Другая реальность Рони Эйбовица: основатель ​Magic Leap обвинил коронавирус в бедах стартапа, но тот пал жертвой амбиций

Компания привлекла $3,5 млрд инвестиций, но её многообещающая AR-гарнитура провалилась в продажах. О причинах провала и попытках спасти Magic Leap — в пересказе материала Bloomberg.

Magic Leap
Magic Leap

В мае 2020 года генеральный директор Magic Leap Рони Эйбовиц объявил об уходе из компании — после девяти лет работы над AR-шлемом, который провалился в продажах.

Когда-то Magic Leap считался «Apple от мира виртуальной реальности». Инвесторов, среди которых китайская Alibaba Group, AT&T, Google и компания-изготовитель чипов Qualcomm, впечатляли закрытые показы новой технологии и грандиозные планы Magic Leap. В эти планы входило создать устройство, построить завод для масштабного производства, разработать операционную систему, видеоигры, сделать фильмы — и стать авторами новой индустрии контента.

После того как шлем Magic Leap ценой в $2300 оказался неудачным, стартап сузил специализацию — презентовал устройства как профессиональные. Следом безуспешно попытался продаться и уволил больше половины сотрудников. За двенадцать месяцев (к июню 2020 года) инвесторы уменьшили свои доли в среднем на 94% — падение более резкое, чем было у WeWork.

На место Эйбовица пришла Пегги Джонсон, которая пытается спасти компанию с помощью сотрудничества с Amazon. По словам источников, близких к переговорам, облачные сервисы Amazon планируется установить в Magic Leap по умолчанию. Представители обеих компаний от комментариев отказались.

Сам же Эйбовиц вместо ответа на запрос об интервью прислал лишь ссылку на исследование, утверждающее рост рынка дополненной реальности в долгосрочной перспективе.

Коллеги Эйбовица, судя по всему, не удивились уходу директора. Интервью с десятками людей, среди которых бывшие и нынешние сотрудники, инвесторы и бизнес-партнеры, позволяют сделать вывод о том, что запредельные амбиции Эйбовица все дальше и дальше уходили от реальности компании.

Все это привело к тому, что один из самых интригующих ИТ-стартапов Кремниевой долины превратился в поучительную историю о том, как недостаточно иметь многообещающую технологию — важно ещё уметь её монетизировать.

Примерно в 2010 году Эйбовиц выдумал целую вселенную, которую назвал Hour Blue, и вскоре захотел превратить её в бизнес. Сначала он планировал сделать фильм или игру, но вскоре его захватила идея создать шлем дополненной реальности.

Рони Эйбовиц Брайан Ач / Getty Images
Рони Эйбовиц Брайан Ач / Getty Images

Вскоре после основания Magic Leap в 2011 году о компании заговорила вся ИТ-индустрия. Во многом благодаря атмосфере странности и таинственности, созданной генеральным директором. Например, в 2012 году на конференции TEDx выступление Эйбовица состояло из танца в скафандре в окружении мохнатых монстров. А секретность создавалась с помощью строжайших соглашений о неразглашении, которые потенциальные инвесторы подписывали. Затем они получали возможность опробовать прототип шлема и подписать крупный чек.

Эйбовиц привлекал в компанию самых разных людей благодаря своей харизме, богатому воображению и искренней «вере в магию», как сказал один из бывших сотрудников — всё это, однако, не делало его хорошим управленцем. Он часто заставлял команды Magic Leap соревноваться друг с другом, поручая им разрабатывать конкурирующие версии схожих идей, а потом, вместо того чтобы выбрать победителя, проекты просто ставились на паузу. Создавалось ощущение, что компания парализуется — из-за отсутствия возможностей для совершенствования и нежелания умерить амбиции.

Ещё одной проблемой стало производство. Эйбовиц был одержим идеей собственного завода, несмотря на то, что компоненты бытовой электроники зачастую собираются на узкоспециализированных фабриках, многие из которых располагаются в Азии. Производить их в США дорого, но Эйбовиц принял решение, хоть некоторые инвесторы и менеджеры компании сомневались в его целесообразности.

Цепочка поставок Magic Leap по масштабности могла бы сравняться с международной корпорацией. Линзы и другие компоненты создавались во Флориде и отправлялись в Мексику, где компания-партнёр собирала шлемы и отсылала их обратно в США.

Непонятно, почему никто не сказал, что продукт на этом этапе нельзя выкатывать. Все купились на прототип, а когда я впервые надел готовый шлем, то подумал: «Вот дерьмо. Вы, ребята, не сдержали обещание».

один из первых инвесторов Magic Leap

Лучшие умы Кремниевой долины долгое время пытаются сделать технологию дополненной реальности полезной. Google Glass провалилась, и компания нацелила её на работников сферы медицины. HoloLens от Microsoft выглядел впечатляюще, но был слишком дорогим. Теперь его целевая аудитория — бизнес. Apple работает над продуктом, который должен объединить в себе виртуальную и дополненную реальности, с 2015 года, но прогресса не наблюдается.

Magic Leap тоже не удалось перенести волшебство массивных прототипов в настоящий продукт. Шлем, который компания выпустила два года назад, обладал узким полем зрения, а значит, цифровые изображения должны были быть маленькими. Magic Leap I выглядел немного лучше, но предлагал разве что игрушки, а не нечто революционное и применимое ко многим сферам жизни.

Участники конференции игровых разработчиков тестируют Magic Leap I. Сан-Франциско, 2019 год Дэвид Пол Моррис
Участники конференции игровых разработчиков тестируют Magic Leap I. Сан-Франциско, 2019 год Дэвид Пол Моррис

Эксперты в области дополненной реальности, например, сооснователь Oculus VR Палмер Лаки сказал, что Magic Leap использует «те же технологии, что и все остальные последние несколько лет». Свои сомнения в полезности высказывали и инженеры компании, считая, что для бытовой электроники шлем потребляет слишком много электричества и поглощает слишком много света.

В конце 2019 года топ-менеджмент компании всерьёз задумался о продаже, но в итоге решил собрать больше капитала. Но вскоре началась пандемия, и инвесторы отказывались даже рассматривать возможность больших вложений. Весной 2020 Magic Leap снова безуспешно попытались продать, а затем стали увольнять сотрудников. В своём прощальном видео для коллег Эйбовиц винил коронавирус в неудаче — утверждение, которое показалось ложным многим зрителям.

Что же собирается предпринять новый директор? Джонсон предпочитает действовать, её нельзя назвать визионером. Поэтому, скорее всего, она уведёт компанию в сторону применения технологии для медицинских и промышленных нужд — рынок дополненной реальности, который уже существует. Стартап уже подписал контракты с несколькими корпоративными клиентами, и первоочередной задачей Джонсон станет заключить сделки, которые остались на стадии переговоров, в том числе и партнёрское соглашение с Amazon.

1818
49 комментариев

Очень похоже на типичный стартап - крутая идея, инвесторы ведутся, ты сколько-то врмени работаешь, получаешь зп, бонусы там себе какие-то... а потом такой - ой, ребята, извините, ну не шмагла я. И все. Даже в лес никто не вывозит в багажнике. Чудные дела!

24

Сколько таких ещё будет

VR/AR не нужон массам: массы не знают что это, зачем это им и уж точно не понимают, почему они за это должны выкладывать пачку купюр (не считая второй пачки купюр, которую часто надо выложить за подходящую пеку). Плюс полное непонимание влияния данных устройств на зрение. Если у чего-то ближайшие перспективы только в узких специфических сферах и в среде энтузиастов, то как тут можно рассчитывать на громкий успех именно сейчас, а не через 15+ лет при удачном стечении обстоятельств?
 
Если кто-то хотел ворваться в жизни людей как айфон 2G и создать новый рынок, то надо быть очевидным образом полезным всем и каждому и иметь доступную стоимость в $500, а не вот это вот «купи нашу непонятную херню за $2k+ и, возможно, ты придумаешь зачем она тебе».

9

Фейсбук недавно уже второй шлем Квест2 VR выпустил за 299 баксов полностью автономный от ПК , без кабеля, первую версию полностью раскупили

7

Отстаете от событий

4

Про компьютеры в 1970-е тоже также говорили.

Правда развитие ПК шло гораздо более быстрее - от первых моделей домашних компьютеров в середине 70-х до развитой индустрии к середине 80-х.

1