Не только «Яндекс»: восемь российских брендов смартфонов

Senseit, BQ, Vertex, Inoi и другие.

Не только «Яндекс»: восемь российских брендов смартфонов

Highscreen — торговая марка смартфонов, которая принадлежит российской компании «Вобис компьютер». Ранее бренд принадлежал немецкой компании «Вобис» (подразделения Metro Cash & Carry Group), которая в конце 1980-х и начале 1990-х годов выпускала под этим брендом компьютеры. В 2004 году российское отделение «Вобис» стало самостоятельной компанией. Президент компании — Вадим Копин.

Смартфоны Highscreen появились в России в 2009 году. Сначала под этим брендом продавались устройства, которые компания приобретала у заводов-изготовителей в Китае, занимаясь внешней доработкой и программной локализацией устройств (ОЕМ-поставки).

Однако с весны 2012 года, по заявлению компании, она заказывает в ведущих дизайн-бюро Юго-Восточной Азии устройства с уникальными спецификациями, не имеющими аналогов среди продукции российских зонтичных брендов. Специалисты компании тоже участвуют в разработке программной и аппаратной частей смартфонов.

Смартфоны бренда Highscreen были пионерами в некоторых позициях на российском рынке «умных» телефонов.

  • Смартфон Highscreen PP5420 был первым официально поставляемым в Россию смартфоном на Android.
  • Highscreen Zeus — первым смартфоном на Android с QWERTY-клавиатурой.
  • Highscreen Cosmo Duo — один из двух первых официально поставляемых в Россию смартфонов на Android с двумя SIM-картами.

К началу 2010 года доля устройств Highscreen среди смартфонов на ОС Android в России составляла 14,1%.

В 2015–2017 годах компания выпустила несколько смартфонов с аккумуляторами большой ёмкости (4000–5000 мА·ч) — Boost 3 SE, Highscreen Power Five, Highscreen Power Five Max. Сейчас на официальном сайте Highscreen предлагается всего два вида смартфонов (разной расцветки), стоимостью 8990 и 16990 рублей.

Реализацию смартфонов компания «Вобис» осуществляет как через официальный интернет-магазин, так и с помощью дилеров — «Связной», «Эльдорадо», «МТС», «Мегафон», DNS и других компаний.

Согласно решению Арбитражного суда Москвы от 10 октября 2018 года по иску АКБ «Инвестиционный торговый банк» о признании «Вобис компьютер» банкротом, в отношении компании введена процедура наблюдения.

Не только «Яндекс»: восемь российских брендов смартфонов

teXet — торговая марка компании «Электронные системы Алкотел», зарегистрированная в 2004 году и заменившая марку «Алкотел». Сама компания существует с 1993 года. Генеральный директор компании — Корольков Александр.

Изначально под брендом teXet продавались в основном DECT-телефоны. В 2009 году радиотелефон Colombo выиграл международный конкурс Universal Design Award в Ганновере. Мобильные телефоны компания стала выпускать с 2010 года, предложив модель с крупными кнопками для пожилых людей.

Смартфоны teXet появились в 2012 году. Сейчас компания выпускает планшетные компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны, смарт-часы, электронные книги, телефоны для дома и офиса и другие устройства.

По итогам первого полугодия 2012 года марка teXet входила в тройку лидеров по товарным категориям: электронные книги (доля рынка РФ в 20%), видеорегистраторы (15%), МР3-плееры (20%), цифровые фоторамки (15%) и радиотелефоны DECT (13%).

Одно из основных направлений в производстве смартфонов и мобильных телефонов компании — выпуск защищённых устройств. Согласно официальному сайту teXet, в 2016 году доля защищённых телефонов компании на рынке составляла 67%. На официальном сайте сейчас предлагается две модели защищённых смартфонов — TM-5201 ROCK и X-driver 4G / TM-4084. Оба устройства сертифицированы по международному классу защиты IP68.

Компания имеет официальных представителей в странах СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан). В 2012 году был запущен проект по созданию собственной сети.

К концу 2017 года компания продала три миллиона мобильных телефонов teXet, их доля на российском рынке достигла 9%, а на рынке Беларуси — 30%.

Не только «Яндекс»: восемь российских брендов смартфонов

Vertex — российский зонтичный бренд смартфонов, планшетов, мобильных телефонов. Основан в начале десятых годов. Штаб-квартира Vertex находится в Санкт-Петербурге, склады — в Санкт-Петербурге и Москве. Штат компании насчитывает более 100 человек.

Бренд Vertex принадлежит компании ООО «Коннект», её владелец — генеральный директор Надежда Степанова. Этой же компании принадлежит бренд аксессуаров для телефонов Stark.

Разработка смартфонов заключается в доработке китайских смартфонов по предложениям и замечаниям компании.

На официальном сайте компании сегодня предлагается более четырёх десятков смартфонов. В летней рекламной кампании Vertex выделяла:

  • Vertex Impress Luck как один из самых дешёвых смартфонов. Стоимость — 3990 рублей.
  • Vertex Impress Tor, 9990 рублей.
  • Vertex Impress Grip как защищенный смартфон с чипсетами Qualcomm (США). Стоимость 12 990 рублей.
  • Vertex Impress Play как первый тонкий смартфон компании с большой батареей на 5000 мА·ч. Стоимость 11 990 рублей.

В 2017 году марка смартфонов Vertex заняла шестое место по объёмам продаж в России (с долей рынка около 4%). За первое полугодие 2018 года Vertex по объёмам продаж занял первое место среди российских брендов смартфонов. По итогам трёх кварталов 2018 года смартфоны Vertex вошли в десятку самых популярных смартфонов России.

По объёму выручки за кнопочные телефоны бренд Vertex занимает второе-третье места на российском рынке, конкурируя с брендом BQ (первое место занимает Nokia).

Смартфоны Vertex также официально продаются в Беларуси, Казахстане и на Украине.

Продукцию Vertex можно купить как в официальном магазине компании, так и у многих крупных дилеров — МТС, «Связной», «Ашан» и так далее.

Не только «Яндекс»: восемь российских брендов смартфонов

Irbis — российский бренд, под которым выпускаются ноутбуки, планшеты, смартфоны, ПК, моноблоки и другая компьютерная техника. Бренд появился в 2002 году. До 2014 года он принадлежал компании «К-Системс», но в результате кризиса Григорий Генс, владелец ГК «Ланит», которому принадлежало 50% «К-Системс», стал самостоятельным владельцем бренда. Сейчас Irbis принадлежит компании Treolan, входящей в группу компаний «Ланит». Курирует развитие бренда Irbis Дмитрий Иванников, вице-президент ГК «Ланит».

Основные продукты бренда — планшеты и устройства «два в одном» (планшеты, которые могут трансформироваться в ноутбук) под управлением Windows. В 2016 году, по данным IDC, планшеты бренда Irbis заняли в России первое место по количеству продаж. Однако по итогам первого квартала 2018 года планшеты Irbis заняли пятое место.

В линейке продуктов Irbis в 2017 году основную долю занимали планшеты на Android и модели «два в одном» на Windows 10 (более 80%). Доля смартфонов составляла около 10%.

На официальном сайте компании можно ознакомится с характеристиками около сорока моделей смартфонов, выпущенных под брендом Irbis. Стоимость смартфонов не превышает 7000 рублей.

Устройства бренда Irbis производятся на сертифицированных заводах в Китае по OEM-контракту.

Компания продаёт устройства как через официальный интернет-магазин, так и через дилеров.

Не только «Яндекс»: восемь российских брендов смартфонов

BQ — российский бренд, под которым выпускаются планшеты, мобильные телефоны и смартфоны. Торговая марка принадлежит компании «Новая линия» и была зарегистрирована в 2013 году. Генеральный директор компании — Владимир Пузанов.

Ещё есть испанский бренд с таким же названием BQ — его использует испанская компания Mundo Reader. В 2016 году она обратилась в суд, чтобы запретить российскому бренду использовать это название. Но суд отказал удовлетворить это требование.

На официальном сайте компании представлено несколько десятков смартфонов стоимостью от 2890 до 15 990 рублей. Из последних выпущенных моделей можно выделить:

  • BQ 6200L Aurora — безрамочный смартфон диагональю 6,2 дюйма. Стоимость 15 990 рублей.
  • BQ-5517L Twin Pro — смартфон с экраном Full HD, оперативной памятью 4 ГБ и встроенной памятью 32 ГБ. Стоимость 9990 рублей.
  • BQ Balance — смартфон с аккумулятором 5000 мА·ч. Стоимость 7490 рублей.

В июне и июле этого года BQ занял 2,8% российского рынка смартфонов по количеству проданных устройств, это пятое место по продажам в категории. По оценкам компании, в настоящее время бренд BQ занимает 7-8% российского рынка смартфонов.

Согласно заявлению генерального директора компании Владимира Пузанова, таких показателей удалось достичь из-за доступных цен, высокого качества, локализации продукции, использования последних технологий и сервисного обслуживания.

Смартфоны продаются как через официальный интернет-магазин BQ, так и через дилеров.

В планах компании на 2019 год — завоевание рынков стран СНГ, а также участие в одной из крупнейших в мире выставок мобильной индустрии Mobile World Congress 2019.

Компания спонсирует футбольный клуб «Спартак» (Москва), сотрудничает с благотворительным фондом «Подари жизнь». С 20 сентября бренд BQ запустил концертный тур совместно с группой «Руки Вверх!» под названием «BQ Тур».

BQ стал лауреатом ежегодной всероссийской премии «Права потребителей и качество обслуживания 2018», а также лауреатом шестой ежегодной премии «Лучшие социальные проекты России 2018».

Не только «Яндекс»: восемь российских брендов смартфонов

Бренд Dexp принадлежит российской компании DNS, которая занимается продажей цифровой и бытовой техники. Генеральный директор и совладелец компании — Дмитрий Алексеев. Впервые торговая марка была использована в 2009 году.

Сейчас под брендом Dexp выпускаются компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, электронные книги, телевизоры, аудиотехника, бытовая техника. Устройства Dexp выпускаются по OEM-лицензии. Производит смартфоны Dexp в основном китайская компания THL.

На официальном сайте DEXP предлагается несколько десятков смартфонов стоимостью от 2299 до 11 299 рублей. Самая дорогая модель — DEXP AS160 — имеет диагональ экрана 5,85 дюйма, аккумулятор ёмкостью 4000 мА·ч, восьмиядерный процессор, двойную основную камеру разрешением 13 мегапикселей.

Dexp имеет несколько производственных комплексов в различных регионах России.

За три квартала 2017 года смартфоны Dexp вошли в пятёрку самых популярных российских брендов смартфонов. По количеству проданных телевизоров в первом полугодии 2018 года бренд DEXP находится на четвёртом месте и занимает 9% рынка.

Не только «Яндекс»: восемь российских брендов смартфонов

Senseit — российский бренд, появившийся в 2010 году. Владеет брендом одноимённая компания, основное направление деятельности которой — разработка защищённых и обычных телефонов, смартфонов и GPS-устройств, решений для «умных» домов. Штаб-квартира компании расположена в Москве. Генеральный директор компании — Дмитрий Масёнков.

По заявлению компании, защищённые телефоны и смартфоны Senseit соответствуют международным стандартам защиты (IP и MIL-STD), не боятся воды, грязи, падений и экстремальных температур. Защищённые смартфоны специально разрабатывались для строителей, спасателей, спортсменов, путешественников.

Линейка обычных смартфонов Senseit была запущена в продажу в 2014 году, но сейчас она практически вытеснила защищённые смартфоны. На официальном сайте компании предлагается только одна модель защищенного смартфона — Senseit R450, с уровнем защиты IP67, который подразумевает защиту от пыли, защиту при погружении в воду и снег, а также от падения с высоты. Кроме смартфонов компания предлагает целый ряд защищенных телефонов.

Некоторые устройства компании эксклюзивно продаются в магазинах МТС и «Связной». Цена смартфонов не превышает 11 590 рублей.

Не только «Яндекс»: восемь российских брендов смартфонов

Inoi — бренд российской компании «Иной», под которым выпускаются мобильные телефоны, смартфоны, планшеты. Компания была основана в 2016 году. Генеральный директор и владелец компании — Сергей Богатов.

Первый смартфон бренда — INOI R7 — представлен на всемирной выставке Mobile World Congress 2017 в Барселоне. Особенностью устройства было наличие российской операционной системы Sailfish Mobile OS RUS. Предназначался этот смартфон для корпоративного сегмента. Например, «Почта России» приобрела 15 тысяч смартфонов INOI R7.

В 2018 году компания решила расширить ассортимент смартфонов и выпустить устройства на Android. Первый такой смартфон был выпущен весной 2018 года.

Сейчас компания предлагает больше десятка смартфонов на Android стоимостью от 1990 до 7490 рублей. Самая дорогая модель — INOI 5 Pro — обладает экраном с диагональю 5,5 дюймов, аккумулятором ёмкостью 2850 мА·ч, оперативной памятью 2 ГБ и встроенной памятью 16 ГБ.

Компания предлагает продавцам максимальную маржу и бонусы рознице. Что позволило к июлю 2018 года увеличить долю устройств Inoi на российском рынке до 3,7%. По данным Центра мобильных исследований, за последние шесть месяцев доля Inoi в независимой рознице — 5,4%.

Компания «Иной» сообщала о планах выпустить планшет на Inoi T8 ОС Sailfish к сентябрю 2018 года, но в продажу устройство не поступило. В октябре издание Cnews.ru сообщало, что планшет Inoi T8 был закуплен «Ростелекомом» для тестирования ОС Sailfish.

Компания распространяет свои устройства как через официальный сайт, так и через дилеров. Дистрибьютор Inoi в РФ — VVP Group.

Смартфоны INOI продаются также в Казахстане и Киргизии. В 2019 году планируется выход и на другие рынки СНГ.

О состоянии и перспективах рынка российских брендов смартфонов: мнение Эльдара Муртазина

В массовом сознании разработка модели смартфона заключается в том, что производитель берёт чистый лист бумаги, рисует дизайн, выбирает комплектующие и так далее, а потом отправляет заказ модели на завод. Для B- и C-брендов такой подход не оправдан.

Эти компании берут устройство, которое предлагают китайские фабрики, и дорабатывают его под свои условия. Китайские смартфоны — это некий полуфабрикат, своего рода кирпичики, из которых надо делать конечный продукт.

Согласно требованиям Google, сертификацию операционной системы должна проходить не китайская фабрика (хотя она тоже её проходит), а производитель, бренд, под которым продукт выпускается на конкретный рынок.

Производитель несёт ответственность за то, какой на смартфоне стоит софт, как он работает, есть ли там бэкдор, вирусы и тому подобные вещи. Каждая российская компания имеет либо прямые отношения с Google, либо опосредованные — через китайскую фабрику. Прямые отношения имеют, например, Vertex и BQ.

Каждое устройство должно быть локализовано для того или иного рынка. Локализация включает в себя не только русификацию и перевод инструкции, как это часто понимают, но адаптацию под конкретные частоты, под требования операторов. Это достаточно большая работа.

Российские производители занимаются и аппаратной частью смартфонов, например, дорабатывают антенны, память.

То есть выпустить смартфон — это не просто взять на заводе болванку и написать на ней свой бренд. Кстати, доведение до ума китайского устройства, предназначенного для массового использования, стоит от $20 тысяч до $100 тысяч, а для b2b-сегмента — от $100 тысяч и выше.

Качество продукта, который выходит с одной и той же фабрики, может быть разным, хотя внешне и по комплектующим телефоны могут быть одинаковыми. Всё зависит от используемых стандартов качества.

Если брать российскую марку Senseit, то её устройства в сравнении с такими же аппаратами других брендов, которые продаются в Европе, имеют минимальный брак, потому что аппараты доведены до ума и фабрика соблюдает требуемые стандарты качества.

Но соблюдение этих стандартов обходится дорого, и не все бренды согласны за это платить. Многие, кто покупал китайские телефоны, например через AliExpress, убедились в том, что их качество заметно хуже, чем у аналогов, которые продаются на российском рынке, хотя, казалось бы, это одни и те же аппараты. За низкий брак нужно платить.

Среди C-брендов, к которым можно отнести все российские бренды, сегодня крупнейшее положение на российском рынке занимают две компании — BQ и Vertex. У них примерно равные доли. Далее с некоторым отрывом идёт Inoi, потому что этот бренд появился позднее. Все эти компании не экономят на продукте, но, как ни странно, имеют небольшие маркетинговые затраты и могут позволить себе устанавливать низкую цену.

Рынок недорогих смартфонов — это в сущности мясорубка, поэтому я думаю, что какие-то бренды будут уходить. Сейчас не лучшее время для C-брендов. Например, Fly, который присутствовал на российском рынке больше десяти лет и в расцвете занимал до 10% рынка по количеству проданных устройств, сегодня чувствует себя не очень хорошо. Какие-то компании и дальше будут уходить, но это нормальный процесс, он происходит постоянно.

Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group, писатель, главный редактор Mobile-Review.com
1414
52 комментария

Все эти телефоны производят в китае

2
Ответить

А все другие на Марсе ?

8
Ответить

Комплектующие - да, это кнрский штамп. Но за дизайн и некоторую часть начинки/дополнения отвечают сами компании.

Ответить

Вот это поворот. Про многие даже никогда не подумал бы, что они российские. Теперь эти бренды точно никогда не буду брать, спасибо)
P.S. Хотя у DEXP довольно добротная техника за свою стоимость. Про другие конечно не знаю, но смартфоны точно бы не стал брать, ничьи.

4
Ответить

Впервые слышу о том, что DEXP добротная техника. Что бы ни купил, все разваливалось сразу после гарантийного срока.

1
Ответить

веретекс- ни когда бы не кому не посоветовал,работаю продавцом,смартфоны этой марки с заводским косяком это как обычное дело,особенно динамик,сейчас вообще отказались от этой марки,BQ- вроде ни чего,но тоже грешать криво поставить андройд.ирбис- планшет ни когда не посоветую,слишком много лишнего вешают на слабое оборудование

1
Ответить

Видать меня пронесло! Пока работает вертехс и динамик вроде неотвалился, хотя слабенький телефон но в интернет зайти поглду посмотреть да куда позвонить пойдёт.

Ответить