«Это как создание новогодних подарков для самого себя»

Интервью с многократным чемпионом и рекордсменом мира по фридайвингу, президентом Федерации Фридайвинга, создателем и владельцем международного бренда и магазина подводного снаряжения Molchanovs Алексеем Молчановым.

<i>Египет, Дахаб, Алексей Молчанов на слоне-инсталляции. Глубина примерно 25 метров. Гидрокостюм Molchanovs.</i>
Египет, Дахаб, Алексей Молчанов на слоне-инсталляции. Глубина примерно 25 метров. Гидрокостюм Molchanovs.

С Алексеем беседовала Екатерина Городничева.

— Чемпион, рекордсмен мира, президент Федерации Фридайвинга. Как, вообще, при таких регалиях начался ваш путь предпринимателя? Чего ещё не хватало? Действительно не было достойного снаряжения для фридайверов или вами руководили амбиции и желание заработать?

Для начала, я занимаюсь всё-таки двумя разными коммерческими направлениями — производством и продажей снаряжения для фридайвинга и системой обучения фридайвингу. И если история с магазином снаряжения, а тем более с собственным производством началась не так уж и давно, то система обучения начала формироваться с 2005 года. Тогда мама (23-кратная чемпионка мира по фридайвингу, обладательница 41 мирового рекорда, автор собственной методики обучения фридайвингу Наталья Вадимовна Молчанова) объединила вокруг себя фридайверов и начала, по сути, создавать сообщество. Это стало основой всего. Началось активное обучение фридайверов внутри федерации, путешествия на моря, спортивные тренировки. И это формально уже был бизнес, хотя мама никогда не делала на этом акцент. Ею двигала любовь к нырянию, а её образование позволило ей создать достойную систему обучения и позволило грамотно и профессионально тренировать людей. Всё происходило естественным, органическим образом.

В итоге у нас собралось сообщество, а потом у этого сообщества сформировалась потребность в качественном, надёжном снаряжении. В 2009 году мы открыли магазин снаряжения для фридайвинга, тогда он назывался Like-a-fish. Хорошего снаряжения в России тогда ещё фактически не было, а нырять хотелось уже многим, поэтому для поддержания, а скорее, даже для создания инфраструктуры, мы и начали эту эпопею с магазином. Желание заработать было вторичным. В первую очередь хотелось всё же обеспечить фридайверов качественным снаряжением. И самих себя в том числе. Мы ведь тоже ныряли в нём.

<i>Алексей Молчанов погружается в глубину без ласт на Чемпионате мира по фридайвингу в гидрокостюме Molchanovs. Фото Даана Верховена.</i>
Алексей Молчанов погружается в глубину без ласт на Чемпионате мира по фридайвингу в гидрокостюме Molchanovs. Фото Даана Верховена.

— Правильно я понимаю, что в самом начале магазин просто выступал в качестве посредника, продавая снаряжение других фирм? В какой- момент родилось желание создать собственное производство?

Да, до 2009 года ещё без официального магазина мы в малом режиме, как посредники, помогали фридайверам подобрать и получить снаряжение мировых брендов. Дальше появилась идея создания собственного бренда и производства после того, как накопился уже существенный опыт ныряния, опыт взаимодействия со снаряжением разных фирм, накопилась личная экспертиза.

С 2009 года мы начали развивать бренд Molchanovs. Мне это было интересно, прежде всего, потому что мне надо было создавать и улучшать снаряжение для себя. Я ныряю уже глубоко за 100 метров и вопрос надёжности и безопасности снаряжения стоит для меня ребром. Я начал делать это для себя и делиться результатом своих усилий и усилий команды с другими людьми. Это оказалось востребовано. И потихоньку наш магазин поменял квалификацию с перепродажи снаряжения разных фирм на реализацию снаряжения собственного бренда. Такое получилось развитие.

А сейчас мы объединили систему обучения Molchanovs и снаряжение Molchanovs в одну структуру, в одну фирму, а Федерация Фридайвинга осталась некоммерческой организацией.

Акцент мы сейчас делаем на гидрокостюмах и ластах. Это то направление, в котором я накопил достаточно экспертизы и опыта и это то, что по-настоящему важно для фридайвера. Особый крой рукавов, не стесняющий движения рук, эластичность материала, идеальная посадка по фигуре и множество других, на первый взгляд, мелочей позволяет нырять с абсолютным комфортом.

Алексей Молчанов
Алексей Молчанов

Что касается ласт, ныряние в глубину в них это мой любимый вид фридайвинга. Мои действующие рекорды мира — это погружение в глубину в моноласте (129 метров) и в ластах-разножках (108 метров). С ласт-то мы и начали — пытались создать идеальную для меня моноласту. Искали, примеряли, тестировали, снова улучшали. Сейчас у нас две основные модели — спортивная и базовая (для тех, кому просто понырять в удовольствие). И обе отличные. После моноласт появился азарт, дело перешло на биласты, гидрокостюмы, а аксессуары уже стали логичным продолжением процесса. Хочется, чтобы и удобно было, и эргономично, и выглядело стильно. Я считаю, внешний вид снаряжения тоже важен. Если уж нырять, то нырять красиво.

В мексиканских сенотах. Гидрокостюм и моноласта Molchanovs.
В мексиканских сенотах. Гидрокостюм и моноласта Molchanovs.

— Вы человек мира, который известен и любим во многих странах. В некоторых, пожалуй, даже больше, чем пока в России. Это помогло вывести бизнес на международный уровень? Где проще раскручивать свой бренд — в России и ли заграницей?

Я международный спортсмен, да. Выступаю в разных странах, общаюсь с фридайверами из разных стран, встречаюсь с инструкторами разных школ. Конечно, это помогает делу. Меня знают в других странах, у меня есть имя в спорте, определённая репутация. Конечно, при таких условиях легче наладить с людьми общий язык и по бизнес-вопросам.

И, да, пожалуй, за границей мне проще раскручивать свой бренд. Хотя… честно говоря… нет. Наверное, и там, и там сопоставимо. В России я ощущаю большую поддержку бренда от учеников, инструкторов и близких ко фридайвингу людей, заграницей нам помогают местные школы фридайвинга и спортивные организации. Пожалуй, я бы не стал разделять Россию и другие страны, а сделал такой вывод: куда мы направляем фокус своего внимания больше, там и результаты ощутимее. И неважно в какой стране это происходит.

Успех на чемпионате мира по фридайвингу. В "золотом" гидрокостюме Molchanovs Алексей Молчанов.
Успех на чемпионате мира по фридайвингу. В "золотом" гидрокостюме Molchanovs Алексей Молчанов.

Сейчас мы переключили своё внимание на раскрутке бренда в России. Раньше у нас была топовая, очень дорогая линейка снаряжения. Экономическое положение России было таково, что покупательская способность среднестатистического фридайвера была сильно снижена и соревновательное снаряжение премиального класса было доступно далеко не всем (да оно и не всем нужно). Мы развиваемся, и теперь у нас в магазине есть более доступные товары. К примеру, мы разработали модели ласт не только из дорогостоящего карбона, но и из бюджетного стеклотекстолита, шьём костюмы не только из дорогих материалов, но и из тех, что попроще, которые на жалко надеть на активную тренировку. Нам теперь и проще, и актуальней развиваться и в России тоже. И я очень этому рад.

— Международная команда — это сложно? Как вы договариваетесь? Как контролируете процессы? Как всё происходит внутри? Есть ли какая-то система?

Международная команда — это несложно, это очень весело и очень развивающе. Потому что получается много общения на английском языке, много членов команды в разных странах, много идей и мнений. Договариваемся между собой сейчас с помощью программной среды SLACK, которую мы активно используем для организации всех наших процессов, Quip, где у нас списки дел, отчёты сотрудников и различные облачные сервисы типа Dropbox. И конечно, всевозможные мессенджеры — и фейсбук, вотсап, кому что удобно. Сейчас очень несложно организовать международное деловое общение, главное, хорошо знать английский и успевать всё контролировать.

Биласты Molchanovs.
Биласты Molchanovs.

— Какую позицию, кроме владельца компании, вы сейчас занимаете? Что из того, чем вам приходится заниматься в компании, радует больше всего?

Моя должность сейчас звучит как Chief Visionary Officer (CVO), директор позиционирования. Я определяю направление компании и в обучении, и в области снаряжения. Для всего остального у нас сейчас есть управляющий международной компании Крис Ким (CEO) из Сингапура и управляющий российской части бизнеса Валерий Радченко из Москвы.

Мои задачи это производство и развитие производства. Я бы даже сказал идейное развитие — какие продукты мы будем производить, как мы их будем совершенствовать. А также я занимаюсь разработкой и развитием систем обучения.

Самая любимая часть моей работы — это проектирование снаряжения. Это как создание новогодних подарков для самого себя. От этапа проектирования до финального тестирования проходит полгода-год, и когда это процесс наконец завершается, и ты в руках держишь осязаемый результат своей работы — это будто получаешь новогодний подарок. Очень сильно радует.

Работа с обучением фридайвингу тоже приятный процесс. Люди учатся, прогрессируют, благодарят и оставляют хорошие отзывы, а ты видишь, что всё это происходит благодаря хорошо продуманной системе.

— Цифрами можете поделиться? Какой оборот компании?

Цифры? Честно говоря, это лучше спросить у Валеры, нашего исполнительного директора по России. Я настолько погружён в производство, что не готов с ходу отвечать на такие вопросы. Скажу одно — бо́льшая часть прибыли сейчас вкладывается в развитие. И в обозримом будущем пока так и будет.

— Полдела запустить своё производство, надо ещё и убедить окружающих в том, что твой товар самый-самый. У вас очевидный козырь в том, что вы ныряете в своём снаряжении и устанавливаете в нём мировые рекорды. Что, кроме личного примера, вы и ваша команда используете для раскрутки бренда?

У нас всё по-взрослому. Есть маркетинговая стратегия, план. Есть амбассадоры бренда — топовые спортсмены-фридайверы, которые ныряют и устанавливают рекорды в снаряжении Molchanovs. Личный пример, конечно, тоже работает. Да, я ныряю только в снаряжении своего бренда, хотя тестирую всё, новое и интересное, что выходит на рынок.

Кроме чемпионов бренд активно продвигают инструкторы школы Молчановых и дружественных нам школ. Они сами пользуются нашим снаряжением и ученикам рассказывают о его плюсах. Социальные сети в нашей сфере работают очень хорошо, мы активно используем их.

Если говорить о финансовых затратах, пока мы обходимся без тяжёлых вложений в маркетинг. Самая затратная на сегодняшний день статья — поддержка амбассадоров. Они довольно дорого нам обходятся, так как работа с ними включает в себя призовые за их рекорды. На это у нас даже выделен отдельный бюджет. Нам важно, чтобы люди, представляющие бренд Molchanovs, показывали действительно выдающиеся результаты. Ну и, конечно, на нас отлично работает сарафанное радио, потому что снаряжение мы делаем действительно высокого качества.

«Это как создание новогодних подарков для самого себя»

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

22
Начать дискуссию