Swiss Made: что нужно знать про открытие компании в Швейцарии
Выход бизнеса на международный уровень – мечта многих предпринимателей. Швейцария – страна, открывающая широкие возможности выхода практически на любой рынок для молодых бизнесменов. Но есть одно «но». Главное условие выгодного партнерства – ваш бизнес должен быть швейцарским. Государственный бренд Швейцария – это не пустой звук, а инструмент. Работает он четко, как часы.
Почему Швейцария
Маленькая Швейцария с населением 8,5 млн находится в сердце Европы. Ее крупные города: Цюрих, Базель, Женева – это международные транспортные хабы, из которых любая точка Европы достигается в среднем за 1 час.
Швейцария неизменно находится на вершине мировых рейтингов по устойчивости банковской системы и доступности открытия бизнеса (38 место из 190 стран по версии Doing Business) и сохраняет лидерство в World Intellectual Property Organization.
Говоря о последнем, научные разработки поощряются как государством, так и бизнесом. Швейцарские компании оказывают спонсорскую поддержку профильным вузам. К слову, Высшая Техническая Школа Цюриха (ETHZ) и Федеральная политехническая школа Лозанны (EPFL) на протяжении многих лет входят в 20ку лучших вузов мира Top Universities.
География
Децентрализация государственного устройства [Швейцария – федеративное государство и разделена на кантоны, обладающие широкой автономией] способствует развитию технопарков и инкубаторов. Их здесь много. Но направление деятельности задает география и принадлежность к экономическому кластеру.
В Швейцарии выделяется шесть ключевых кластеров:
- Машиностроение, энергетика и металлургия
- Биотехнологии и медицина
- Нанотехнологии
- ИТ и коммуникации
- Чистые технологии
- Сервисный, включая функции администрирования бизнеса
ИТ-кластер представлен кантонами: Женева, Во, Вале, Невшатель, Фрибур, Цюрих и Цуг. Последний, кстати, стал пионером для развития блокчейн-технологий и криптовалют.
Вообще блокчейн сейчас развивается в разных частях Швейцарии и площадками для работы в этой сфере могут быть различные кантоны. Не так давно Ассоциация CVA открыла свои филиалы и во французской части (Женева), и в итальянской (Тичино).
География – важный аспект планирования бизнеса в Швейцарии, так как любая деятельность в этой стране привязана к конкретному кантону, а не Федерации. Регистрация компании происходит в Торговой палате конкретного кантона. Список можно найти на сайте Союза Торгово-промышленных палат Швейцарии (SIHK). Кантон определяет порядок выдачи разрешений на работу и размер налогов. Иметь личный контакт с властями кантонов – безусловный плюс.
Кстати, наладить взаимоотношения помогают Швейцарские центры содействия бизнесу, которые являются официальными представительствами организации по продвижению международной торговли и инвестиций Switzerland Global Enterprise (S-GE) в 27 странах. В их компетенции – связь предпринимателей с агентствами по экономическому развитию кантонов, которые в свою очередь располагают местной сетью контактов нужных экспертов.
Вообще иметь проводника (консультанта) по развитию бизнеса в Швейцарии – это must.
Консалтинг
На консультанте может быть завязано множество функций, связанных с локализацией бизнеса. Административное представительство - первая и основная его функция.
Швейцария – это страна, в которой 4 официальных языка: немецкий, французский, итальянский и ретророманский. Коммуникация с кантональными властями ведется на локальном языке. Чтобы быть эффективным проводником на рынок, консультант должен говорить на одном из государственных языков, а лучше на нескольких.
В зависимости от бюджета предпринимателя, эти задачи могут быть реализованы одним человеком или разделены разными консультантами. Обычно для экономии времени привлекаются специальные компании (фидуциары), обеспечивающие организацию процесса. В каждом кантоне Швейцарии их достаточно.
Открытие бизнеса
При наличии готовых документов, банковского счета и административного директора процесс открытия компании в Швейцарии для нерезидента занимает от 2 недель до месяца. Кстати, именно открытие банковского счета в Швейцарии занимает наибольшее время.
По форме организации это может быть с ограниченной ответственностью (Sarl) или акционерное общество (SA). Их главное отличие – размер уставного капитала и публичность.
Сколько стоит
Да, у вас должны быть деньги, чтобы открыть компанию в Швейцарии.
Помимо уставного капитала (20 или 100 тысяч швейцарских франков) за процесс создания придется заплатить от 5000 до 10 000 франков. В эту стоимость входит верификация названия компании в кантональных и федеральных регистрах, открытие банковского счета, подготовка документов, нотариус, регистрация в торговой палате.
Зарегистрировать компанию можно с помощью частного консультанта или компании-проводника (fiduciary company).
Ежегодные обязательные расходы (min)
CHF 5000 – оплата услуг административного директора. Включает разбор корреспонденции, подпись документов. Функции внешнего представительства оплачиваются отдельно в режиме почасовой оплаты.
CHF 1200-2000 – физический адрес в Швейцарии (Domiciliation). Это примерно 120-150 франков в месяц
CHF 1500 – бухгалтерские услуги. Из расчета средней ставки бухгалтера 100 франков в час
Возможности
Что дальше? Зачастую нужно рассматривать Швейцарию не как отдельный рынок, а как площадку для ведения международного бизнеса. Внутренний рынок достаточно ограничен, а спрос специфичен. Для распространения В2С сервисов необходима поддержка сильного дистрибьютора. Продукты и услуги в сегменте В2В при поддержке швейцарских властей открывают доступ к международному сообществу.
Андрей Попов, сооснователь SeedFactory, партнер в компании TC Logiciel в Швейцарии
«У швейцарских бизнес-ассоциаций круто налажен нетворк с европейскими компаниями. Каждая крупная выставка в мире посещается швейцарскими компаниями. Наличие репрезентатив-офиса в Швейцарии дает право иметь свой деск в составе делегации Швейцарии. Мы присутствовали на CeBIT в Ганновере, где членам Swiss Global Enterprise были положены бесплатные входы и существенные скидки на аренду стойки. Швейцарский референс – это гарантия старта бизнес-коммуникаций. Благодаря швейцарскому нетворку, мы вышли на рынок Германии и быстро нашли там партнеров». Другой аспект – это квалифицированная рабочая сила. Стоимость специалистов, конечно, высока, но, привлекая студентов технических вузов к работе в стартапе, можно получить различные льготы и даже гранты на разработки. Имея поддержку в Швейцарии на государственном уровне, вы получаете возможность достичь больших высот, так как симбиоз бизнеса и государственной поддержки – это микс, предлагаемый страной.
* Авторы текста хотели поделиться знаниями и личным опытом.
Мы надеемся, что наш текст окажется полезен предпринимателям. По всем вопросам мы готовы лично продолжать коммуникацию.