Работа с ностальгией: стартап «Мультикубик» продаёт проекторы для диафильмов в России и за рубежом

Автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов беседует с Михаилом Буховцевым, основателем проекта «Мультикубик».

Ниже — выдержки из интервью.

От Huawei Technologies к реинкарнации диафильмов

12 лет я проработал в китайской компании Huawei Technologies. После было много идей, каким бизнесом заниматься — «софтовым» или «железным». Я выбрал нечто на пересечении «железа», «софта» и контента.

Я сам в детстве очень любил диафильмы: помню, когда заболевал, мне ставили горчичники и показывали фильм. А потом это всё как-то исчезло из магазинов, хотя сегодня о диафильмах помнят все, кому за 30 лет.

Понял, что появившиеся недавно устройства, работающие на технологии мини-проекции, являются реинкарнацией диафильмов. И потом мы потратили больше четырёх лет, чтобы создать, по нашему мнению, лучший диапроектор современности.

Почему важно делать «железки»

Мы начали с того, что сделали более-менее жизнеспособный продукт: нашли подходящий нам проектор в Китае, переработали, добавили ПО, упаковку и контент и выпустили ограниченным тиражом в России. Продали 3000 экземпляров в первый же год.

Поймали проблемы качества — попался недобросовестный поставщик. Но многому научились: продавать, привозить, ремонтировать, размещать товар в магазинах. Главное — поняли, что в этом есть рынок, что «кубик» пользуется спросом. И ушли в разработку, сделали с нуля свой продукт, наполнили его контентом — собственным и с лицензией на использование.

Меня все спрашивают: «Зачем вы делаете "железки", если вы контентный продукт? Берите и модифицируйте». Я отвечаю: «Это очень долго, и китайцы, будем честны, готовые продукты не так уж охотно модифицируют».

Динамика и планы

За 2017 год мы продали около 10 тысяч проекторов, что, по мнению «игрушечников», считалось невозможным — с учётом цены на продукт в 30 тысяч рублей. В этом году мы как минимум удвоим показатели продаж. Большую часть спроса мы просто не успеваем обслуживать, потому что продаём в основном по предзаказам. В следующем году планируем продать больше 100 тысяч проекторов, то есть вырасти в пять раз. Сделаем это за счёт полученных инвестиций.

Вектор развития сейчас направляем за рубеж, в частности, на рынок США, хотим также попробовать пойти с продуктом в Китай.

Специфика взаимодействия с Китаем

По ментальности китайцы максимально близки к русским — больше, чем европейцы или американцы. Они гибкие, с ними возможен сценарий «утром стулья — вечером деньги». При этом китайцы исполнительны. Но у нас есть преимущество: мы можем делать одновременно несколько вещей и мыслить потоками, рядовой китаец же может в один момент времени делать только один процесс.

В Китае, как и в России, важно, чтобы в бизнесе сложились не только деловые, но и личные отношения. Они могут хитрить, но при этом ценят, когда у партнёра есть внутренний стержень: нужно приходить и строго с них спрашивать.

Как продавать диафильмы в США

Когда продукт был протестирован на рынке России, мы задались логичным вопросом: как за рубежом продвинуть продукт, который понятен российской аудитории?

Пришлось придумать новый бренд — с тех пор мы стали называться Cinemood, — поменять атрибуты и контентную стратегию, запустить краудфандинг. За два месяца мы собрали $170 тысяч и вовремя поставили продукт в 90 стран мира. Так мы подтвердили: люди везде одинаковые, везде есть родители и дети.

Что касается контентной стратегии — она похожа в любой стране. Люди ведь покупают своё детство. За рубежом родители так же любят тот контент, на котором они выросли, они ему доверяют. Поэтому мы в первую очередь находим такой контент и лицензируем его.

За кем будущее

Рынок смартфонов и планшетов уже насытился. Я считаю, что впереди нас ожидает такая же революция, которая произошла, когда вышли iPad. Никто не говорит, что мы собираемся отнять iPad. Но эти устройства есть уже у всех, при этом не факт, что iPad — это лучший компьютер.

Мы видим рынок на 1 млрд пользователей мини-проекторов в ближайшие десять лет. В детской нише видим развитие, связанное со сферой виртуальной реальности.

Чтобы «кубики» стали массовыми, они должны стать существенно дешевле и ярче. Предполагаю, что в масс-маркет мы сможем выйти через три-четыре года.

Подробнее о том, как стартапу удалось попасть в китайский бизнес-акселератор, как сделать из команды «секту» и как должен вести себя руководитель в стрессовой ситуации — в полной версии интервью на канале «Заметки предпринимателя».

55
1 комментарий

У меня тоже был и фильмоскоп и диафильмов штук сто, но когда переезжал, продал это все на виолити. Но есть коллекционеры, которые дорожат этими вещами

Ответить