Егор Данилов, экс-Product Director в ivi.ru: "Я ухожу из видео"

Саша Пеганов встретился с Егором Даниловым, экс-директором по продукту ivi.ru, в чебуречной на Белорусском вокзале (на самом деле нет) и разузнал, чем тот будет заниматься после ухода из крупнейшего видеосервиса, чего не хватает рунету, и каково это - не думать о денежной стороне вопроса.

***


Саша Пеганов: Егор, привет! Ты бросаешь ivi.ru несмотря на то, что сервис получил огромное количество денег - $40 млн не так давно. Тебя выгнали, или ты сам ушел?

Егор Данилов: Классное начало! Привет, Саша, я тоже рад тебя видеть!

Я проработал в этой компании 3 с лишним года, и в какой-то момент, несмотря на то, что мы запустили гигантское количество очень крутых для России продуктов, в том числе мирового уровня, - тем не менее, я понял, что для того, чтобы сделать следующий хороший шаг, мне нужно провести в компании еще 2-3 года. И в этот момент друзья, которых я очень давно знаю, сделали мне предложение, от которого я не смог отказаться.

Нужно понимать, что это было вообще единственное за всю мою карьеру предложение, - то есть, я больше ни с кем не встречался и всем говорил "мне это неинтересно". А тут, когда увидел ребят, понял, какая там сумасшедшая и упоротая, в хорошем смысле, команда, с которой будет круто делать проект, - я не смог отказать.





СП: Про каких ребят мы говорим?

ЕД: Компания Сreara Акшина Джангирова, Вадима Мухаметшина и Бориса Герцовского. Это мои хорошие друзья, мы давно знакомы. Они периодически рассказывали, что и как у них происходит в компании - и последовательно влюбили меня в то, что они делают.

СП: Ты в ivi.ru был директором по продукту. Кем ты будешь в Creara?

ЕД: Можно сказать, что там я тоже буду заниматься продуктом - новым, который еще не запущен.

СП: Тебя схантили по каким-то дружеским мотивам, или у тебя есть серьезная финансовая мотивация? Может быть, профессиональный рост? Красивые секретарши? Офис возле дома?

ЕД: Мне сказали: "Егор, какие деньги, мы же друзья!" *смеется*. Поэтому мы и сидим в чебуречной.

СП: Да, для читателей, мы на самом деле сидим в чебуречной возле Белорусского вокзала. Мы говорим про продукт - что это будет? Какая-то фото/видеосоцсеть?

ЕД: Конечно, нет. Социальные сети в России уже все поделены, поэтому запускать еще одну - это полный бред.

Почему я ушел? В моей жизни деньги, денежная мотивация не играет практически никакой роли. Мне гораздо интереснее и гораздо важнее создавать что-то, что будет менять жизнь людей. Есть очень простой пример: когда два года назад я приехал в Ижевск к папе, у него там стоял телевизор Philips со Smart TV, и он говорит - давай что-нибудь включим посмотрим. И я думал, что он сейчас телик просто включит, а он реально запустил наше приложение ivi, какой-то фильм или сериал, - и в этот момент я понял, что поменял его жизнь.

СП: Ха, может, он просто хотел сделать сыну приятное?

ЕД: Не исключено. Но это не единичный случай, я знаю очень много историй, как люди начинают совершенно по-другому потреблять контент и от такого семейного смотрения переходят на то, что реально хотят. Раньше была такая история с мультиками - в 16.20 улицы пустели, потому что по телику показывали мультики. Улицы пустели именно потому, что у тебя не было другого шанса посмотреть эту серию "Утиных историй". Скажи это современным детям - они не поймут. Мы настолько поменяли эту историю - они один и тот же мультик могут посмотреть по 50 раз, по 1000 раз. Поработав в ivi, я понял, что мы должны делать то, что меняет жизнь. Это как раз то, чем меня заманили парни, и что мы будем делать.

СП: То есть, вы будете менять мир российского интернета в очередной раз?

ЕД: Я думаю, что мирового.

СП: В чем ты хорош, как ты считаешь?

ЕД: Думаю, я хорош в том, что я очень люблю продукт и понимаю, что нужно пользователю. Есть продукты или сервисы, которые друг от друга ничем не отличаются ни внешне, ни функционально - но один из них взлетел и всех порвал, а другой так и не набрал популярности. До Инстаграма было много приложений, которые позволяли накладывать какие-то эффекты на фотографию, но Инстаграм, эти две-четыре функции, сделали продукт настолько хорошо, что люди просто в восторге. Именно такой путь создания продукта мы будем проповедовать.

СП: Ты приходишь в Креару на работу или как партнер?

ЕД: Я прихожу и как работник, и как партнер.

СП: Имеет ли твое новое предприятие какое-то отношение к ВКонтакте, к Дурову? (Creara - партнер ВКонтакте по продаже медийной рекламы в приложениях, - прим.ред.)

ЕД: Cмотри, практически любой массовый сервис, который сейчас запускается, так или иначе завязан на социальной сети, потому что это очень хороший способ набирать аудиторию. Есть уже сервис, на котором собрали социальные связи, наша задача - просто грамотно их использовать.

Поэтому у нас будет, конечно, какая-то интеграция с ВКонтакте, но сказать, что будет прямое партнерство, нельзя.

СП: Ты не говоришь про продукт, но логично предположить, что он будет иметь отношение к видео, потому что ты этим занимался последние несколько лет. Это так?

ЕД: Шесть лет. И сейчас я ухожу из видео и больше не буду им заниматься. После ivi делать еще какой-то видеосервис - значит откидываться на несколько лет назад и проходить все заново. Поэтому тема видео после ivi в России закрыта.

СП: Ты набираешь новую команду или забираешь кого-то с собой?

ЕД: В Creara есть прекрасная команда, суперпрофессиональные разработчики, менеджеры. Из ivi я не буду никого забирать, потому что это довольно некрасиво. Хотя, конечно, я ухожу с тяжелым сердцем, потому что за эти три года я собрал там офигенно крутую команду - вот в этом плане мне немножко тяжело уходить.

СП: Как Акшин и его партнеры смогли уговорить тебя перейти из большй компании с хорошим финансированием к себе?

ЕД: Акшин - это человек, который может тебя зажечь, гениальный лидер, который может продать практически любую идею. Они меня не хантили - они просто рассказывали, что и как они делают.



СП: У тебя какая машина? Шел от метро, не видел твоего Майбаха возле чебуречной.

ЕД: Я езжу на метро. Ненавижу пробки в Москве и считаю очень странными людей, которые в Москве ездят на машинах. Как я уже сказал, мне не очень интересны деньги, дорогие шмотки - я сижу сейчас практически в мешке из-под картошки.

СП: В этом вы чем-то похожи с Дуровым - он мультимиллионер и тоже любит задвинуть на тему, что деньги не главное. У тебя похожая идеология?

ЕД: Ну, я далеко не миллионер. Смотри, какая штука: сегодня у меня есть работа и супер-друзья и партнеры, с которыми мы сейчас работаем. Завтра что-то идет не так, схлопнулся весь интернет-рынок, произошел глобальный коллапс или еще что-то. Я буду абсолютно нормально себя чувствовать, если я уеду в деревню и буду питаться картошкой.

В моем понимании, очень многие люди гигантское количество сил и внимания уделяют тому, как они выглядят, на чем они ездят - и они просто забывают, для чего живут. Ты не будешь вспоминать, на какой классной тачке ты ездил. Ты будешь вспоминать, как сидел с девушкой на рассвете на крыше дома и смотрел, как солнце поднимается из тумана. В моем понимании есть вещи, которые гораздо сильнее вдохновляют - в том числе, создание продуктов.



[caption id="" align="aligncenter" width="471"] Павел Дуров смотрит на туман[/caption]



СП: Ты читал книгу "Код Дурова"? Мне интересно собрать мнения тех, кто его знает, ты же наверняка знаком с ним лично.

ЕД: Книжка интересная. Я как раз люблю читать книжки про людей, они вдохновляют - после того, как ты ее прочитал, ты день-два на очень крутом позитиве. Я ее только с такой точки зрения оцениваю. О каких-то фактах из жизни Дурова уже все, наверное, было написано, а Кононов взял и собрал это воедино.

СП: Ок, если для тебя деньги не главное, что бы ты хотел сделать через год? Сделать крутой продукт, о котором будут знать все, как Цукерберг? Уехать жить на Бали? Купить нормальную одежду наконец-то, вместо этой рванины?

ЕД: Хороший вопрос, я его себе задаю, но не могу ответить. Мне кажется, гораздо лучше сделать, а потом сказать - да, мы прошли крутой путь, нам было тяжело, мы все мучались, плакали, ненавидели друг друга, кричали друг на друга. Это, кстати, то, на что я очень надеюсь в Creara, потому что не люблю работать с единомышленниками - я люблю работать с людьми, которые со мной спорят и говорят, что это полное говно.

Там должны быть люди, которые готовы принимать вызов. Самый крутой вызов - это когда ты потратил кучу времени на продукт, а в конце понял, что все нужно переделать. Это очень психологически тяжело.

СП: У стартаперов это совершенно нормальная ситуация.

ЕД: Этим тоже, кстати, меня подкупили ребята - они не готовы размениваться по мелочам и хотят сделать глобальную историю.

СП: Можешь обозначить хотя бы тематику твоего проекта?

ЕД: Это мобильный сервис. По сути, сейчас в мобильных сервисах мы начинаем повторять то, что было до этого сделано в большом интернете: появляются фотосервисы, чаты, сервисы знакомств и т.д. Там гигантские перспективы, и охват у мобильников гораздо больше, чем у стационарных компьютеров.

СП: Если мы говорим про мировую историю, у тебя есть какой-то опыт работы с внешними рынками? Как в Америке продвигать продукт, как там делать рекламу и тд?

ЕД: Нет, вот это как раз вызов. Безусловно, я ежедневно пользуюсь кучей сервисов, в том числе зарубежных, и за этим смотрю, - но такого опыта нет. Но, опять же, есть такой опыт у Creara. В чем ее достоинство - у них гигантское количество разных компетенций внутри компании, большая команда суперпрофессионалов, которые разбираются в огромном количестве вещей: маркетинг, продвижение, продукт, разработка, высоконагруженность и т.д. То есть, я прихожу на благодатную почву.

СП: Когда ты анонсируешь название и детали своего нового продукта?

ЕД: Думаю, через несколько месяцев. Поскольку мы готовим небольшую революцию - о ней нужно не рассказывать, а сразу показать, чтобы люди начали этим пользоваться.

СП: "Егор Данилов делает революцию в мобильном интернете" - нормальный будет заголовок?

ЕД: Мне всегда странно слышать, что Егор Данилов сделал ivi.ru, или Егор Данилов готовит революцию в интернете - это же не так. В ivi.ru работают больше ста сотрудников, в Creara тоже большая команда. Это командная работа - я не умею, например, программировать, ничего не понимаю в рекламе.

СП: Тебя отпускали из ivi.ru с сожалением? Предлагали более хорошие условия?

ЕД: Деньгами меня удерживать бессмысленно, я понимал, чем буду заниматься в ivi, и что мне может предложить Creara.



[caption id="" align="aligncenter" width="576"] Егор Данилов[/caption]

СП: Ты хочешь стать миллиардером? Мне кажется это приятно. Сам не пробовал.

ЕД: Слушай, красивым тоже быть приятно. Это же не значит, что я стану красивым.

СП: Ну, ты и так ничего. Может быть, ты все же расскажешь что-то о продукте?

ЕД: Смотри, в интернете есть такая проблема - одиночество в сети. Несмотря на то, что мы все такие супер-открытые, человек остается одиноким. Это можно проверить по тому, сколько человек остается онлайн ВКонтакте после 12 ночи.

В интернет-видео сейчас есть такой глобальный тренд, называется секонд-скрин. Это когда пользователю дают возможность не просто потреблять контент, но и каким-то образом с ним взаимодействовать - более того, взаимодействовать с людьми, которые этот же контент смотрят. Производители понимают, что человек - существо социальное, но когда он потребляет контент, он находится в одиночестве. И у них есть такая идея - сделать контент социальным, позволить его обсуждать и т.д. Эта история пока не доказана и не опровергнута, она пока в зародыше.

И то, чем мы будем заниматься - это пытаться перебить это одиночество в сети с помощью очень простых и четких механик. Есть классный пример - приложение Pair, у них есть такая функция, когда ты можешь прижать палец к экрану и чувствовать, как другой человек где-то тоже водит пальцем по экрану. Это гениальная находка, потому что ты вдали от любимого человека, но можешь почувствовать его рядом. И вот это ощущение, что кто-то рядом - это очень важно. Есть еще другая тема - в моем понимании практически все проекты, которые сейчас есть в интернете, строятся так или иначе на основе дейтинга: есть девочки и мальчики, и кто-то кому-то нравится. А, например, я хочу поиграть в шахматы, или мне скучно одному ходить в тренажерный зал, но мне кажется странным подходить к мужикам в зале и предлагать ходить вместе.

СП: Ну, Москва довольно толерантный город... *смеются оба*

ЕД: В общем, есть какие-то сервисы, которые пытаются это сделать, но каких-то суперуспешных историй в этой области нет.

СП: То есть, вы делаете мобильную историю, которая поможет людям решить проблему одиночества в сети?

ЕД: Можно и так сказать, если глобально посмотреть.

СП: Круто, как я тебя раскусил? Конкуренты какие-то есть?

ЕД: ВКонтакте, например, или Фейсбук. Прямых конкурентов, наверное, нет, - но те же социальные сети эту задачу худо-бедно решают. Вопрос только в сфокусированности и в том, насколько это будет для людей решающим фактором для того, чтобы перестать этим заниматься ВКонтакте и заниматься у нас.

СП: Ты пришел на готовое, или это была твоя идея?

ЕД: У Creara большая часть была уже сделана до меня. Моя задача - упаковать разрозненные идеи, большое количество хотелок, фич и пр, - в единый продукт, который будет простым и понятным пользователю. Потому что когда придумываешь новый сервис, самая большая опасность - это брейншторм: люди накидали пятьдесят тысяч идей, они друг с другом не увязаны, но по отдельности все крутые, и люди пытаются все их впихнуть.

В этот момент есть два варианта: или они не доживут до конечной реализации, потому что деньги закончатся; или они выпустятся, а пользователи не поймут, что это такое. Поэтому мы пытаемся найти некий баланс к старту - что мы хотим, чтобы у нас было.

СП: Ок, спасибо! Было интересно, уверен, читателям понравится.