{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как виртуальная реальность спасает жизни работникам заводов и снижает вероятность аварий

Чаще всего несчастные случаи в промышленности случаются из-за человеческого фактора. В этой статье я расскажу, как избежать аварий, поломок оборудования и травм с помощью внедрения виртуальной реальности в процесс обучения сотрудников. Кстати, обо мне — в ИТ-компании «КРОК» я возглавляю бизнес-юнит «КРОК Иммерсивные технологии», который уже более пяти лет разрабатывает решения на основе виртуальной и дополненной реальности, а также трёхмерной графики. За это время наша команда реализовала подобные проекты для Saudi Aramco, «Сибур», «Газпром нефть», «Росатом», «Норникель», «Мособлгаз», GE Healthcare и других лидеров промышленного рынка.

По данным Минтруда, почти 70% всех несчастных случаев на производстве вызвано человеческим фактором: работники не соблюдают технику безопасности или игнорируют нормы и правила поведения на площадке. Только за 11 месяцев 2019 года произошло 4 078 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в которых погибло 1 018 человек.

Поэтому большинство промышленных компаний стремятся снижать влияние человеческого фактора на производстве путем повышения квалификации персонала. Эффективная отработка навыков поможет сотрудникам избежать ошибок, которые часто и приводят к авариям, несчастным случаям и поломкам оборудования. Тем не менее одних теоретических занятий по охране труда и промышленной безопасности для этого недостаточно. Гораздо эффективнее проводить практические занятия, которые заставляют обучающихся решать сложные задачи с максимальным вовлечением в производственный процесс.

Однако содержать множество различных физических тренажеров весьма накладно даже для крупных промышленных компаний. Кроме того, оборудование постоянно обновляется, а значит созданные тренажеры быстро теряют свою актуальность.

Решением для многих индустриальных компаний становится внедрение учебных тренажеров, визуализирующих технологические процессы с помощью виртуальной реальности и других иммерсивных технологий. Так, можно снизить риск ошибок сотрудников, отрабатывая регламентные операции и аварийно-опасные ситуации в безопасной среде. В тренажеры можно быстро вносить изменения, а также добавлять новые сценарии работы с оборудованием или отработки действий в нештатных ситуациях.

Пример обучения сотрудников промышленных предприятий в виртуальной реальности

Экономическая выгода от внедрения таких решений достигается за счет простоты тиражирования виртуальных тренажеров. Чтобы получить еще один виртуальный тренажер, компаниям достаточно просто докупить необходимое количество шлемов виртуальной реальности и компьютеров, на которых можно запускать виртуальные курсы по отработке навыков. Это особенно актуально для больших промышленных компаний, которым необходимо обучать сотрудников работе с одинаковым оборудованием на разных объектах. На физическом же тренажере одновременно может заниматься только один сотрудник, поэтому для каждого объекта нужно будет закупать новый.

При этом виртуальная реальность позволяет добиться эффективности обучения, которую можно сравнить с отработкой навыков на реальных объектах . Также в ней можно смоделировать сценарии обучения, которые сложно или вообще невозможно воссоздать в реальности. Речь идет об аварийных ситуациях, например, аварии на электрораспределительных сетях или пожаре. Технология позволяет воссоздать любой контент в зависимости от специфики отрасли. Обучаясь с помощью таких сценариев, сотрудники смогут найти причину аварии и устранить её. Впоследствии это даст возможность не допустить возникновения несчастного случая или аварийной ситуации в реальности.

Чтобы привлечь внимание сотрудника и повлиять на его психоэмоциональное состояние, несоблюдение правил можно подкрепить визуальным усилением. Например, неверное действие будет сопровождаться взрывом в виртуальной среде.

Однако для того, чтобы иммерсивные технологии решали реальные задачи бизнеса, необходимо сначала изучить инфраструктуру и бизнес-потребности компании, и только потом можно подобрать оптимальное решение, которое будет приносить пользу компании.

Обычно для выявления таких потребностей и создания соответствующего решения промышленные компании нанимают команды, которые профессионально занимаются VR/AR и в то же время имеют отраслевую экспертизу. Так поступил Росэнергоатом. Изучив их потребности, мы пришли к выводу, что оптимальным решением для компании будет создание виртуального тренажера для обучения персонала их АЭС.

Сегодня электротехнический персонал станций практикуется на реальном оборудовании в рамках производственного процесса. Требования охраны труда на АЭС очень строгие, поэтому сотрудники обучаются почти год под наставничеством специалиста цеха и не допускаются в течение этого времени к самостоятельной работе. Внедрение же виртуального тренажера позволит повысить качество подготовки персонала, а также сократит сроки ремонта оборудования и обучения сотрудников.

Кроме того, создание полноценного виртуального тренажера электротехнического оборудования экономически выгодно: для десяти станций он обойдется концерну в пять раз дешевле, чем разработка физического аналога.

Так, наша команда создала для Росэнергоатома прототип такого тренажера. Это нужно для того, чтобы компания смогла увидеть, как работает технология, оценить, подходит ли она для решения необходимых задач, и согласовать ее использование со всеми заинтересованными лицами, а не создавать сразу полноценный тренажер. Кстати, наш прототип успешно продемонстрировал, насколько эффективным может быть обучение персонала в виртуальной реальности. Теперь в планах у Росэнергоатома до конца этого года разработать полноценный виртуальный тренажер для Ленинградской АЭС-2. В случае успеха этого проекта компания масштабирует такие тренажеры и на другие АЭС.

Как сделать так, чтобы иммерсивные технологии решали реальные задачи бизнеса, и защитить их внедрение в компании, я расскажу на онлайн-конференции Digital Leader «Индустрия 4.0.: как промышленность использует сквозные технологии» 18 и 19 июня. На этом же мероприятии директор департамента повышения эффективности «Концерна Росэнергоатом» Павел Козлов расскажет об успехах цифровизации компании, в том числе об использовании виртуальной реальности для обучения сотрудников. Зарегистрироваться на конференцию можно бесплатно на сайте digitalleader.org. Все желающие смогут задать экспертам вопросы и поучаствовать в обсуждении. Также буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях.

0
2 комментария
Marina Tishchenko
Ответить
Развернуть ветку
Marina Tishchenko
Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда