«Избавляйтесь от всего, что не радует»: кто такая Мари Кондо и как она зарабатывает на собственном методе уборки

Кондо заработала $8 млн на продаже книг и обучающих курсах, а с января 2019 года ведёт собственное шоу на Netflix. Откуда взялся феномен метода KonMari, и в чем его смысл.

Мари Кондо придумала KonMari — собственный метод уборки в квартирах, в котором делает акцент не на простой сортировке вещей по категориям и эффективному хранению, а на «духовном подходе», основанном на синтоизме, после которого уборка проводится один раз и поддерживается до конца жизни в доме.

По мнению Кондо, нужно избавляться от всех ненужных вещей, если они не приносят радости своему обладателю, а такая уборка позволит человеку привести мысли в порядок и стать счастливее.

Мари Кондо The Pool
Мари Кондо The Pool

Она написала две книги по KonMari, проданные миллионными тиражами, проводит консультации, обучает специалистов, а в январе 2019 года получила собственное шоу на Netflix, где учит американские семьи своим основным принципам уборки. Сейчас состояние Мари Кондо оценивается в $8 млн.

Она написала уборку

Мари Кондо родилась в Токио и с детства увлекалась уборкой и организацией пространства — читала журналы по домоводству, помогала убираться в комнатах родственников и друзей, стала волонтёром в синтоистском храме, чтобы отрабатывать техники уборки. Дипломная работа в колледже также была посвящена уборке и называлась «Как привести в порядок квартиру с социологической точки зрения».

Vogue

Её увлечение быстро переросло в небольшой бизнес: в 19 лет Кондо открыла компанию по уборке домов и консультационным услугам. Удобство и простота её методов получили распространение, и Кондо получила заказов на шесть месяцев вперёд.

Она понимала, что индивидуальные консультации с людьми об организации порядка в доме слабо масштабируются. В 2010 году на учебном курсе «Как писать бестселлеры, которые будут любить десятилетиями» в издательстве Кондо предложила написать о своём методе уборки KonMari и заняла первое место.

The Big To-Do List
The Big To-Do List

Одним из судей был редактор издания Sunmark Томохиро Такахаси, который известен в Японии выпуском бестселлеров. Он предложил сотрудничество, и в течение восьми месяцев они работали вместе над написанием книги, вышедшей в России под названием «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни».

Такахаси помогал с маркетингом: Кондо несколько раз появлялась на телевидении, в частности, успешно убрала дом известного японского комика, что увеличило продажи. Но основную популярность она получила в марте 2011 года после землетрясения, вызвавшего масштабное цунами: многие жители задумались о ценности своей жизни и роли вещей в ней.

Находясь во временном жилье, люди начали копить лишние вещи, на случай, если они понадобятся — их было сложно и страшно выкинуть из-за психологических травм.

«Избавляйтесь от всего, что не радует»: кто такая Мари Кондо и как она зарабатывает на собственном методе уборки

На успех также повлияли культурные особенности: в Японии небольшие и тесные дома, в которых вещи должны быть аккуратно упорядочены. «Опрятность японцев не столько добродетель, сколько философия жизни», — пишет New Yorker.

В 2014 году книга появилась в США и стала бестселлером после рецензии в The New York Times. Она находилась на первом месте в списке бестселлеров NYT около 150 недель, а к 2019 году продалась тиражом в 11 млн экземпляров в 40 странах.

В 2015 году Time внёс Кондо в список самых влиятельных людей в мире. После публикации книги в США выросли объёмы сдаваемых вещей в комиссионные магазины: в среднем рост составил 20–60% в зависимости от расположения и популярности магазина.

Увеличились пожертвования в некоммерческие организации: с ноября 2014 года по февраль 2015 года в Фонд доброй воли в США отдано на благотворительность 15 331 тонна вещей, по сравнению с 13 789 тоннами за аналогичный период предыдущего года.

Впоследствии Кондо выпустила другие книги: в 2016 году появилась «Искра радости. Мастер-класс по искусству организации и уборки в иллюстрациях», а в 2017 — «Манга, приводящая в порядок жизнь».

Основные идеи KonMari

По мнению Кондо, уборку нужно рассматривать с двух сторон — духовной и практической. Каждая вещь в доме должна доставлять радость и храниться в специально отведённом месте.

Квартблог
Квартблог

Она приводит в книге «Магическая уборка» семь основных правил наведения порядка.

  1. Главное — избавиться от всего ненужного. Если предмет не приносит удовольствия — его нужно выкинуть или отдать.
  2. Нужно убирать по категориям — собрать все вещи одного типа со всего дома и сложить, например, на полу. Кондо предлагает начинать с одежды, затем с бумажных вещей и так далее.
  3. Устройства для хранения — тоже ненужный хлам, и его не нужно покупать, чтобы не увеличивать количество ненужных вещей.
  4. Журналы, старые учебные материалы, блокноты, стикеры и другая бумага захламляет дом — от неё нужно избавиться, заменив на электронный блокнот в устройствах.
  5. Хранить вещи можно в ящиках, сворачивая подходящую одежду в трубочки, как это делает IKEA с полотенцами — это даст полный обзор и не потревожит другие вещи при использовании.
  6. Развешивать одежду нужно от тёмного и теплого к яркому и лёгкому — таким образом одежда, по мнению Мари, будет храниться в компании «родственных вещей» и лучше отдыхать.
  7. Перед тем как выбросить предмет, нужно поблагодарить его за хорошую службу — Мари считает, что у каждой вещи есть душа.

Шоу на Netflix

1 января 2019 года медиакомпания Netflix запустила шоу «Уборка с Мари Кондо». В нём Кондо посещает американские семьи и постепенно наводит порядок в их домах.

В результате этой идеи родился культурный феномен: зрители публикуют в социальных сетях фотографии своих домов после уборки по методу Кондо, обсуждают, какие вещи можно выкидывать, а какие оставить, и создают мемы, высмеивающие потребительский минимализм KonMari.

В социальных сетях в США увеличилась тенденция к организации порядка в доме, пишет Bloomberg. Люди отдают ненужные вещи в магазины «Доброй воли» и «Армии Спасения» — после премьеры сериала пожертвования выросли на 40%, по сравнению с 2017–2018 годами, и большинство клиентов магазинов говорили, что смотрели шоу Кондо на Netflix.

Число подписчиков на Мари Кондо в Instagram после премьеры выросло втрое: за месяц с 700 тысяч до 2,2 млн.

Создание KonMari Media

Сертификация

Кроме книг и телевидения Кондо зарабатывает деньги на обучении KonMari других людей. Она основала компанию KonMari Media — агентство, которое связывает людей с сертифицированными консультантами из онлайн-базы.

Для сертификации нужно пройти курсы: на них может попасть тот, кто прочитал её книги и показал фотографию своего дома, убранного в соответствии с KonMari.

For the Love of Tidy
For the Love of Tidy

По информации Bloomberg, спрос на сертификацию высок: в Нью-Йорке и Лондоне распроданы все места на предстоящие семинары, стоимость семинара — $2200 и $2400 соответственно. Каждый специалист должен проходить практику, сдавать отчёты и экзамены. Также ежегодно консультант платит $500 за подтверждение квалификации.

Консультанты делятся на категории от новичков до мастеров: если на категорию Green нужно провести 10 занятий с двумя клиентами, Master должен обслужить 50 клиентов и провести 500 занятий. Каждый консультант устанавливает собственные цены на услуги. Сейчас на уровне мастера только два специалиста, одна из которых — Сокки Карин, она начала деятельность в 2014 году, обслуживая студентов, пожилых людей, одиноких мужчин и женщин.

Сейчас стоимость одного сеанса с Карин — от $75 за «виртуальную уборку» через FaceTime до $550 за пятичасовую консультацию внутри дома. По её словам, она обслуживает одного клиента в день и работает шесть дней в неделю, в среднем клиент заказывает от четырёх до шести консультаций, но всё зависит от размеров дома и скорости заказчиков. Для некоторых клиентов Карин проводила 30 сеансов.

Товары

24 июля 2018 года Мари Кондо запустила серию эксклюзивных коробок Hikidashi для организации и хранения вещей. Над их проектированием и дизайном работала бывший дизайнер упаковок Apple Сесилия Феррандон, которая присоединилась к KonMari в марте 2018 года.

Стоимость набора из трёх коробок в четырёх различных дизайнах — $89. Кроме коробок в набор входит онлайн-курс Konmari Tidying, в котором Кондо рассказывает, как правильно использовать коробки и складывать вещи.

KonMari
KonMari

Аналитическая компания Freedonia прогнозирует, что к 2021 году объём рынка товаров для организации домашнего пространства составит $11,8 млрд. Первый продукт Кондо на этом рынке поступил в продажу в сентябре 2018 года и был полностью распродан.

KonMari: за и против

Большинство сторонников подхода KonMari считают, что он хорошо работает, так как люди концентрируются на положительных эмоциях, которые вызывают вещи, и воспитывает в них эмпатию к окружающим вещам и людям.

По их мнению, KonMari вдохновляет на изменение образа жизни, при котором окружающие вещи перестают отвлекать и помогают сосредотачиваться на важных делах, отдыхать и быть более счастливым.

Cell Code
Cell Code

Однако метод не является универсальным и работает не всегда. Например, он противопоказан людям с психическими расстройствами — у клептоманов каждая вещь вызывает радость, что делает KonMari бессмысленным.

Организация пространства человека должна зависеть от его ценностей: некоторые находят радость в беспорядке, и KonMari правильно работает только для тех, кто может чувствовать себя подавленным из-за беспорядка, считает The Insider. Издание опросило несколько психологов и врачей, которые считают, что KonMari работает только для привилегированных людей, чьи вещи в домах — не необходимость, а желание.

Medium

Не всем людям нужно избавляться от всех невесёлых вещей: молоток может неожиданно пригодиться один раз в течение нескольких лет, а кабинет профессора, чей кабинет завален бумагами, на самом деле максимально организован, несмотря на неопрятность.

Дэниел Левитин, нейробиолог и автор книги «Организованный ум»

По его словам, одна из проблем метода — KonMari не различает аккуратность и организацию, а подобная уборка в кабинетах полицейского детектива или учёного не сделает их жизнь проще.

По мнению журналиста Vox, Мари Кондо продаёт не эффективный метод уборки, а фантазию идеального ящика с рубашками, выстроенными в красивую и упорядоченную радугу, в которой жизнь чиста, а мир человека полностью под его контролем .

«Избавляйтесь от всего, что не радует»: кто такая Мари Кондо и как она зарабатывает на собственном методе уборки

Vox считает, что одна из ловушек метода KonMari — не философия минималистического и антипотребительского образа жизни, которым он кажется. KonMari подразумевает избавление от всех нужных вещей, которые не радуют человека, насколько бы они не были полезны.

Таким образом, придётся выкинуть кухонную утварь, моющие средства, туалетный ёршик, холодильник и ещё множество вещей, если они не вызывают радости, и на замену купить новые и радующие, которые стоят денег.

Дилемма практичности присутствует даже в продаже фирменных коробок KonMari — в «Магической уборке» Кондо призывает не покупать новые контейнеры для хранения вещей и довольствоваться тем, что уже есть в доме.

Но, по её признанию, позже она поняла, что упаковка в США не настолько хороша, как в Японии, и поэтому она решила выпустить собственную линию товаров для дома. Её коробки за $89 могли вызывать больше радости, чем бесплатные коробки из-под обуви и, вероятно, поэтому хорошо продались.

Vox
5050
57 комментариев

«Избавляйтесь от всего, что не радует»
Меня президент наш не радует, например.

45
Ответить

Комментарий недоступен

27
Ответить

Ну и вообще мусор выкидывать нужно как бы)

7
Ответить

А мне точно ничего не будет если я лайкну???

3
Ответить

Меня не радуте унитаз. Что делать?

Ответить

Тут даже наши инфоцыгане восхищенно зааплодировали. Продать за 8 миллионов долларов мысль "избавляйтесь от хлама".

42
Ответить

Комментарий недоступен

21
Ответить