Авторы онлайн-проекта amlab.me: «Мы снимаем видеокурсы хорошо и катастрофически быстро»

Четыре года назад в рунете появилась платформа Amlab.me с видеокурсами для людей творческих направлений по фотографии, видеосъемке, визажу, CG, иллюстрации. Авторы проекта Александр Амбалов и Сергей Ким – о наивности первых шагов, неистовом перфекционизме, и о том, как обратить коварство пиратов в свою пользу.

Сергей Ким и Александр Амбалов - основатели проекта amlab.me
Сергей Ким и Александр Амбалов - основатели проекта amlab.me

- Ребята, зачем мне может понадобиться amlab.me?

С.А.: Есть прослойка людей, которые находятся между стадиями «я тотально новичок, даже не знаю, с какой стороны камера включается» и «я уже все знаю и готов у вас преподавать». Посередине – люди, которые что-то попробовали, у них получилось, и они даже получили кайф от этого. Например, сделали макияж, нарисовали худо-бедно картинку, и даже мама им сказала: «Молодец!». И они такие: «О, хочу деньги этим зарабатывать». Или: «У меня вроде получается, но хочу знать, как это сделано у соседа». Или: «Не могу понять, как снять такой портрет». Или: «Слышал, на свадьбах зарабатывают, как?». Когда ты задаешься вопросом «А где мне научиться?», ты можешь порасспрашивать творческого друга или пойти на YouTube смотреть ролики. Но очень скоро тебе надоест тратить свое время на поиски, и ты будешь готов заплатить за структурированную информацию. В интернете много бесплатного, но информация очень раздроблена, все очень хаотично, шанс научиться чему-то от начала до конца по YouTube близок к невозможности. Если хочешь сэкономить колоссальное количество времени и при этом поучиться у крутого преподавателя с именем и хорошими работами, а не у непонятного чувака – надо либо пройти оффлайн курсы, либо купить готовый видеокурс. Это мы и предлагаем в amlab.me.

- Вы заняли свободную нишу, когда пришли на этот рынок?

- С.А.: На тот момент в России у нас было несколько конкурентов – например, Profileschool с хорошей школой, с набором преподавателей. Мы посмотрели на них, сказали: «Молодцы» и пошли делать свое, потому что сразу поняли: хотим делать не то и не как они. Хотя, по сути, они занимались тем же самым – учили людей фотографии в интернете. Вообще, концептуально мы ничего уникального не изобретаем – по миру это делает колоссальное количество людей. Но есть около 20 факторов, по которым можно оценить видеокурсы – от качества преподавателя до дотошности подачи информации – и в каждом у нас есть отличия.

- Почему вы вообще решили, что на этом можно зарабатывать?

- С.К.: О, я помню даже день, когда задумал проект онлайн обучения: узнал, что Lynda.com зарабатывает 100 млн долларов в год и подумал, что в России нет ей аналога. Решил, что мы с Сашей его сделаем и будем зарабатывать если не 100, то 20 млн долларов! Теория была такая, что люди и там, и у нас одинаковые. Нам нужно только подучиться – и они будут покупать этот продукт. Но мы решили, что, в отличие от Lynda, у нас будет продаваться только один курс. Один баннер, 3400 рублей – покупай.

amlab.me
amlab.me

- Но тогда этот курс должен был быть чем-то сверхъестественным по наполнению, как вы его придумали?

- С.А. Когда я стал все больше и больше снимать, мне начали задавать вопросы: «А как ты делаешь вот это и вот то?» Один из друзей работал в фотостудии и решил устроить мне там лекцию. Решил попробовать: и я структурирую свои знания, и людям полезно будет, и вдруг это принесет всем какое-то добро. Прописал первый план занятий и пошел к Сереже – он был у нас преподавателем. Попросил оценить. Он дал мне обратную связь, указал на ошибки и обронил фразу: «А у тебя фотки-то ничего, ты не думал колористом быть?». Тогда я узнал, кто такие колористы и сколько им денег платят. Попробовал преподавать. Долго готовился к первому занятию в первой группе и все-таки запорол его. Понял, что так нельзя, что такая ситуация меня не устраивает: мне нужно, чтобы люди ушли со знаниями и навыками. Ко второй готовился в пять раз больше, чем к первой. Потом два года активно преподавал, постоянно что-то улучшая, расставляя акценты, отмечая, как по-другому говорить, чтобы студенты меня услышали. Однажды увидел, как моя подруга художница стримит, когда рисует, и решил, что тоже буду показывать, как обрабатываю фотографии или делаю компьютерную графику – эти записи

посмотрело колоссальное количество человек. Я яростно и люто старался достичь хорошего уровня преподавания. Примерно в это время на защиту моей магистерской пришел Сережа и предложил сделать сайт типа Lynda только на русском. «Пассивный доход – сидишь, ничего не делаешь, – говорил мне Сережа. – Курс записал, потом на Багамах пьешь смузи». Мне понравилась идея, но я пошел писать диплом, а после поехал преподавать по всей России, Белоруссии, Казахстану, Украине – было 20 с гаком городов. Я кайфанул от того, как много нового узнал про преподавание, но и полностью хлебнул самого дна: насколько это выматывает – рассказывать одно и то же. Зато программа по обучению обработки фотографий была отшлифована. Три месяца я писал план курса, мы записали его, загрузили на сайт – и стартанули.

- С.К.: Цену 3400 мы вместе придумали, потом решили написать 3900, перечеркнуть и поставить 3400. Это была квинтеэссенция наших знаний по маркетингу.

- И как зашло российской аудитории?

- С.К.: Когда Саша опубликовал в своем профиле ссылку на курс, люди в течение пары часов купили 30 штук. За первый месяц мы продали курс тысяч на 600. В следующий месяц было 500 000 рублей, и мы подумали – а неплохо. До этого зарабатывали 0, сейчас 600... И подумали – ну все понятно: надо выпустить 100 таких курсов, и дальше 600 умножаем на 100, зарабатываем 60 млн в месяц... Так мы рассудили и вписались в дело, начали записывать курсы.

- Судя по вашему саркастическому тону, что-то пошло не так?

- С.А.: Уже на второй месяц мы столкнулись с пиратством. Решили сделать много мелких уроков – тогда, мол, пиратам будет неудобно пиратить, думали мы... Г – логика. На следующий месяц мы уже увидели этот курс в сети и поняли, что наша антипиратская защита не очень-то работает. Но все равно решили запустить следующий курс и нашли стороннего автора и монтажера, который нам будет помогать – мы ж сейчас курсы будем сотнями производить! Записали мини-курс с Софьей Шеровой по фуд-фотографии. Тут стало понятно, что не все преподаватели готовятся так, как я – несколько лет на проработку и пара месяцев – на план. Оказалось, заработанные на курсе 600 тысяч надо было размазать ровным слоем на все то время, что мы его создавали. Первый курс был 12-13 часов, этот же получился на 40 минут. Мы сделали его дешевле – он стоил 900 рублей, и его тоже мгновенно запиратили. А я помню один из комментариев: «Ну все, амлаб скатился – первый курс был нормальный, а теперь бабло рубят, фигню какую-то делают».

С.К.: Ага, скорее маникюрными ножницами бабло подстригали.

amlab.me
amlab.me

- Но не остановились, как я понимаю?

С.А.: Постепенно мы поняли, что не надо просто записывать курсы, которые приходят нам в голову: нужна стратегия, которой неплохо бы придерживаться. Записали курсы по основам иллюстрации, основам фотографии, основам визажа и декора. Стали искать людей, которые были бы готовы перейти в онлайн преподавание. Обращаться к преподавателям с аудиторией, которые уже заранее привлекли людей, поработали с ними, наработали себе имя.

- Как ваше развитие выглядело вне рамок сайта, в чем выражалось вживую?

- С.А.: Меньше, чем через год мы въехали в новую студию: нам повезло найти бетонный кубик 60 м2 с 5-метровыми потолками и огромным окном. «Отлично, то что надо – просто камеру поставим и будем писать», – думали мы. Ага… Мечтаний и единорогов в нашей истории вообще было много. Офис стоил нам 600 р за кв м., мы сделали мало-мальский ремонт за ультранизкий прайс, покрасили пол и стены, убрали линолеум (зря между прочим, но это ладно…). Начали набирать команду: у нас уже был монтажер, потом добавился маркетолог, потом дизайнер, затем появился разработчик и штатный преподаватель, который писал уроки. К слову, курсы его не зашли, но за время работы он написал нам много музыкальных треков, мы их до сих пор у себя используем.

- В какой момент вы поняли, что стали весомыми игроками на этом рынке?

- С.К.: Когда нам стали говорить: «Мы хотели снять лучше, чем на amlab», а в комментариях писали: «До amlab вам далеко».

- С.А.: Когда нас стали не только пиратить, но копипастить: люди стали стремиться делать все, как у нас – снимать видосы, как мы, покрасили стену, как у нас – и приятно, и смешно одновременно. Но это мелкие маркеры, а самым точным стал момент, когда преподаватели стали с удовольствием приходить к нам на стримы. Сейчас мы гордимся каждым нашим гостем, но знаем, что нам еще есть, кого приглашать.

amlab.me
amlab.me

- Сколько и на чем сейчас зарабатывает amlab?

- C.К.: Общая выручка за прошлый год составила 20 млн рублей, мы были чуть прибыльные. В этом году надеемся на кратный рост, но если на третий год все еще будет 20 млн рублей – возможно, не стоит этим заниматься…

- С.А.: Вся жизнь amlab выглядит примерно так: выходим в плюс и думаем: «О, круто давай что-нибудь потестим», а после эксперимента выходим в минус. Как-то мы в течение полугода записывали курс Сергея Сараханова по мобильной фотографии, а в итоге аудитория оказалась не готова его покупать. Тогда появилась идея сделать подписку: такой краудфандинг, только хитро вывернутый. До конца года мы пообещали выпустить шесть курсов, люди нам поверили, плюс мы сделали вариант месячной подписки, потому что нас просили, за месяц сразу же продали 400 подписок и подумали, что люди будут и дальше продлевать. Но в итоге продлило подписку процентов 10, остальные отвалились, и мы снова стали терять деньги. Подняли цену на подписку, снова вышли в плюс, но потом снова в минус. Сейчас мы думаем, как выйти в плюс. Отменяем все, что не приносит денег. Стараемся каждый шаг максимально обдумывать и решать – а действительно ли нужно нам то, что мы задумали. И если нужно – пробуем осторожно вставать, как на тонкий лед.

- Кто вместе с вами участвует в этих экспериментах?

- С.К.: У нас в команде шесть человек, все заняты full time. Мы отличаемся от многих процессом найма: собеседование у нас идет около трех часов. Мы формируем портрет идеального сотрудника именно для этой должности, а однажды даже придумали должность под человека – так нам понравились его качества. Год назад мы попробовали всех перевести на remote. Сейчас все работаем удаленно, хотя есть студия, куда можно прийти работать. Интересно, что люди сначала боялись стать менее эффективными, но в итоге стали даже больше работать.

- В чем сейчас успешен amlab?

- C.А.: Сейчас у нас самая оптимизированная система записи видеокурсов на рынке. У нас есть лайфхаки, которых нет ни у кого. Большой сложный курс на восемь часов мы пишем два дня и выкладываем финальную версию уже через неделю. Возможно, кто-то умеет так же быстро, но я с такими людьми не знаком. Это всегда многокамерная съемка, бодрая речь, доходчивое объяснение, высокий уровень преподавания, чистый звук. Мы делаем хорошо и катастрофически быстро. Помимо курсов, мы сейчас тестим гипотезу по загрузке к себе чужих курсов. Но пока пришли к печальному итогу – все курсы – г… Из 100 найденных людей мы прогнали через контроль качества 30-40, половина отсеялась, из них шесть человек прошло до этапа «ок, мне интересно, дайте пару уроков» – и итоговый контроль адекватности прошел один человек.

- С.К:. Мы пришли к тому, что для быстрого роста надо либо расширять команду, либо загружать много курсов. Текущими силами мы не можем сделать 100 курсов, а для того, чтобы заливать к себе чужие курсы, надо найти что-то хоть приблизительно по качеству. Поэтому те, кто нам подражает и нас копипастит, оказались нам на руку – они более-менее могут вписаться в нашу экосистему.

44
Начать дискуссию