Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"

В конце 30-х годов улицу Горького – нынешнюю Тверскую – раздвинули на 50 метров вширь. Ни одно историческое здание не пострадало: их все осторожно перенес – в буквальном смысле этого слова – гениальный инженер Эммануил Гендель.

Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"

Эммануил Гендель был «архитектурным передвижником» – он действительно в самом прямом смысле этого слова перемещал здания.

О передвижке в стихах и фильмах

В советское время некоторые писатели и кинорежиссеры популяризировали тему «передвижки зданий». К примеру, вы знали, что у детской писательницы Агнии Барто есть стихотворение «Дом переехал»? Оно написано в 1938 году.

Герой стихотворения мальчик Сема вернулся в Москву после отдыха в детском лагере и не может найти свой дом по старому адресу.

«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе. Тихо едут стены эти, и не бьются зеркала, едут вазочки в буфете, лампа в комнате цела».

Это поэтесса не фантазировала, а описывала перемещение здания в октябре 1937 года по улице Серафимовича в Москве. «Переехать» дому помог как раз Эммануил Гендель – для него это было так же легко, как и, к примеру, «выпрямить» здание, исправляя архитектурно- строительные ошибки.

Эммануил родился в 1903 году в Двинске в семье Менделя Генделя и Двейры-Леи Голанд. Отец был купцом первой гильдии и торговал лесом. Впоследствии, правда, Эммануил во всех анкетах просто указывал, что отец – лесник.

К тому моменту специалистов уровня Эммануила в СССР можно было по пальцам пересчитать, потому его биография мало кого интересовала. Власти был важен результат его работы, который каждый раз демонстрировал техническую мощь страны.

Эммануил Гендель
Эммануил Гендель

Гендель окончил Московское высшее техническое училище по специальности «мосты и конструкции». Отточив навыки на нескольких строительных объектах, молодой инженер был приглашен в только что основанный «Метрострой» – создавать метрополитен.

Его поставили отвечать за непростой участок работ – укрепление фундамента зданий, под которыми должны были лечь новые линии метро. Рыть котлован для тоннеля под зданием без предварительного заглубления и удержания фундамента распорками было нельзя. По сути, фундамент для этих зданий перекладывался заново.

В СССР в то время не было ни соответствующего опыта, ни толковых примеров из заграничной литературы: в остальных странах метро, как правило, прокладывали на еще не застроенных территориях. Так что работа, за которую отвечал Гендель, подразумевала череду проб и ошибок.

Но вот как росло качество: «Лучше всего результат работ иллюстрируется осадками домов, под которые подводились фундаменты и строился тоннель. Так, например, первые дома на Краснопрудной улице дали осадку в 1933 году в 40 миллиметров, на Остоженке и Чудовке – от 20 до 26 миллиметров. На Волхонке в 1934 году осадка снизилась уже до 15–20 миллиметров. И наконец, Казанский вокзал в октябре 1934 года не дал ни одного миллиметра осадки».

Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"

С задачей переноса здания Гендель впервые столкнулся в 1935-м: линия метро пролегала под фидерной подстанцией, вес которой составлял более 300 тонн, что создавало опасность для этого участка тоннеля.

Снести ее – означало бы лишить весь район электричества, строительство же новой сильно бы затянуло сроки прокладывания тоннеля.

Тогда Гендель предложил «просто» передвинуть ее: с улицы Горького – нынешней Тверской, на 2-ю Брестскую улицу. Инициативному инженеру дали карт-бланш – и он блестяще справился со всем в течение месяца.

Чем-то сверхъестественным это, правда, не было: человечество с успехом перемещало дома, начиная еще с эпохи Возрождения. Но дело в том, что здание подстанции стало лишь первым в длинном списке «перемещенных архитектурных объектов» – и вот такого массового передвижения мировая история не знает до сих пор.

Расширение Тверской улицы
Расширение Тверской улицы

Помимо целей физического сохранения ценных сооружений и сопутствующего спортивного азарта в соревновании с другими странами движение архитектуры доказывает возможность корректировки градостроительных решений, а также исправления больших архитектурно-строительных ошибок или неудач. Впрочем, здания могут не только уходить со своего места, но и возвращаться на него… Инженер Э.М.Гендель содействовал и тому, и другому

Утвержденный в 1935-м «сталинский» генплан города предусматривал широкие магистральные улицы – воплотить его без сноса стоявших вдоль улиц домов было невозможно.

Но на улице Горького что ни здание – то историко-культурное наследие, за раз лишиться которого тоже никому не хотелось. Именно в момент этих тягостных раздумий Гендель и осуществил успешный перенос подстанции.

Старейшая глазная больница в Москве

В 1830 году в здании на углу ул. Тверская (ранее Горького) и Мамоновского переулка начала работу Московская центральная глазная больница.

Еще более впечатляющей была передвижка в 1940 г. здания Московской глазной больницы на улице Горького весом 13,3 тысяч тонн, построенного в XVIII в. архитектором М.Ф.Казаковым. Здание было передвинуто на 93,36 м, сначала с поворотом на 97 градусов, а потом в диагональном направлении. В завершение была проведена надвижка здания на заранее возведенный 1-й этаж.

Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"

Фото: Главархив Москвы

Внучка архитектора, Татьяна Ястржембская, вспоминает, что архитектор очень волновался, когда передвигали Московскую глазную клинику.

— В это время в клинике шла срочная операция, которую нельзя было отменить, — рассказала Татьяна Ястржембская. — И с переносом дома тоже нельзя было тянуть. Так, во время операции клинику и передвигали, а потом подняли на специально построенный цокольный этаж.

Во время войны талант инженера тоже пригодился.

— Дедушка восстанавливал обрушившиеся мосты, строил оборонительные сооружения, — рассказала Татьяна. Особая задача — подъем затонувших танков.

За время войны под руководством Эммануила Матвеевича было поднято более 1500 танков, которые подчас сразу шли на фронт

Идеей переноса всех остальных зданий тут же загорелся Никита Хрущев – в то время первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б). Он и нашел нужные доводы для Сталина, в основе которых лежало легендарное «догнать и перегнать». Дело в том, что в США за пять лет до этого осуществили самый масштабный для той поры «архитектурный перенос»: передвинули на 30 метров телефонную станцию Indiana Bell Telephone Company в семь этажей и весом 11 тысяч тонн – заодно и развернули ее чуток, на 90 градусов. Для этого американцы использовали домкраты, катки и рельсы.

Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"

Возможность утереть нос заокеанским капиталистам дала повод основать новую организацию «Трест по передвижке и разборке зданий». Гендель был назначен главным инженером треста.

Прежде чем приступить к переносу улицы Горького, Гендель набрал команду из метростроевцев и отточил их навыки на нескольких домах в Подмосковье, а также на одном из домов на Садовнической набережной – тот мешал строительству новой трассы Садового кольца.

Подготовка к перемещению первого дома на улице Горького – а им стал доходный дом Савво-Сторожевского монастыря – заняла четыре месяца. Жилой дом 1907 года постройки весил 23 тысячи тонн.

Генделем был разработан особый метод его перемещения. Весь дом, чтобы он не разрушился, был обвязан прочными металлическими балками. Для того чтобы жильцы дома не ощутили неудобств, абсолютно все коммунальное обеспечение было переключено на гибкие соединения.

Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"

Значительно позже, в 1958 г. под руководством Э.М.Генделя, с линии застройки Комсомольского проспекта были вдвинуты в глубину квартала два одинаковых здания. По рассказам очевидцев, работы велись так, что людей даже не тревожили, они сидели в помещениях и трудились.

Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"

Не сказать, что жильцы были в восторге, в вопросе переноса дома с ними вообще никто не советовался – просто поначалу говорили, что идет капитальный ремонт дома. Когда же в подвале и на пути к возведенному неподалеку новому фундаменту начали прокладывать рельсы, скрывать планируемый факт перемещения было уже сложно.

Тогда жильцов обещали предупредить о времени «переезда» заранее. Но никто никого не предупредил. Так что утром 5 ноября 1939-го большинство жильцов, выглянув в окно или выйдя из подъезда, были крайне удивлены. Перед домом расстилались дополнительные 50 метров освобожденного пространства.

Здание Моссовета

Еще одной из сложнейших операций для команды Генделя стала передвижка здания Моссовета. Сейчас здесь расположена Мэрия Москвы. Бывший генерал-губернаторский дворец имеет сложную форму, а первый этаж представляет собой бальный зал, где много свободного пространства и нет несущих конструкций.

На этот раз в успехе никто не сомневался – и действо было широко освещено во всех СМИ. Историческое здание требовалось переместить вместе с подвалом. Для этого в 1939 году вокруг здания Моссовета вырыли котлован глубиной четыре метра. Передвижка стала самой быстрой в истории – всего за 41 минуту здание весом 20 тыс. тонн было перемещено на 13,5 метра

Фото: Главархив Москвы
Фото: Главархив Москвы

Кроме того, во время работы команды Генделя в Моссовете все еще находились служащие.

Фото: Главархив Москвы
Фото: Главархив Москвы

Все передвижки, конечно, представляли собой грандиозное зрелище, хотя значительная часть работ велась ночью. В 1941 г. на улице Горького под руководством Э.М.Генделя было передвинуто еще четыре 3-4-этажных здания

Около дома №36 по улице 1-я Тверская-Ямская 18 апреля торжественно открылась мемориальная доска в честь выдающегося советского инженера-строителя Эммануила Генделя....19 апреля, 2017
Около дома №36 по улице 1-я Тверская-Ямская 18 апреля торжественно открылась мемориальная доска в честь выдающегося советского инженера-строителя Эммануила Генделя....19 апреля, 2017

После войны Гендель занимался восстановлением разрушенных городов и промышленных предприятий.

Еще одна работа, - укрепление Потешного дворца в Московском Кремле. "Здание, построенное еще при Алексее Михайловиче, давало осадку и крен до 1 метра. Ранее здесь размещался театр, а во время войны некоторое время жил Сталин.

По-прежнему передвигал он и дома – например, на Комсомольском проспекте, и памятники архитектуры – павильон «Октогон» в усадьбе Студенец на Красной Пресне, а также костел XVI века в городе Мост в Чехии.

Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"
Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"

Историческая фотография и план трассы передвижки костела XVI века на 841,1 м в г.Мост (Чехия).

"В начале 1950-х гг. самаркандские минареты были наклонены и грозили упасть. Это очень посещаемые места: Регистан - центр древней архитектуры. Но все минареты стояли на растяжках, и никто не решался поставить их вертикально.

Эти минареты были наклонены сотни лет, и никто до Генделя их не выправлял. Э.М.Гендель задался этой целью. Предварительно выполнялось усиление нижней части минарета. Затем, одновременно подрубая минарет над просевшей частью основания, очень осторожно приподнимал его домкратами и расклинивал. Потом растяжки снимали.

Гендель своей работой завоевал авторитет в Самаркандском инженерно-строительном (сегодня - архитектурно-строительном) институте. Ему тогда предоставили и кафедру, и квартиру. Сейчас, когда экскурсоводы показывают туристам Регистан, они вспоминают об инженере, который поднял эти минареты. До Э.М.Генделя в СССР не проводилось аналогичных работ".

Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"
Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"
Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"

По имеющимся у нас данным, Э.М.Гендель выпрямлял юго-восточный минарет медресе Улугбека высотой 32,7 м. в 1965 г., и минарет Биби-ханым в 1972 г.

Среди сооружений, восстановивших свое положение усилиями Э.М.Генделя, числятся - железобетонный элеватор вблизи г.Грозного (1939 г.) и цех завода "Большевик" в Киеве (1945 г.), звонница в г.Голицыно Московской обл. (1954 г.) и колокольня церкви Иоанна Предтечи в г.Ярославле (1958 г.), жилое 12-этажное здание в Волгодонске (1984-1985 гг.) и 9-этажное здание на ул. Мясковского в Москве (1987-1988 гг.)

Мы с полным правом можем назвать Э.М.Генделя "передвижником" и "подвижником архитектуры". Каждое из проведенных под его руководством перемещений архитектурных объектов опиралось на инженерные знания и изобретения, было шагом вперед по отношению к предыдущему опыту.

Это были перемещения на все большие расстояния, все большего веса; перемещения с поворотом, с подъемом; перемещения в сложных геологических условиях. Движение зданий было и демонстрацией технической мощи страны, и одновременной капитализацией инженерных знаний. Вклад в создании этого важного капитала - большая заслуга инженера Э.М.Генделя, 118-летие со дня рождения которого отмечалось в уходящем 2021 году.

Последним проектом, осуществленным под личным контролем Генделя, стало восстановление в 1988 году вертикального положения покосившегося 9-этажного здания в Большом Афанасьевском переулке.

Эммануил Гендель: "архитектурный передвижник"

Знаменитому инженеру было тогда 85 лет. Скончался Эммануил Матвеевич Гендель в Москве в 1994 году.

99
Начать дискуссию