«Мы прошли собеседование в Лондоне и вернулись в Минск»: группа художников «откололась» от MSQRD и делает свой AR-проект

Интервью издания Dev.by с экс-участником команды MSQRD Андреем Янчуревичем.

После громкой сделки MSQRD с Facebook некоторые инженеры белорусского стартапа устроились на работу к калифорнийскому ИТ-гиганту. Команда художников тоже отправилась в Лондон, но после нескольких интервью «разошлась с разработчиком соцсети».

Как объяснил Dev.by один из экс-сотрудников MSQRD, Facebook — это «в первую очередь технологическая компания, а потом уже художественная». После возвращения ребята взяли короткий тайм-аут, а потом запустили AR Squad — стартап, который специализируется на создании эффектов в дополненной реальности. AR Squad состоит из 7 человек и недавно вошёл в число резидентов ПВТ.

Немного ностальгии: как начиналась дружба с Невгенем и проект MSQRD

После 9 класса я хотел поступать на визуальный дизайн и медиа в ЕГУ. Когда мой троюродной брат из Вильнюса узнал об этом, он сказал: «Ты что, обалдел? Учитывая репутацию ЕГУ, у тебя могут быть потом проблемы с трудоустройством в Беларуси». После этого я остыл к ЕГУ и поступил в БГУИР на новую в то время специальность «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий». Специальность была связана с моей работой, поэтому красный диплом получился, можно сказать, сам собой и был для меня неожиданностью.

Первые деньги я начал зарабатывать ещё в школе, а с первого курса университета уже пытался жить самостоятельно и не зависеть финансово от родителей. При этом деньги я не экономил, развлекался на заработанные, как мог.

Dev.by
Dev.by

Мы с Женей Невгенем последние деньги тратили на поездки в Друскининкай, где тогда только открыли Snow Arena. Набирали с собой «Ролтонов», «Кириешек», и на все выходные ехали кататься на сноубордах. Машин своих не было, нас подвозили до границы, высаживали, и дальше мы шли пешком в 30-градусный мороз. Приходили к самому открытию арены, часам к 10:00, и катались до закрытия, 23:00. Ночевали в съёмной квартире, на утро всё тело болело, а мы снова шли кататься.

Сколько я помню Невгеня, он всё время горел продуктами и хотел пробовать новые идеи. Одно из направлений, которое ему было интересно — это коммуникация. Он постоянно хотел улучшить или придумать новые её способы и часто делился мыслями и идеями с друзьями и коллегами. Как позже выяснилось, не зря. Однажды в ходе очередного обсуждения стало ясно, что если добавить в набирающее популярность видеообщение эмоции, то это будет именно то, что нравится людям, и выведет общение на новый уровень.

Толчком для запуска продукта послужила продажа одесского стартапа Looksery Snapchat. А потом, как говорят, звёзды сошлись, и технология MSQRD легла в основу становления дополненной реальности. Несмотря на то, что успех пришёл очень быстро, никто сразу не рассчитывал на сделку, и у нас был план развития продукта на довольно долгий период. В итоге он не понадобился, точнее, его пришлось поменять, так как после сделки все силы были направлены на интеграцию с Facebook и популяризацию нашей технологии на 2 млрд человек.

Сначала в Долину забрали только основателей. Потом, где-то через полгода через пул собеседований, некоторых инженеров. Но были и те, кто не захотел переезжать. Какое-то время эти ребята были частью минского R&D-офиса. В определённый момент получилось так, что в Минске остались только те ребята, которые занимались художественной составляющей эффектов. Но через год из-за некоторых юридических нюансов офис в Минске закрыли.

И мы с командой художников поехали в Лондон проходить собеседования, но, как оказалось, Facebook — это в первую очередь технологическая компания, а потом уже художественная. Поэтому ничего у нас с ИТ-гигантом не срослось. Вся наша команда вернулась в Минск. Сначала мы отдыхали, а потом заскучали и начали искать работу. На одной из встреч с Димой Дориным, одним из членов нашей команды, мы поняли, что ещё остались задачи, которые мы когда-то хотели решить в MSQRD. И я сказал ему: «А почему бы нам не собрать ребят обратно? Люди ведь сработавшиеся, хорошо знают друг друга».

Dev.by
Dev.by

В итоге мы всех вернули и в конце июля прошлого года открыли компанию AR Squad.

«Понимали, что AR — это выгодная ниша»

Когда мы создавали компанию, то понимали, что AR — это будущий тренд, выгодная ниша для бизнеса. Мы видели, как развиваются корпорации и куда они вкладывают свои ресурсы. Поэтому были уверены в выбранной нише.

Про AR можно долго говорить и спорить, но лучше я процитирую слова экс-CEO Prisma Лёши Моисеенкова, с которыми согласен на 100 процентов: «Сама область (AR) не относится пока к Core Value любой сети, а именно созданию контента […]. AR сейчас — это то, что даёт нам продукт, мы сами создать ничего не можем или можем, но это требует нечеловеческих усилий. И все эти студии, где можно создать свои маски, видимо, не работают. Или где узнать хоть какую-то статистику? Ну сложно это, очень сложно. А заработать на этом как? Да никак, не прозрачно. На AR-контенте пока не заработать обычному пользователю. Зато понятно, как заработать с хорошим контентом на Youtube, Twitch и прочем (это взгляд со стороны). Пока пользователи не начнут массово создавать AR, прогресса в этой области не будет. Ждём однокнопочных магий от Apple и Google. Они могут позволить себе сказать: мы занимаемся технологией».

Как бы там ни было, область развивается, и скоро мы увидим очередной прорыв и революцию на пересечении нескольких сфер: лайфстайл и AR, электронная коммерция и AR. Ну и куда же без развлечений и социальных сетей.

Мы позиционируем себя как компанию с R&D-центром по графике в дополненной реальности.

Мы создаём AR-эффекты для крупных брендов, корпораций и помогаем стартапам. Например, помогали портфельной компании Haxus — Voir, которая создаёт проприетарную технологию ИИ для цифрового макияжа в режиме реального времени. Вместе с Prisma в начале этого года делали концепт многопользовательского AR на примере IKEA. Приходишь домой, открываешь приложение, расставляешь мебель, как тебе нравится, и нажимаешь «заказать».

Свой первый заказ на создание AR-эффекта мы получили где-то через неделю после запуска компании. Почему так быстро? Потому что перед открытием мы прошлись по всем своим знакомым и рассказали, что собираемся делать. Получили гору советов, как строить бизнес и где искать клиентов.

С помощью дополненной реальности можно добиться более глубокого погружения в продукт, а также помочь получить и сохранить эмоциональную связь между человеком и брендом. Например, возьмём примерку очков в AR, над которой мы сейчас работаем для бренда Gamine. Когда мы показывали людям фото и видео с настоящими и AR-очками, многие путали, где реальные, а где виртуальные.

Dev.by
Dev.by

Но, чтобы добиться такого эффекта, нам пришлось решить некоторые нетривиальные задачи. Например, как передать качество, ощущение и размер очков. Если первые два пункта нам удалось передать, то последний — определять правильно размер очков — это задача, которую пытаются решить многие AR-студии и мы в том числе. Это следующий шаг технологий.

Также, когда вышли Animoji, мы пробовали делать персонажей, интегрированных в реальный мир, без использования крутых технологий и трекера Apple. Получалось неплохо.

Не могу сказать, что мы полностью аутсорсинговая компания. Поскольку все наши ребята из геймдева, у них есть страсть — делать игры. Мы думаем об открытии подразделения, которое будет заниматься мобильными, развлекательными приложениями. Это не сугубо AR или игры, а скорее микс, в который мы хотим уйти, переключившись на продуктовую разработку.

Со стороны это может показаться странным решением, так как на рынке многие попытки делать игры в AR не увенчивались успехом. Исключением можно назвать разве что Pokemon GO, но тут сыграла популярность и огромная фанатская база покемонов, это уникальный случай. Многие пытались повторить их успех, и ни у кого не получилось. Но у нас есть интересные идеи, уверенность, поддержка и огромное желание делать продукты.

Dev.by
Dev.by

«В стеке используемого софта у нас целый зоопарк»

Пока что делать эффекты в дополненной реальности дорого и сложно, могут это только профессионалы. Мы в своё время потратили очень много сил и времени, чтобы разработать собственные алгоритмы и подходы для создания эффектов, и сейчас постоянно их совершенствуем.

Частично мы начинали делать их ещё в MSQRD, а более глубокой проработкой занялись уже в AR Squad. Если в MSQRD на разработку эффекта уходило два дня, то сейчас — неделя-две, но зато эффекты выглядят более целостно и реалистично. Но иногда всё же не хватает обычных эффектов, когда ты можешь применить лицо какого-нибудь известного персонажа или актёра и записать друзьям смешной ролик или поздравление.

Также одной из проблем дополненной реальности является то, что под каждую платформу нужен определённый пайплайн, чтобы создавать там контент. Думаю, многое изменится, когда появится волшебное однокнопочное решение от Google или Apple, которое позволит простым пользователям без опыта создавать контент. Facebook уже к этому стремится. Недавно, например, анонсировал Spark AR Studio — платформу для Instagram, через которую можно делать AR-эффекты — и позиционирует её как публичную.

На сегодня наиболее близкими и доступными пользователю платформами являются Spark Studio от Facebook и Lense Studio от Snapchat. Но если художник сможет создать там AR-эффект, то человеку без опыта и чьей-либо помощи это будет непросто. Snapchat, например, более дружелюбный в этом плане для новичков. Там даже можно посмотреть, что делают другие любители-художники. Но качеством любительские эффекты, конечно, не блещут.

Dev.by
Dev.by

В стеке используемого софта у нас целый зоопарк. Для создания AR-контента используем ряд программ для моделинга и скульптинга, а также Lens Studio от Snapchat, AR Studio от Facebook, пишем на React. В полной мере пользуемся доступными средствами от корпораций: ARCore от Google, ARKit от Apple и пр.

Думаю, ещё один переломный момент настанет, когда появятся очки для дополненной и смешанной реальности, в которых ты не будешь похож на киборга, и тебе не надо будет таскать за собой устройство, похожее на CD-плеер. Относительно недавно у компании Intel была интересная попытка сделать проекцию луча на зрачок, но, насколько я знаю, проект свернули.

У всех текущих решений для дополненной и смешанной реальности есть проблемы или с производительностью, или с графикой, или с удобством. Когда подходящее решение появится, и очередной пазл соберётся воедино, думаю, мы со своей стороны будем готовы предоставить качественную графику.

«Когда заключаем с иностранной компанией электронный договор, в списке стран может не быть Беларуси»

Минск сейчас — хорошее место, где есть и кадры, и условия для бизнеса. Иметь свой офис в топовых странах — Великобритании, США — это круто, но у нас, например, сейчас нет в нём необходимости. Мне нравится Беларусь, единственная проблема — погода. В ближайшие полгода мы точно не будем думать о релокации, разве что в другой офис.

Поскольку мы ведём бизнес из Беларуси, сложности, конечно, есть. Вплоть до того, что, когда мы заключаем с компанией электронный договор, в списке стран может не быть Беларуси. Приходится просить, чтобы нас добавили, и делается это очень долго.

Плюс есть разные нюансы, связанные со страховкой. Многие компании в Америке требуют страховку с рейтингом надёжности А+ класса, у нас в стране максимум — B+. Когда приходишь к нашим страховщикам, они говорят: «Это что? Мы не можем застраховать сотрудника на миллион долларов!». Иногда такие суммы выходят, что уже проще открыть компанию в другой стране. Но ничего, все как-то договариваются.

Dev.by
Dev.by

Сейчас у нас в компании нет начинающих специалистов. Моя позиция такая — лучше нанимать меньше людей, но с большим опытом. Чтобы брать новичков, нужно строить свою кузницу кадров. Это круто, к этому нужно стремиться, но пока что с нашими планами и ресурсами это несовместимо. Но мы делаем, что можем, например, в мае провели хакатон совместно с Garage48 и Facebook.

Мы планируем постепенно переходить от аутсорсинговой модели к продуктовой. В инвестициях у нас нет пока что необходимости. Возможно, когда уйдём в продуктовую разработку, они понадобятся. Я считаю, что найти деньги — это не такая важная задача, как привлечь опыт, знания и связи. Получить экспертизу от людей, у которых есть 4-5 экзитов за плечами, — вот это круто. У этих людей есть ключи от многих дверей.

dev.by — сайт об информационных технологиях в Беларуси и в мире.

Статьи по теме:

  • Белорусский тимлид — о тех, из кого не получится хороших разработчиков
  • Автоматизированное тестирование: как не выстрелить себе в ногу
1717
8 комментариев

У меня возникло два вопроса. Куда вы смотрите и почему у вас(судя по фото) один комп на двоих? :)

32

Смотрят в окно, а судя по фото это единсвенное место с более-менее нормальным освещением.

5

Мы прошли собеседование в Лондоне и вернулись в Минск

Правильнее сказать "проходили". Прошли - это всё-таки когда прошли успешно и там либо приняли оффер, либо отказались.

6

AR - безусловно самая интересная сейчас тема.
По крайней мере для меня.
Около 6 месяцев вынашиваю свою идею и ищу исполнителей, но все никак.
Имеет ли смысл вас беспокоить если бюджет на воплощение 3х условных масок - 5000 евро?
Может быть можете направить - куда копать, где искать ?

2

"как оказалось, Facebook — это в первую очередь технологическая компания, а потом уже художественная" - да ладно.jpg

Кстати, это не такая редкая ошибка, если перед собеседованием не интересоваться, куда собеседуешься.

1