Краткая история российско-швейцарской аутсорс-компании Luxoft: от сотрудничества с Boeing до продажи за $2 млрд

Как развивалась компания, почему её поглотила DXC Technology, и сколько на этом заработали основатели.

Создание и развитие Luxoft

В 1992 году предприниматели Анатолий Карачинский и Сергей Мацоцкий создали компанию IBS, которая занималась системной интеграцией. В 1993 году внутри IBS открылось подразделение заказных разработок — программирования «на экспорт».

Анатолий Карачинский ORT
Анатолий Карачинский ORT

По словам генерального директора Luxoft Дмитрия Лощинина, IBS заранее планировала выход подразделения на международные рынки. Он считал, что компании на рынке «офшорного программирования» формируются стихийно, без стартового капитала, планов и чёткой структуры, а также они подвержены влиянию внешних факторов.

Сергей Мацоцкий
Сергей Мацоцкий

IBS действовала иначе — основатели вдохновлялись подходом конкурентов из Индии и Китая, где компании с «офшорными программистами» писали код для таких крупных корпораций-заказчиков, как IBM и General Motors.

В 2000 году IBS выделила подразделение в отдельную компанию Luxoft, входящую в холдинг. За первый год Luxoft получила заказы от Boeing, IBM, Citibank, Credit Suisse First Boston, Continental DataGraphics, «Вымпелком».

В интервью Business Online Лощинин рассказал, что Luxoft изначально стремилась получать заказы от крупных компаний, чтобы одновременно формировать свой зарубежный имидж и обучать сотрудников международным корпоративным стандартам. Своим сотрудникам компания предлагала работать на контрактной основе с релокацией в страну заказчика.

Дмитрий Лощинин TAdviser
Дмитрий Лощинин TAdviser

Сотрудничество с Boeing, IBM и другими компаниями позволило достичь безубыточности и увеличить штат Luxoft с 80 до 280 человек за год. Luxoft начала искать новых партнёров в Европе и США через партнёрские схемы, а чтобы продвигать свои услуги на международных рынках, компания открывала представительства в каждом городе, где появлялись потенциальные сделки и клиенты.

Таким образом компания открыла подразделения в России (Москва, Санкт-Петербург, Омск, Дубна, Нижний Новгород), Украине (Киев, Одесса, Днепр), Румынии (Бухарест), Вьетнаме (Хошимин), Польше (Краков), Болгарии (София), Мексике, Азии и Южной Африке. Представительства фирмы расположены в США (Нью-Йорк, Сиэтл), Великобритании (Лондон), Германии (Франкфурт, Штутгарт) и Сингапуре — всего 42 офиса в 21 стране.

Компания начала с заказов банковского ПО для европейских банков — основными клиентами Luxoft стали Deutsche Bank и UBS, которые в 2012 финансовом году принесли компании 47% прибыли. К 2014 году 95% выручки компании приносила работа с иностранными заказчиками.

Luxoft занимается не только заказными, но и самостоятельными разработками в области финансов, энергетики, автомобилестроения, авиации и телекоммуникации, оказывает консалтинговые услуги.

IPO и переезд головного офиса из России в Швейцарию

3 июля 2012 году 10% акций Luxoft купил «ВТБ Капитал» у частного швейцарского фонда. В 2009 году швейцарский пакет акций оценивался в $15 млн, а компания — в $150 млн. Аналитики «ВТБ Капитала» в 2012 году отмечали, что «справедливая» стоимость IBS Group составляет $600 млн, при этом 87% суммы приходилось на Luxoft.

26 июня 2013 года Luxoft вышла на IPO и провела первичное размещение акций на Нью-Йоркской бирже. Головная компания IBS и сама Luxoft продали по 6,3% акций Luxoft за $69,6 млн, оценив всю компанию в $550 млн. К 13 июля 2013 года стоимость Luxoft выросла до $697 млн.

В ноябре 2013 года Luxoft повторно разместила акции — компанию оценили в $1,113 млрд, стоимость одной акции составила $34. Продав свои акции, «ВТБ Капитал» заработала $95,2 млн.

Luxoft стала успешнее IBS: в 2014 году IBS Group получила одобрение миноритарных акционеров компании на обмен акций IBS на Luxoft. Холдинг посчитал, что они более ликвидны для акционеров и избавят от зависимости от российского бизнеса группы, финансовые показатели которого падали.

Во время обострения российско-украинских отношений в начале 2014 года клиенты Luxoft были обеспокоены возможными политическими рисками. В ответ на это генеральный директор компании Дмитрий Лощинин заявил, что Luxoft «не является российской компанией. Это глобальная компания с головным офисом в швейцарском Цуге».

Servernews
Servernews

Лощинин пообещал перевезти 500 самых опытных разработчиков из России и Украины в другие страны, а также перевести налоговую регистрацию в Великобританию. Головной офис компании также переехал из России в Швейцарию, где живут ключевые топ-менеджеры компании, включая Лощинина.

Зарубежные инвестиции в Luxoft

  • В 2015 году инвестиционная компания JPMorgan Chase & Co приобрела 4,5% акций Luxoft — рыночная стоимость пакета составила $75 млн, а позже увеличила её до 6%. В начале 2018 года доля JPMorgan снизилась до 3,5%.
  • В 2016 году инвесторы Morgan Stanley скупили 7% акций компании за $138 млн, но к началу 2018 года вышла из числа акционеров Luxoft.
  • В 2018 году британский фонд M&G Investment Management купил 3,8% акций Luxoft за $58 млн.

Проблемы Luxoft и диверсификация бизнеса

В феврале 2016 года акции Luxoft резко упали сначала на 28%, а затем ещё на 16% после публикации квартального отчёта, в котором компания дала прогноз на весь финансовый год ниже ожиданий биржевых аналитиков.

Дмитрий Лощинин рассказал, что компания столкнулась с макроэкономическими проблемами: снижением цены на нефть, падением китайского рынка и колебаниями курса валют, а также скидками для «некоторых ключевых клиентов».

Динамика акций Luxoft с 2014 года
Динамика акций Luxoft с 2014 года

Согласно финансовому отчёту, на десять крупнейших клиентов Luxoft пришлось 80,1% выручки компании: 36,3% доходов Luxoft принёс Deutsche Bank, 20,1% — UBS. Аутсорсинг финансовых услуг составил около 69% общего объёма продаж компании.

Аналитики Investor's Business Daily считают, что одной из основных проблем Luxoft стали убытки основного заказчика компании — Deutsche Bank, вызвавшие увольнения, потери стоимости акций, пятилетнюю программу реструктуризации бизнеса и исключения части поставщиков для экономии.

У UBS и Credit Suisse, которые входят в число крупнейших заказчиков Luxoft, также произошло снижение стоимости акций на фоне слабой отчётности. Тем не менее Luxoft подписала пятилетнее соглашение с Deutsche, попав в список предпочтительных поставщиков услуг.

В 2017 году доля выручки от Deutsche Bank и UBS сократилась до 23,3% и 20% на фоне рекордных падений Deutsche.

Чтобы не зависеть от крупнейших заказчиков, Luxoft развивала новые направления, открывая подразделения или скупая компании. Luxoft работала в шести основных отраслях: финансовые услуги, автомобилестроение и транспорт, телекоммуникации, путешествия и авиация, технологии и энергетика. Среди продуктов и технологических платформ компании: Horizon, SuperCloud, Twister, iStockTrack, TEORA, Populus, AllView, CVNAR и Retail Engagement Suite в сфере интернета вещей.

Luxsoft и BlackBerry на CES 2016
Luxsoft и BlackBerry на CES 2016

Тенденция к спаду доходов от финансового направления продолжилась в 2018 финансовом году: Luxoft заработала на финансовых услугах $514 млн — 56,7% общего оборота компании. Доля цифровых компаний составила 25,8% с доходом $234 млн, ещё 17,5% доходов в размере $158,4 млн принёс автопром. Всего десять ведущих заказчиков Luxoft к концу финансового 2018 года принесли около 56,3% выручки, на 6% меньше 2017 года.

Развитие финансового направления заменилось автомобильным: в десятку основных клиентов Luxoft вошли три представителя автомобильной индустрии. Luxoft активно инвестировала в это направление:

  • В декабре 2015 года Luxoft объявила о сотрудничестве с BlackBerry в разработке решений для беспилотных автомобилей: технологии компании для слежения за объектами на дороге и машинное зрение объединили с операционной системой BlackBerry QNX.
  • В феврале 2016 года Luxoft купила разработчика «умных» систем для автомобилей Symtavision и открыла офис в Германии в городе приобретения.
  • 7 августа 2018 года купила немецкого разработчика сервисов и решений для беспилотных автомобилей Objective Software — систем высокоточного позиционирования, электронных помощников для водителей и проектов «умных» городов.

DXC Technology и зачем ей Luxoft

В мае 2016 года компания Hewlett-Packard Enterprise объявила о выделении подразделения по услугам консалтинга, аутсорсинга и системной интеграции и его объединения с одним из крупнейших в мире системных интеграторов Computer Sciences Corporation. Таким образом HPE планировала сосредоточиться на облачных сервисах и других быстрорастущих направлениях.

Сделку завершили 3 апреля 2017 года, новое предприятие с годовым оборотом $26 млрд назвали DXC Technology. HPE получила от сделки около $13,5 млрд.

DatacenterDynamics
DatacenterDynamics

7 января 2019 года DXC объявила о покупке Luxoft за $2 млрд. После объявления акции Luxoft на NYSE взлетели на 82%. Компания будет работать под брендом A DXC Technology Company, но сохранит и своё название. Её по-прежнему будет возглавлять Дмитрий Лощинин.

По мнению аналитика Forbes, Luxoft нужна DXC для реструктуризации усиления цифровых сервисов, которые слабо развиты в крупных компаниях. У Luxoft есть необходимый опыт в ключевых отраслях: автомобильной, финансовой и медицинской сферах, аналитике, пользовательских интерфейсах, интернете вещей и блокчейне, в чём заинтересована DXC.

Но из-за своей офшорной деятельности компания сосредотачивалась на трёх-четырёх ключевых клиентах, и в случае финансовых проблем у них, возникали проблемы и у Luxoft.

Forbes считает, что проблемы в финансовом секторе сделали Luxoft уязвимой для покупки, предоставив возможность крупным корпорациям сделать привлекательное предложение о поглощении.

Взамен Luxoft получает новые рынки и возможности развития. Объединённая компания будет обслуживать больше двадцати автопроизводителей и половину основных финансовых корпораций в США и Европе.

Сколько владельцы Luxoft заработали на сделке

Издание CNews подсчитало, сколько получат основатели IBS Анатолий Карачинский и Сергей Мацоцкий и генеральный директор Luxoft Дмитрий Лощинин.

DXC Global платит за одну акцию Luxoft $59, что на 86% больше, чем рыночная стоимость компании. По подсчетам издания, материнская компания IBS Group, владеющая 33,2% общего числа акций, получит $655 млн.

Точные доли Карачинского и Мацоцкого в IBS Group не раскрываются, но CNews по данным конца 2014 года рассчитывает, что 66% акций IBS принадлежит Карачинскому через офшоры BXA Investments и Croyton — он получит от сделки не менее $491 млн, Мацоцкий — $163 млн, а Лощинин с 5% акций Luxoft — $60 млн.

Также среди крупных акционеров Luxoft американская инвестиционная компания Fidelity Management & Research Company и британский фонд M&G Investment Management. Им принадлежат 9,6% и 5,8% акций, за которые они получает $127 млн и $76 млн.

2828
16 комментариев

Пффф, пока модные пацанчики-прогеры, любители модных словечек и фреймворков типо ангуляр-хуяр пашут на такие компании типо люксофта и модульбанка за копейки с утра до ночи и по выходным, понтя в инсте какие у них моднявые офисы и корпоративная культура, реальные челы поднимают тонны кэша..... так держать!

3
Ответить

Что сказать-то хотел?

24
Ответить

Сам откуда? Чем дышишь?

3
Ответить

Где фото галер?

6
Ответить
4
Ответить

что для вас «галера»? модное слово, означающее нежелание работать?

Ответить

Несколько раз перечитал предложение "Аутсорсинг финансовых услуг составил около 69% общего объёма продаж компании." пока понял, что речь об аутсорсинге разработки ПО в предметной области финансов. Первая ассоциация - аутсорсинг бухгалтерии :)

8
Ответить