Барбершоп для экономных: как стилист Василий Михайлов создал сеть демократичных мужских парикмахерских

Старый формат на новый лад: как стилист Василий Михайлов запустил сеть эконом-барбершопов и открыл 20 парикмахерских за год Татьяна Сергунина
Старый формат на новый лад: как стилист Василий Михайлов запустил сеть эконом-барбершопов и открыл 20 парикмахерских за год Татьяна Сергунина

Барбершоп для экономных: как стилист Василий Михайлов создал сеть демократичных мужских парикмахерских

От люкса к эконому: как стилист Василий Михайлов сделал имя на премиум-окрашивании, а теперь развивает лоукост-барбершопы

Василий Михайлов получил известность в парикмахерском бизнесе благодаря успешной карьере в сегменте люкс и работе со звёздами. Пару лет назад предприниматель начал осваивать новые горизонты, и теперь все его знают как создателя сети лоукост-барбершопов для «суровых русских мужиков». Что заставило звездного парикмахера обратить внимание на экономкласс и как он придумал формат барбершопов, который за три года превратился в растущую сеть с 25 точками в Москве и регионах?

Точка отсчёта

Путь Василия Михайлова в парикмахерском деле начался еще в школьные годы. Будущий звездный стилист оттачивал мастерство машинной стрижки на родственниках и друзьях. После окончания школы Михайлов переехал в Санкт-Петербург, где поступил в парикмахерский колледж и начал работать в салонах красоты. Заработанные деньги он тратил на участие в профессиональных конкурсах. Чтобы развиваться дальше, Михайлов отправился в Москву – учиться в академии парикмахерского искусства «Долорес». Там же он сначала получил место ассистента преподавателя в академии и участвовал в показах в качестве стилиста, а потом вошел в основной состав преподавателей академии.

Затем последовало участие в знаковых конкурсах – Михайлов выиграл юниорский чемпионат Европы по парикмахерскому искусству, а потом престижный конкурс Wella Trendvision, для которого он одолжил платье у самого Валентина Юдашкина (связаться со звездным модельером помогла клиентка Михайлова). Наряд от кутюрье сыграл свою роль: Михайлов занял первое место и поехал представлять Россию на международный этап конкурса в Берлин.

Победы в конкурсах, профессиональные связи и знакомства с известными людьми принесли новые возможности. Михайлова пригласили на должность арт-директора новой сети парикмахерских экономкласса Vanity. «Опыт оказался не самым успешным. Мне приходилось решать множество административных задач, со многими из которых я столкнулся впервые», – признается стилист. – «Я не знал, как считать KPI, начислять зарплаты, а Exel вводил меня в ступор. Со стороны это было смешно, но я жутко нервничал». И хоть, как признается Михайлов, вывести сеть в прибыль ему так и не удалось, опыт работы ему многое дал. Потренировавшись на чужом бизнесе, он решил запустить собственный.

Люксовый опыт

Вдохновивший рекламой Max Faxtor, где парикмахеры и визажисты на ходу готовили моделей к съемкам, Василий Михайлов открыл сервис стилистов по вызову. Он заказал из Италии оборудование – складные кейсы, которые превращаются в рабочее место мастера, собрал команду и начал работать. Так появился передвижной салон «Фъёртис», что в переводе с норвежского означает «подростки с ярким цветом волос и макияжем».

Мобильная студия выезжала на модные показы, крупные мероприятия и корпоративы. Среди заказчиков значились крупные компании вроде «Азбуки вкуса», IKEA и даже правительство Москвы. Клиенты чаще всего приходили по сарафанному радио, и сначала проблем с заказами не было. Однако многим хотелось иметь возможность приехать в стационарный салон. «А приезжать было некуда», – вспоминает Михайлов. – «В итоге мы поняли, что пора сменить формат: сняли помещение в бизнес-центре на «Павелецкой» и открыли салон. Название «Фъёртис» оставили». Примерно в это же время, в 2014 году, случился кризис, и компании стали снижать расходы на имиджевые мероприятие и корпоративы. Так что открытие стационарного салона было своевременным решением.

Когда «Фъёртис» начал стабильно приносить прибыль, Василий Михайлов запустил новый проект– колор-бар ColBa. «Я обратил внимание, что на Западе стали очень популярны салоны одной услуги – драй-бары (для завивки волос), колор-бары (для покраски). У нас такого еще не было, и я решил открыть место, где девушки могли бы качественно покрасить волосы», – вспоминает Михайлов. – «Я изначально ориентировался на салон премиум-сегмента, куда мог бы приглашать своих знакомых селебрити. Меня вдохновлял пример Аркадия Новикова – хотелось создать такое же концептуальное место, куда люди приходят не только за товаром или услугой, а еще и за атмосферой». Партнером и со-инвестором проекта стала тревел-блогер Анастасия Попова, которая на первых порах обеспечила колор-бару рекламу и первых постоянных клиентов.

Идея с концептуальным местом сработала: за два года работы ColBa предприниматели окупили стартовые вложения и теперь вкладывают в развитие. В планах – разработка франшизы для западного рынка и запуск онлайн-обучения по искусству колористики.

Ошибка, ставшая идеей

Михайлов вспоминает, что однажды, размещая рекламы «Фъёртиса» в Фейсбуке, они по ошибке настроили таргетинг не на Москву, а на всю Россию. Объявление о «супервыгодной стрижке всего за 999 рублей» быстро стало мемом и разлетелось по соцсетям с комментариями в духе «Ну вы в своей Москве совсем уже зажрались, что вы там стрижете за такие деньги?». В регионах никого не волнует особая атмосфера и стиль, большинству нужны простые услуги за невысокую цену – понял предприниматель и решил, что из этого можно сделать новый бизнес.

«Я задумался – получится ли создать прибыльный проект для простых русских мужиков? Чтобы было быстро, недорого, максимально просто, но при этом качественно?» – рассказывает парикмахер, – «Так как среднего класса в России по-прежнему нет, то выстрелить у нас могут проекты либо в премиум-сегменте, либо в экономе. Я решил бросить вызов самому себе и доказать коллегам, что бюджетные парикмахерские при должных усилиях могут стать хорошим бизнесом».

Так появился «Супермен» – барбершоп эконом-класса, созданный специально для «русского супермужика, который быстро подстригся и пошел дальше покорять мир» (так описывает концепцию сам Михайлов). Здесь нет записи, дорогой косметики и дополнительных услуг. На выбор – ограниченный набор популярных мужских стрижек по цене от 200 до 500 рублей, минимум времени на ожидание и быстрая работа мастера, отточенная до автоматизма.

Изначально предприниматель решил открыть не обычную эконом-парикмахерскую, а создать франчайзинговую сеть с едиными стандартами – по образу «Макдональдса», когда каждый посетитель знает, что получит, какое время у него это займет и сколько будет стоить услуга. В результате предложение недорогой стрижки без записи быстро нашло свою аудиторию. За первый год работы заведения принесли 24 млн рублей выручки и первых франчайзи. А по состоянию на февраль 2019 сеть насчитывает уже 25 точек по Московской области и регионам. Из этого числа только четыре парикмахерские собственные, остальные открыты по франшизе.

Автоматизируй это

Главная задача, с которой столкнулся предприниматель при создании нового проекта – как добиться низкой цены на услугу. Основное решение заключалось в оптимизации всевозможных процессов.

Так, чтобы сократить издержки по максимуму, Михайлов отказался от администраторов и уборщиков. Роль первого выполняет электронная система записи и CRM: на входе в каждый барбершоп стоит терминал, на котором клиенты выбирают тип стрижки и оплачивают ее. Вместо уборщиков – специальные пылесосы, вмонтированные в рабочее место мастера. Парикмахеру нужно лишь собрать волосы к пылесосу, а остальное сделает техника. Отказ от двух рабочих мест экономит расходы на налоги и зарплаты почти на 100 тысяч рублей ежемесячно.

CRM-система используется не только для упорядочивания очереди, но и как инструмент аналитики. Программа считает общую посещаемость, фиксирует число повторных визитов, уровень лояльности, а также уточняет, откуда люди узнают о «Супермене». Кроме того, CRM умеет создавать полные финансовые отчеты и выставлять KPI сотрудникам.

«Для работы в «Супермене» нам пришлось разработать свою CRM, так как абсолютно все системы, которые предлагает рынок, настроены на работу в стандартных условиях и с администраторами», – рассказывает Василий Михайлов. – «Это потребовало дополнительных вложений, но в первые же месяцы работы решение показало свою эффективность. Таких систем, как у нас, нет рынке. Она многофункциональная и заточена именно под наш бизнес. Например, в системе мы дистанционно следим за загрузкой каждого рабочего места и можем прогнозировать, сколько мастеров должно быть на точке».

В результате каждый «Супермен» – это полностью стандартизированный бизнес с отлаженными процессами. Его устройство можно сравнить с конструктором «Лего»: если действовать по инструкции – получится собрать готовый барбершоп. Залы обустраиваются по единому принципу: рабочее место мастера включает кресло и шкаф, который одновременно служит зеркалом, гардеробом и местом для хранения парикмахерских инструментов. Благодаря этому салоны умещаются в помещениях площадью 20-30 кв. м. (а самая маленькая точка вообще работает на 11 кв.м.!)

Сейчас в каждом в «Супермене» предлагают шесть самых популярных стрижек: бокс, полубокс, классика, канадка, «Супермен», «Суперсын». Вилка цен – от 200 до 500 рублей. Есть также услуги по оформлению бороды – от 150 до 300 рублей. На обслуживание каждого клиента уходит от 5 до 30 минут, а среднее время работа парикмахера составляет 15 минут. Каждый мастер проходит обучение парикмахерским техникам, которые позволяют за минимальное время получить качественную стрижку. И этот процесс в «Супермене» тоже отработан до автоматизма – например, подсчитано, что на стрижку «бокс» у мастера должно уходить всего 25-30 движений.

«Идея, которая пришла мне в голову несколько лет назад, успешно реализовалась», – считает Василий Михайлов. – Я продолжаю настаивать, что бюджетные парикмахерские – хороший бизнес. По моим расчетам, вложения во франшизу у наших партнеров окупаются за 8-12 месяцев. А франчайзи из регионов могут сделать это еще быстрее, ведь арендные ставки там по сравнению со столицами гораздо ниже, а мужчины стригутся так же часто».

Глобальная цель предпринимателя – увеличить сеть «Супермена» до 300 точек по России и странам СНГ в течении 2019 года.

66 показов
1.2K1.2K открытий
Начать дискуссию