглядит как overkill. В итоге есть отличная ниша для аналитического продукта который подойдет всем.

Когда мы начинали, Юра (уже 10+ лет в США, ага) изучал вопрос с жильем и пытался понять в чем причина таких проблем. Начали спрашивать простейший вопрос у всех - сколько в год появляется квартир. В итоге никто не знал, а единственный аналитик что создавал такие отчеты уволился за год до этого и так никого и не нашли. Не имея даже такой простой цифры как можно оценить эффективность своих собственных законов? Вот мы и решили чисто по фану посчитать (а мне было интересно освоить пару новых технологий) и появилась самая первая версия портала: https://sfhousing.statecrafthq.com/findings. Мы выложили все на гитхаб (что бы продемонстрировать чистоту анализа) и Юра пошел общаться с людьми, а я продолжил работать где работал.

Однако, оказалось что эту проблему никто не захотел посчитать.

Если кажется что 100 тысяч в год - это какие-то серьезные деньги, то это не так. Это смешные деньги для того что мы делаем.

Ответить
–1

"...Если кажется что 100 тысяч в год - это какие-то серьезные деньги, то это не так..."

100 тысяч, как мы выяснили ранее от вашего коллеги из Сан-Франциско - действительно небольшие деньги :)
Но это если один раз 100 тыс. и на одного - то это немного, но у вас то это только с одного клиента может быть, судя по вот этой фразе из вашего же интервью:
"...Юрий Лифшиц: Речь идёт о десятках, а в отдельных случаях — о сотнях тысяч долларов в год. У наших клиентов индивидуальные тарифные планы, потому что они включат в себя некоторые уровни кастомизации. ..."

Не прибедняйтесь ;)

"..Это смешные деньги для того что мы делаем..."

А что вы делаете на самом деле?
Как трудна и опасна ваша работа?
Собираете данные из разных источников и анализируете?
По сути консалтинг же.
Неужели не ценят специалистов-консалтеров в Америке?

Ответить
8

Я же описал проблематику в предыдущем сообщении? У девелоперов как и у госорганов тоже нет ресурсов и желания нанимать команду айтишников и пытаться что-то анализировать с непонятным результатом. Большинство, кстати, видя качество нашего продукта теряют желание разработать так же хорошо - они понимают что у них не выйдет.

Консалтинг дает ответы, но не "владеет" результатом. Ему все равно что будет дальше. Мы же создаем продукт, в котором девелоперы сами все делают.

Таким образом можно и гугл назвать консалтингом - ведь от просто собирает данные, анализирует и выдает тебе интерфейс. Текущий продукт как раз очень похож на "гугл" для участков чем на какой-то консалтинг.

Ответить
–4

Понел - вы типа как Маккинзи.
Только все равно не пойму - вы же оперируете данными, которые есть в открытом доступе.
Т.е. вы не принимаете законов например о повышении этажности строительства, не занимаетесь новыми технологиями строительства типа печатанья домов и т.д., которые могут реально решить жилищьную проблему, т.е. ничем таким строительным.
Вы просто даете какие-то цифры, которые можно ставить в разные стороны и смотреть что может получиться.
И за это люди готовы платить кучу бабла?
Офигеть.

Ответить
10

Сейчас проблема не в законах, а в отсутствии у людей понимания что они могут продать участок, рынка участков нет. Сейчас в СФ много где можно построить 4 этажа на месте где сейчас один. Только вот вряд ли владельцы этих участков вообще вкурсе что их можно продать и заработать.

Вот мы и решаем эту проблему, на данный момент помогая девелоперам идентифицировать участки и начинать процесс покупки.

Мы даем инструмент, на входе условия: "хочу построить жилье 4 этажей на пустых участках от 400 футов, находящихся в определенном районе где есть одноэтажная постройка", а на выходе мы даем карту с результатом и инструменты для работы с результатами поиска.

Ответить
5

Поразительно как можно настолько не разбираться в том что ценно, а что нет. Чтобы скопировать сервис нужно создать отдел аналитики на 5 человек в нескольких городах. Поскольку это ИТ отдел, средняя ЗП в америке 100К допустим. Итого 500к в год и это только ФОТ на один город и не факт что хорошо получится. Вместо этого тебе предлагают это готовое(т.е. можно сразу пользоваться) за 100к, еще и кастомизируют под тебя слегка. В принципе экономика приведена в статье. Отдел закупки участков из двух человек работает в 2,5 раз проворнее чем раньше. Какой еще профит тебе нужен ненавистник консалтинга?

Ответить
0

Насколько же можно не разбираться в цифрах чтобы писать вот такие ответы :)
Смотри сюда и следи за рукамы:
100 тыс. может быть всего от одного пользователя.
Если пять юзеров набрать в год - уже в 0 вышли, все что сверьху - прибыль.
И я не думаю что призводительность чинуш в сотни раз хуже чем двух человек.
Хуже, да, но не на столько.
Но не забывайте что ребята пользуются уже данными тех же чинуш, которые вчерновую обработали данные.
Но самое главное то в другом!
Завтра скажет один умный чиновник - а что это мы даем все данные на сторону, а?
Люди вон из этого многомиллионный бизнес построили, а пользуются нашими же данными!
А нам бюджет наплнять надо, бездомных кормить, дороги делать и кучу всего по хозяйству.
Давайте сделаем так что такие данные только мы будем выдавать и бабло брать, это же наш город!
Нужно пргорамму - так мы тендер сделаем, один раз заплатим и потом только деньги будем зарабатывать на благо обчества.
И фсе, нет бизнеса.
Думаете так не может быть?
Еще как может.
И да, я не люблю консалтинг, потому что в основном это разводилово на бабло и найобка.
Маккинзи- хуинзи.
Сирил Паркинсон хорошо это описал - читайте классиков.

Ответить
1

Данные о земле - достояние общественности. Что бы это скрыть то придётся чуть ли не конституцию переписывать (биль о правах).

Ответить
1

У вас болезненная фиксация на деньги.
Или так - ДЕНЬГИ

Ответить
0

с чего вы вдруг так решили?

Ответить
1

"Мы собираем информацию в полуручном режиме и пытаемся запихнуть её в свою систему, чтобы в дальнейшем с ней было легче работать. Например, чтобы проверить владельца участка, во многих штатах нужно подать официальный запрос, заплатить $300 и ждать месяц."- предоставьте муниципалитетам БЕСПЛАТНУЮ услугу оцифровки данных (во всех нужных/денежных штатах), сами данные загоняйте в базу для анализа и продажи участков. Можно даже предложить создать минимальный сервис автоматизации этой работы и тоже через него собирать данные. Если не хотите историю связывать с собой, создайте отдельную контору, которая будет всем этим заниматься и передавать данные уже вам.

Ответить
14

Круто! Спасибо за интервью. Ребятам успехов =)

Ответить

Комментарий удален

0

Не твоя вот ты и бесишься

Ответить
0

Парсер??? Надо же

Ответить
3

Ушли от ответа про возвращение в Россию. В чем - то правы, а то тут еще перекроют кислород....
Хорошее, полезное интервью, особенно полезно "как общаться с инвестором".

Ответить
12

Когда я задаюсь вопросом "А как же Родина", я сразу вспоминаю, что небогатый американец живет вот так

Ответить
1

небогатый американец живет "немного" нет так )
хотя смотря, что считать небогатым.

Ответить
0

Назовём это средним классом. Хотя и нищих в Штатах полно, особенно если смотреть за пределы Кремниевой Долины.

Ответить
0

Ох, видели бы вы какое количество бомжей живет в Сан-Франциско на центральных улицах!
Я вас уверяю, вы за всю жизнь в РФ не увидете столько бомжей как за один день в С-Ф :)

Ответить
0

Спасибо, Ян - я сейчас нахожусь в Амстердаме, проведя перед этим полтора месяца в Bay Area. И это был не первый мой визит туда.

Ответить
0

Итого:
1. Y-combinator берет к себе команды без подтвержденной бизнес-модели и без подтвержденного спроса, действуя больше только как магнит для it-команд, а дальше как пойдет. Уровень проектов - заморозка мозга и колготки из бронежилетов.
2. Инвесторам особо не интересно, что могут рассказать основатели о своих проектах, главное как можно быстрее задать вопросы и получить/не получить ответы в течение 45 минут.
3. В Америке можно выиграть гос. тендер, а потом просто от него отказаться.
4. Основатели, в данном случае, прежде всего программисты, которые не могут генерить оригинальные и качественные бизнес-модели.

Ответить
4

Думаю, YC смотрит в первую очередь на перспективность ниши и возможность сделать там лярдовую компанию. Нервущиеся колготки и заморозка мозга вполне подходят под это определение. А насчёт бизнес-модели - затем акселератор и нужен, чтобы быстро проверить гипотезы и сделать пивот в случае необходимости.
Но вообще в целом да - есть ощущение, что YC уже не тот. Массовость, вызванная масштабированием на волне популярности, убила его репутацию «элитного клуба».

Ответить
2

То есть вот эти ребята похожи на "элитный клуб"? В этом и вся соль что нет никакого элитизма в YC.

Ответить
0

Степан, тот факт, что они плохо одеты, не говорит о том, что это не элитный клуб. Посмотрите, как одевается тот же Трамп, Баффет

Ответить
0

Новый сервис Q&A (вопросов-ответов) - способен стать лярдовым? Типа Куоры

Ответить
0

Вопрос с подвохом или Вы всерьёз хотите моей оценки? Не знаю - я же не YCombinator, а вообще на сам проект и команду тоже надо смотреть.

Ответить
0

Ну мало ли? Вдруг есть опыт поверхностной оценки и анализа перспектив идей?))

Ответить
1

Моя первая реакция: нет, миру не нужен ещё один сервис вопросов и ответов.
Но я это пишу, не зная деталей идеи и команды, так что кто знает. ;)

Ответить
–3

Вот да, надо отвечать быстро и без глаголов, это просто пиздец :)

Если так ответил - молодец, а если начал что-то пиздеть лишнее, а не дай бог, какое-то сложно-сочиненное предложение скажешь с деепричестными оборотами - то сразу будет видно что ты конченный мудак, а не стартапер.
Надо выучить 30 слов как у Эллочки-людоедки и точно попадешь в YC :)

Вангую вскоре отказ на собеседованиях в YC не только глаголов, но и существительных!
Отвечать надо будет строго междометиями!
:))))

Ответить
3

Кстати говоря, это и меня зацепило, но другим. Прогнал по такому алгоритму пару-тройку идей и кроме как "пык-мык" ничего не получил в некоторых вопросах. Думаю, что даже подготовка к таким вопросам очищает мозг от всяких "ну, как-нибудь".

Ответить
1

Становится возможным использовать простые фразы без глаголов только тогда, когда очень хорошо понимаешь суть проекта, вжился в него. Инвесторы люди серьезные. Не хотят тратить свое время на тех, кто еще сам не готов. Мудрый подход.

Ответить
0

Вы прогоняли просто идеи или уже сервис с MVP?
В YC не берут с просто идеями, там и с MVP работающим без знакомых не попасть, а с просто идеями и подавно.
Еще момент - а кто составляет такие вопросы?
Например им нужно иметь человека, кто разбирается и в нервущихся колготках и в заморозке мозга и в перспективах стартапа по оценке участков, т.е. вообще из перпендикулярных областей, с перпиндикулярными методами продвижения, технологиями и прочим.
Вряд ли у них есть такие или такой.
Тогда получается они всем этим разным стартапам, с разными технологиями и на разных стадиях, задают одни и те же вопросы?
Тогда тоже хуйня какая-то получается...

Ответить
1

Такие вопросы задавать себе полезно на любой стадии от идеи до модели. И если "плаваешь и жуешь сопли", то такие места нужно проработать более детально. Кстати, с такими вопросами работают и психологи выстраивая линию достижения цели клиентом. Одно дело, когда в голове нет конкретики определенного этапа который уже сто раз пройден, а другое дело, когда когда новая задача решается на авось, мол "как-нибудь". Это и приводит, в лучшем случае, к проектам, которые ни живы ни мертвы и ладно если себя окупают. У любого дела, даже у секса, процесс не должен заменять цель))) А цель любого бизнеса - достижения оргазма (извлечение прибыли).

Ответить
3

Хм. Не до конца понял. Это кадастровая карта что ли?

Ответить
3

Очень рад за Юру. Помню его по созданию коворкинга в Питере

Ответить
0

Лившиц торгует лицом и поднимает бабосы. Коршаков просыпается и кодит. Классика.

Ответить
5

торговать лицом имхо умеет гораздо меньшее число людей и не уверен, что этому можно научиться на курсах.

Ответить
0

Умею кодить и торговать лицом. Кодить – легче.

Ответить
2

Если участки такие дешевые по цене несколько месяцев сьема. почему мало альтернативных вариантов проживания?зато куча статей о проживании в авто на улице и тп. Понятно что полиция законы и тп, но юбер же влез между законами...

Ответить
0

Зачастую, закон к закону прилегает так близко, что протиснуться между ними могут только купюры

Ответить
2

Юра молодец, не плохо в своё время разогрел стартап движуху в Питере. Желаю успеха в покорении 🇺🇸

Ответить
0

Ну поработе с застройщиками в РФ могу сказать, что адаптация в России маловероятна. Тут кадастр кривой настолько ,что часть участков, где уже 20 лет стоит гипермаркет, в кадастре вообще отсутствует, но налоги платятся.
В городах обычно 1-3 крупных игрока и они участки знают наперечет, где можно строить, новые им покупать смысла нет..горячие точки известны, холодные потом не продать

Ответить
6

В штатах кадастр вообще практически отсутствует, потому мы используем данные налоговиков.

Ответить
1

Крутое интервью

Ответить
1

Интересный опыт) В РФ узнать об интересующем тебя участке можно за два часа абсолютно все, даже про обременения на нем) а тут такой трешак)
Спасибо за статью)

Ответить
1

Я удивляюсь почему такой негатив? Сам тот факт, что этих ребят выбрали в YC - это говорит об их продуктивности. Они просто молодцы и все!
Просыпаться и кодит - что тут плохого??

Ответить
1

Ребята молодцы, только поправьте форму email подписки. После того как подписался, ссылка "вернутся на сайт" ведет на старый сайт сервиса

Ответить
0

"Но, возможно, проблема заключается в том, что строительство дома займёт как минимум несколько лет. И он будет стоить $150 тысяч"
может не строительство дома, а получение разрешения на строительство, если земля до этого момента не была предназначена для строительства и была в другой категории использования? Просто купить участок с постройкой, получить разрешение на снос и билдинг-пермит занимает около месяца

Ответить
2

У нас есть аналитика по Сан Франциску по времени выдачи разрешения: https://statecraft.one/sf/permits?sort=ISSUED_TIME&type=NEW_CONSTRUCTION

Рекорд в городе - 3 месяца у одного странного здания, а в среднем занимает сильно больше года.

Ответить
0

в Майами все это занимает месяц, во Флориде. Речь о частном строительстве

Ответить
2

Так замечательно, зачем покупать готовые квартиры или дома тогда по 10х цене?
Мы изначально искали пути выхода из жилищного кризиса и заметили что  90% жилья - в высотках. Частное или малое строительство ничтожно мало добавляет жилья на рынок.

Ответить
0

Не, я только про частное строительство для себя, не про коммерческую застройку

Ответить
0

Степан, а не подскажите в чем подвох приведенных вами примеров цены участков : "... Недавно я присмотрел участок площадью 500 м² в штате Нью-Йорк. Он стоит $5 тысяч и находится на Лонг-Айленде...
... В США участки стоят дешевле, чем жильё. Я удивляюсь, почему молодые люди в США не понимают этого. Даже в Лос-Анджелесе я нашёл землю площадью 500 м² за $10 тысяч... "

Ведь учитывая приведенное местоположение и цену застройки даже за свои деньги (и довольно скромные по меркам NY/LA) получается > 30% при продаже. А при доступности кредитов и их дешевизне, этож доходнее рынков. И 2-3 года не помеха.
Почему эту вилку не заарбитражили? Нету мелких застройщиков или они оборачивают деньги на чем-то быстрее или это были частные случаи? или что-то еще?
Заранее спасибо.

Ответить
0

видимо имеется в виду частный дом одноэтажный

Ответить
0

да не принципиально, в случае частного строительства проблема решается в течение месяца +- несколько недель, как и везде

Ответить
0

я так и не понял, в чем заключается их услуги.
Например, я еду по нейберхуду и мне понравился участок (с домом или без). Я нахожу владельца этого участка и покупаю у него дом или участок. Потом получаю билдинг-пермит, утверждаю проект у архитектора, всю эту хрень регистрирую и начинаю строить, каждый этап сдавая на проверку инспектору. Откуда сроки по несколько лет,я не знаю

Ответить
0

Как у вас все просто. А американцы "ну тупыыые", столько лет на рынке строительства, а такие элементарные вещи не догадываются сделать.

Ответить
0

Мне кажется, что в этой красивой и стории пропущен самый интересный и важный этам. Как они оказались в США. Я думаю не только мне это было бы интересно.

Ответить

Комментарий удален

1

Спасибо, теперь понял.

Рад, что удалось пробиться в YCombinator!
Хочется больше инфы о том, как именно все начинали, потому что у меня опыт такой, что как только узнают, что ты из России, то все становится очень грустно. Ну а про то, как открыть россиянину расчетный счет можно долго рассказывать :)

Немного название с толку сбивает меня, потому что основатели, по факту, не совсем Россияне, со всем уважением!

Ответить
0

Добавил в закладки. Хорошие вопросы и хорошие ответы.

Ответить
0

Ребята не обращайте внимания на диванных революционеров.
Большое спасибо, что делитесь полученным опытом!
Успехов вам в реализации проекта!

Ответить
0

Интересно было почитать, спасибо за опыт и удачи!

Ответить

Комментарий удален

–1

Добавляйте пару скриншотов продукта к статье. Было бы здорово.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления