Директор по развитию экосистемы «Сбербанка» Марк Завадский: «Сейчас банк для клиентов средство, а мы хотим стать целью»

Беседует автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.

О значении слова «экосистема»

На мой взгляд, очень важно понимать, что такое экосистема и чем она отличается от группы компании или холдинга.

Экосистема — это группа сервисов, которая формируется вокруг единого клиента и формирует общее знание об этом клиенте. Экосистема стала очень модной темой, в том числе благодаря «Сбербанку».

В России сейчас определённый хайп: это модное слово, под него можно получить бюджеты, это слово, которое позволяет защитить проекты, которые в любом другом случае не были бы защищены.

О видении будущего «Сбербанка»

Я думаю, основное видение в том, что мы хотим от позиции посредника перейти к позиции партнёра, советника и провайдера конечных услуг, потому что «Сбербанк» — это крупнейший банк.

У нас десятки миллионов клиентов физических лиц и миллионы клиентов юридических лиц.

Все они так или иначе взаимодействуют со «Сбербанком», и многие делают это каждый день, но они не замечают это взаимодействие.

Они платят нашими карточками, ходят в наши отделения, но в целом банк — это посредник и средство, чтобы получить ту или иную услугу. Либо корпоративную, либо для личных целей. То есть, для них это средство.

А мы хотим стать целью. Мы хотим, чтобы мы воспринимались у наших клиентов не как средство для получения чего-то, а как источник радости и клиентского счастья.

О ёмкости рынка в России

Исходя из ёмкости рынка и количества населения, думаю, в России есть место для двух–четырёх крупных экосистем. На большее не хватит клиентов и размера рынка.

Есть компании, которые уже заявили свои амбиции на создание такого рода экосистем, но кто из них останется, сказать очень сложно.

О зонах влияния «Сбербанка»

Если взять портфель наших инвестиций за последние годы, то можно увидеть, что мы инвестировали в ecommerce. Очевидно, что мы идём в сторону электронной коммерции, хотя её доля в России пока что не такая большая — от 4% до 6%.

Вторая сфера влияния — цифровая медицина. Мы инвестировали в компанию DocDoc, индустрия ehealth. В целом индустрия находится на начальном уровне развития, рынок небольшой.

Но мы считаем, что это одна из ключевых потребностей — люди будут лечиться в любом случае, абсолютно очевидно, что эта история будет развиваться и уходить в цифровое пространство.

Компания DocDoc небольшая, но по некоторым направлениям она лидирует. Например, в Москве и в Санкт-Петербурге она лидер по записи к врачу.

О приоритетах инвестирования и типах инвестиций

Дальнейшие приоритеты мы определяем исходя из двух вещей: во-первых, ёмкость рынка — те потенциальные средства, которые наши клиенты могут оставить в наших будущих каналах, и, во-вторых, частотность.

Нам важно, чтобы это была потребность, по которой человек будет часто обращаться к провайдеру.

Мы делим свои инвестиции на два типа: это стратегические инвестиции, когда мы сразу покупаем большую долю в компании, входим в совет директоров, занимаемся управлением и встраиваем эту компанию в нашу экосистему с самого начала, как DocDoc, «Яндекс.Маркет» и «Фудплекс», и венчурные инвестиции, когда мы не до конца уверены, что хотим этим заниматься, но видим потенциал.

Здесь мы уже работаем либо в формате венчурных фондов, либо в формате акселераторов.

О совместном акселераторе с 500 Startups

В начале февраля мы закончили российскую часть нашего первого совместного акселератора с 500 Startups, уже скоро семь команд поедут в США на американскую часть акселерации. В целом получился очень интересный проект.

Мы отсмотрели более 800 заявок, отобрали 30 — это самые разные истории: от искусственного интеллекта до маркетплейсов для любителей ловить рыбу. Посмотрим на финансовые результаты, но пока что выглядит перспективно.

О совместном предприятии Mail.Ru Group, Alibaba Group и «Мегафона»

Пока публичных новостей об этом нет. Было объявлено, что они идут в эту сделку в сентябре. Сделка пока закрыта, её параметры неизвестны, потенциал у этой истории хороший, но многое будет зависеть от того, как будет построено взаимодействие между российскими и китайскими участниками в этой истории. Опять же, конкуренция — это скорее хорошо, чем плохо.

О переходе из AliExpress в «Сбербанк»

Ко времени выхода в «Сбербанк» я уже четыре года жил в России и работал на AliExpress из московского офиса. Ключевым для моего решения стало то, что я поверил в способность «Сбербанка» сделать экосистему быстрее и лучше, чем это может получится у иностранного игрока.

Опять же, если посмотрим на китайский пример, то вот эти мощные экосистемы, которые там есть, местные.

Иностранным игрокам сложнее, даже если у них есть отличный опыт в своей стране: и Amazon, и Google, и Facebook, и Walmart пытались заходить в Китай и строить там свои истории, но в конечном итоге они заканчивали партнёрством, причём миноритарным — с одним из местных игроков.

Подробнее о планах развития экосистемы «Сбербанка», проектах акселератора «Сбербанка» и 500 Startups и особенностях китайской деловой культуры — в полной версии интервью.

1212
13 комментариев

Комментарий недоступен

35

Комментарий недоступен

15

Для меня Сбер давно стал целью. Целью работать так чтобы никаким образом финансы подконтрольные мне не оказывались в нем

11

Sber is....
Сбер это тот банк где твой перевод может потеряться.
Сбер это тот банк где получали туда и идите
Сбер это тот банк где мы не видим ваши счета в другом регионе
Сбер это тот банк где подождите ещё 20минут, операция обрабатывается
Сбер это тот банк где вам надо объяснить зачем вам деньги чтобы вам их отдали
Сбер это тот банк где банкомат списал без выдачи а головной офис посылает в суд
Сбер это тот банк где вы должны потому что он сбер
Сбер это тот банк где блокировки
Sber is ...

8

Да не, сбер это когда в любом отделении один банкомат только для оплаты услуг, второй не работает, третий не работает на выдачу и у всех трёх нет бесконтактного датчика.

3

Сбер это там где приставы списывают без предупреждения, со всех возможных накопительных счетов? Нет, спасибо)

6