Мой ребёнок уже мечтает работать в вашем Холдинге: как вырастить айтишника

Рассказываем про волонтёрский проект по профориентации «Куда идти в IT».

Мой ребёнок уже мечтает работать в вашем Холдинге: как вырастить айтишника

В нашем быстро меняющемся мире детям непросто разобраться с вопросом: «Кем быть?» Родители рады бы помочь и рассказать, но постоянно возникают десятки новых профессий, о которых и родители, и школьные учителя имеют слабое представление.

Про высокие зарплаты в IT слышали все, но мало кто может рассказать про направления, существующие в этой отрасли. Например, у ребёнка есть все таланты для UX-дизайна, но вот об UX-дизайне ему никто из знакомых взрослых рассказать не может: они сами не знают.

А профессионалы IT-сферы, которые могут разложить тему по полочкам, до детской и молодежной аудитории добираются редко.

Чтобы изменить ситуацию, эксперты и активисты Холдинга Т1 организовали волонтёрский проект по профориентации для школьников и студентов «Куда идти в IT».

Проект помогает ребятам разобраться в IT-мире, понять, что такое IT, какие есть профессии в этой огромной сфере, узнать, чем на самом деле здесь предстоит заниматься, каково это сейчас —работать в области информационных технологий, как развивать навыки, где учиться. Здесь делятся опытом, примерами, обсуждают IT-новости и перспективы.

Рассказывают, к чему ребятам нужно быть готовыми, когда они придут на стажировку. Сфера — на пике популярности, поэтому хочется, чтобы информация о ней была достоверной и реальной.

Проект существует и онлайн, и офлайн, включает в себя лекции, митапы, мастер-классы. Мы рассказываем о них в нашем telegram-канале: про работу в IT, про Холдинг, про наши процессы, анонсируем мероприятия.

Целевая аудитория проекта — школы, колледжи, теперь вот добавились и вузы.

Людмила Хорошилова отвечает за онлайн-направление, а Наталья Бакланова — за офлайн. Вместе с ними на волонтёрских началах работает большая команда экспертов Холдинга, которые, собственно, и являются движущей силой.

Как мы пришли к этому проекту

У сына Натальи, как и у других детей, в школе есть уроки профориентации.

Учителя и родители не всё знают о современных профессиях, но ведь каждый родитель всегда компетентен как минимум в своей профессии. И вот некоторые родители учеников по очереди приходят на уроки и рассказывают о своих профессиях.

Самая первая лекция «Куда идти в IT» прошла в СОШ № 2 г. Мурино для 10-11-х классов в октябре 2022 года: сын попросил Наталью провести в их школе встречу-беседу с ребятами. Хотя профильное направление школы — IT, до уроков профориентации айтишники там ещё не доходили. Был выбран необычный формат — лекция-встреча, когда не только читается лекция по заданному алгоритму, но есть возможность поговорить и обсудить вопросы, которые волнуют. Участники активно спрашивали Наталью про её работу и живо обсуждали, в каком направлении стоит развиваться IT. По завершении встречи ребята и команда Т1 посадили памятную аллею «Иннотех».

Позже идею подхватили коллеги из Москвы: они провели цикл встреч в разных форматах уже в столице. Затем присоединились коллеги из других городов — стали приходить в школы своих детей и знакомых, и рассказывать о работе в IT. В итоге к проекту подключились сотрудники Холдинга из Москвы и Московской области, Оренбурга, Ижевска, Магнитогорска и других городов присутствия Т1.

Людмила пришла в проект позже, когда он уже развивался офлайн. Ей просто очень хотелось прочитать лекцию о своей профессии в лицее, где она училась.

С этого желания всё и началось. Потом появилась идея развивать онлайн-мероприятия, т. к. это помогает охватить больше регионов.

Кто спикеры?

Больше всего нас вдохновляют мотивация и заинтересованность наших спикеров — экспертов очень высокого уровня. У нас уже есть порядка 120 вовлечённых людей. Сама рабочая группа чуть поменьше. Это представители очень разных профессий: у нас есть тестировщики, разработчики, аналитики, высокоуровневые управленцы. Конечно, в основном собираются те, кому нравится рассказывать про IT. Это не просто преподаватели — это живые носители профессии, понимающие её суть и соль.

Мой ребёнок уже мечтает работать в вашем Холдинге: как вырастить айтишника

Сначала мы старались территориально зацепить знакомых из региональных сообществ, которые пересекаются с нами в офисе, и живым рассказом заинтересовать их выйти в офлайн. Для многих, кстати, это был вызов после ковида: немало людей в тот период превратилось в интровертов. Но мы попробовали! И получилось так, что, когда рассказываешь про свою идею, люди загораются. Они понимают, что им тоже это нужно.

У профессионалов есть внутренний запрос на то, чтобы поделиться своими компетенциями с заинтересованной аудиторией. Люди вовлекаются, когда видят, что такие встречи воспринимаются с благодарностью: кем-то — сразу, кем-то — через несколько месяцев.

Мы заранее разбираем формат и репетируем. В целом сам образовательный процесс всегда очень творческий и интересный. Если кому-то из спикеров нужна помощь в отработке навыка публичных выступлений, то наш проект поможет справиться и с этим вызовом тоже. Конечно, достаточно тяжело в свободное время вытащить специалиста высокого уровня, и далеко не во всех фирмах такое возможно.

Нам кажется, что заинтересованность участников продиктована ещё и личной потребностью нести доброе, вечное, возможностью поделиться своим опытом. Мотивируют поддержка руководства компании, расширение личных контактов, вовлечённость и понимание интереса детей.

Мотивация коллег на самом деле впечатляет! Искреннее желание делиться с младшим поколением знаниями и опытом — настоящая движущая сила проекта. К нам присоединяются всё новые и новые коллеги из Холдинга Т1, возникают свежие идеи, проект развивается, расширяется и перечень профессий, с которыми мы знакомим ребят. И, конечно же, мотивирует обратная связь от учеников и учителей. Сообщения от ребят и благодарственные письма мы храним и иногда перечитываем.

У нас есть образовательные проекты и для студентов, после которых участник сможет прийти к нам на стажировку. Про это мы обязательно рассказываем в нашем канале.

Кадры нужно готовить заранее, потому что сейчас они в дефиците

Рассказывая школьникам про профессию, мы формируем кадровый резерв не только для компании, но и для страны.

Мой ребёнок уже мечтает работать в вашем Холдинге: как вырастить айтишника

Цель нашего проекта — рассказать школьникам и студентам про мир IT: что он бывает разным, что это не только разработчики — есть много других IT-профессий. Хочется показать, что это такое на самом деле.

Наш результат в моменте — возможность рассказывать про стажёрские позиции и, собственно, закрывать их. Это первое. Вторая история — она отложенная. Она на будущее. Это формирование кадрового резерва. Мы рассказываем ребятам не только про IT-специальности, но и про нашу культуру, про Холдинг Т1, про то, как у нас всё устроено, как мы общаемся, про наши процессы и формируем лояльную к нашему бренду аудиторию, которая в будущем, возможно, вольётся в нашу компанию.

Мы получаем обратную связь по итогам мероприятий даже от родителей. Нам пишут: «Вы знаете, мой ребёнок уже мечтает работать в Холдинге». Видя, как у нас всё организовано и какие проводятся мероприятия, ребята уже хотят идти к нам.

Расширяя аудиторию нашего проекта, мы не просто рекламируем компанию и повышаем узнаваемость бренда на внешних площадках, мы ещё и подготавливаем отложенный спрос на вакансии в нашем Холдинге, а также облегчаем рекрутерскую работу в перспективе.

Что у нас есть и что мы планируем

У нас всегда в готовности — порядка шести тематических лекций, которые мы адаптируем под конкретные аудиторию и мероприятие. В этом году мы провели летний лекторий и воркшоп по разработке с практикой.

Мой ребёнок уже мечтает работать в вашем Холдинге: как вырастить айтишника

Мы будем продолжать проводить митапы, мастер-классы по профессиям и по направлениям. Например, планируется мастер-класс по инфобезопасности.

Возможно, дальше мы будем исследовать продуктовые истории и рассказывать о разработке.

Планы у нас растут с каждой неделей. Уже есть предварительное соглашение о лекциях с несколькими вузами Петербурга. Ближайшее мероприятие — лекция в Бауманке.

Все школы, в которых мы читали лекции, ждут нас ещё раз. Они уже успели рассказать о нас другим школам: что к ним приходили такие специалисты, что есть сотрудники, которые рассказывают про IT на своём опыте. Поэтому запрос на проект велик. Единственная проблема — нехватка личного времени.

Мы расширяем офлайн-присутствие в разных городах. Фактически скоро будут сотрудники в каждом из региональных центров.

Чему конкретно может научиться школьник или студент на наших занятиях

У нас недавно проходил онлайн-воркшоп по разработке, на котором ребятам давали возможность попробовать поработать в четырёх профессиях: это аналитика, дизайн, разработка и тестирование.

Мой ребёнок уже мечтает работать в вашем Холдинге: как вырастить айтишника

На первом этапе мы давали кейс, задание и показывали на практике, как это делать, на примере создания сайта для масштабной конференции. Аналитик показывал, как нужно задавать заказчику вопросы, что нужно уточнить в требованиях. Затем подключался дизайнер, который показывал, как отрисовать макет. На следующем занятии разработчик демонстрировал, как превратить этот макет в настоящий сайт, на который можно зайти. Всё это можно было попробовать на практике.

На последнем этапе коллега-тестировщик описывал, как происходит тестирование: что сначала нужно изучить техническое задание, макет, а затем приступить к проверкам. Он говорил о том, какие запросы должны посылаться. Как, например, тестировать web front сайта, конкретно расписывал, какие кнопочки нажимать, что потом проверять. Где открыть вкладку и посмотреть, что ушло точно, например, на бэк. То есть мы проходим с ребятами весь путь с момента открытия какой-нибудь странички сайта до отправки запроса в базу данных и фиксации того, что запись там состоялась.

При планировании мы ориентируемся на запросы аудитории. У нас есть форма обратной связи после каждого мероприятия, где мы изучаем, что пишут ребята. На основании этого может прийти новая идея. Например, у одного из участников наших программ взломали аккаунт в соцсетях, и мы об этом узнали. Тогда мы решили сделать мастер-класс по безопасности.

Планируя лекцию, мы заранее уточняем, профильная эта школа или нет. Если это математические или компьютерные классы, то они, как правило, подготовлены. Мы говорим с ними на одном языке. Если это обычная школа, в которой школьники могут быть менее подготовленными, то стараемся упростить материал. Мы показываем примеры, которые будут им понятны. Но если мы придём, например, в 625-ю школу Санкт-Петербурга и будем рассказывать простым языком, то нас не поймут. Эта школа заточена на олимпиады и хакатоны, у них с пятого класса формируются команды, они многократные призёры различных соревнований. У них уже идёт продуктовая разработка, и дети принимают в ней непосредственное участие. Значит, для них будет свой подход, рассчитанный на их высокий уровень подготовки.

У нас есть игра, в которой мы пытаемся представить профессии, с которыми столкнутся айтишники. Сейчас достаточно много игр для взрослых для обучения IT. Мы смотрим, какие из этих игр подойдут детям. Я думаю, что как только мы найдём больше хороших вариантов, то будем внедрять это и онлайн, и офлайн. Хотелось бы давать ребятам больше практики.

«Как войти в IT» — это, наверное, самая популярная лекция, которую мы проводим и онлайн, и офлайн. Чаще всего, в 90 % случаев, с этой лекцией мы впервые приходим в учебное заведение. Иногда онлайн проводим открытые трансляции. Недавно на форуме «Россия» мы провели лекцию по профессиям и рассказали о специфике работы дизайнера, аналитика, разработчика и тестировщика.

Мой ребёнок уже мечтает работать в вашем Холдинге: как вырастить айтишника

У нас есть лекции по UХ-исследованиям, команде и командообразованию, по софт-скиллам и целям. Ещё мы недавно начали сотрудничать с благотворительными организациями — тоже стали читать лекции для людей с ограниченными возможностями здоровья.

После наших лекций участники иногда попадали в рабочие проекты и на стажировки. Cамый показательный пример случился на «Импульсе» в Петербурге: это достаточно грандиозное мероприятие, на котором присутствовало порядка полутора тысяч человек. Там к нам подошли наши же ученики: они подали свои резюме к нам на стажировки и потом будут подаваться на джунов.

Построение процесса

С офлайн-лекциями есть нюанс — должны учитываться тайминги, потому что урок не может быть больше 40 минут. Что касается методологии, то мы стараемся сделать это не в виде скучной лекции, а с интерактивом через несколько слайдов, чтобы дети несильно утомлялись. Мы их вовлекаем в беседы и стараемся, чтобы наш разговор был на равных.

Вопросы, которые они сегодня задают, могут стать будущими направлениями в развитии IT. Если они понимают, что им это интересно, то могут сами создать новую профессию, понять её, стать ведущим специалистом в ней и развивать её. Сейчас такой период, когда формируется будущее индустрии. В целом наша задача, чтобы ребята были вовлечены, включены в процесс изначально.

Дети задают совершенно разные вопросы. Главный из них, конечно же: «Сколько вы зарабатываете?» Ведь все наслышаны, что у айтишников высокие зарплаты. Мы развенчиваем мифы о том, что не надо учиться, что и без образования можно стать миллиардером. Базисное образование в отрасли необходимо, и вузы в этом — помощники, а не враги.

Вот несколько примеров вопросов с наших встреч (и наши ответы на них):

  • Может ли ИИ заменить человека? (Глобально — нет, но может облегчить его работу или, заменив функции, освободить время для другого направления.)

  • Можно ли без высшего образования стать разработчиком? (Можно, но базис очень пригождается, а умение работать в команде и сосредотачиваться на важном — основное в работе.)
  • Молодёжи негде устроиться — куда идти выпускникам? (Только в Санкт-Петербурге официально — более 1 200 ИТ-фирм, рынок труда сейчас комфортен для соискателя и будет таким долго. В помощь для наработки опыта в крупных фирмах всегда есть стажировки, хакатоны, премии и иные формы поиска джунов.)

В школах нас не раз спрашивали про искусственный интеллект. А когда мы пришли в колледж, нас не просто завалили вопросами, а половину лекции, наверное, мы разговаривали именно про него. Детей очень интересовало, где это можно применять в практической жизни и в профессии. Не просто задать вопрос в Кандинского или получить иконку для аватарки, а как с пользой мы можем воплотить это на практике.

Тогда мы с коллегами придумали и сделали небольшой митап — как использовать ИИ с точки зрения тестирования и с точки зрения дизайна. Этот митап изначально был пробным шаром. Затем он развился до двух докладов про практическое применение ИИ в профессии.

Эти два доклада мы сделали в Петербурге на «Импульсе», и они получили первые места. Так из одного вопроса, заданного школьниками, у нас появились митапы, доклады для школьников, студентов и профессиональной аудитории. И ребята, которые задавали этот вопрос, пришли на «Импульс» и услышали, как эти темы раскрываются для профессиональной аудитории.

Радует, что сегодня в школах встречаются очень талантливые ребята, которые уже точно знают, чем хотят заниматься. Например, на одной из лекций в 10-м классе были участники, которые уже пишут код и разбираются в технологиях.

Конечно, их вовлечённость была очень высокой, они задавали много вопросов по работе и по нашим проектам.

Школьникам и студентам, а также их родителям хочется сказать: пробуйте и начинайте! Чем раньше начинаешь, тем будет больше времени и больше возможностей попробовать ту или иную профессию. Найти своё призвание — то, что будет нравиться.

И не бойтесь совершать ошибки, начинать новое, пробовать разные направления: вы не знаете, на чём сердце успокоится. Можно хоть каждые три года переключаться на новое направление, но в любом случае пробуйте свои силы и прокачивайте разные способности. Это, наверное, самое лучшее, что может дать IT-профессия.

2222
31 комментарий

На фото довольно крепкие парни, им бы на стройку или на завод, а вы из них ботанов делаете.

9
Ответить

Вкладывают роботы,а не человек (с) ))

2
Ответить

Ребята сами выберут, в каком направлении хотят развиваться

2
Ответить

Всё равно у этого мира нет будущего, так что какая разница, в какую сторону деградировать?

1
Ответить

А зачем этим крепким парням на заводе за копейки работать ?

1
Ответить

Или в таксисты - слыхали какой там сейчас недобор?

Ответить

Насильно все равно за ребенка не выберешь его путь

5
Ответить