Техника Алина Окунева
3 531

«Всё, что требовалось от Intel, — сделать стандарт простым, в этом была главная сложность»: разработчики о создании USB

Ответственные за идею и разработку разъёма инженеры Intel Аджай Бхатт и Бала Кадамби — о создании и введении технологии. Конспект материала автора Fast Company Джоэля Джонсона.

В закладки
Аудио

«Компьютеры можно сделать проще»

Аджай Бхатт, бывший инженер Intel, вспоминает, как в 1992 году впервые задумался об упрощении работы с компьютером. Он заметил, что членам его семьи тяжело давались даже простые задачи, например распечатка документа. Да и ему, инженеру, иногда приходилось нелегко.

Аджай Бхатт Intel Free Press, Flickr

Изначально компьютеры создавались для людей, разбирающихся в технике, но уже к концу 1990-х годов стало ясно, что их устройство следует упростить для рядовых пользователей. Бхатт предложил менеджерам Intel идею универсального порта ещё в 1992 году, однако те восприняли её без особого энтузиазма.

Микропроцессоры

Со временем Microsoft и Intel поняли: с ростом бизнеса необходимо стандартизировать и упростить оборудование и ПО.

Старые компьютеры и ноутбуки (которые в то время едва ли можно было назвать портативными) поддерживали разные стандарты для аудио, модема или принтера. У каждого устройства были свои разъёмы, свои программы, после установки которых иногда приходилось перезапускать компьютер.

Первым решением стало введение стандарта PCI (соединение периферийных компонентов). Но Кадамби, который сейчас отвечает за архитектуру ввода и вывода в Intel, утверждает: даже с PCI у периферийного оборудования существовали свои особенные характеристики обработки данных, что иногда требовало подключения внешних переходников или дополнительных карт внутри компьютера.

Однако любое изменение приводило к необходимости по-новому работать с операционной системой и непосредственно приложениями. Все считали, что эту проблему решить невозможно, — кроме Бхатта.

Intel Free Press, Flickr

Ему тяжело было убедить начальника в необходимости разработать универсальный разъём, поэтому он перешёл в другой отдел, где работал под началом Фреда Поллака, руководившего проектированием процессора Pentium Pro. Тот выслушал его и сказал: «Я не знаю. Давай ты сам всех уговоришь».

Бхатт с энтузиазмом принялся обсуждать идею с другими отделами Intel — от маркетологов до инженеров, поговорил с Microsoft и с компаниями, которые в конечном счёте стали партнёрами Intel: Compaq, DEC, IBM и NEC.

Каждая из них должна была внести свой вклад в разработку стандарта, у каждой было своё видение. Но все сходились во мнении, что компьютеры устроены слишком сложно — и это замедляет разработку новых продуктов.

Споры и уговоры

В начале 1992 года состоялась встреча группы компьютерных компаний, посвящённая стандартизации внешних компьютерных интерфейсов.

Кадамби в то время уже занимался поддержкой PCI и автоматической конфигурацией систем в Intel, а потому понимал, какая сложная работа им предстоит. Но ни он, ни его команда не могли представить, каким станет интерфейс компьютеров через несколько лет.

Пришлось поговорить с другими компаниями, аналитиками, пользователями, сделать прогнозы бизнес-трендов и потребительской электроники.

Бхатт потратил почти год, чтобы убедить коллег выполнять требования к разработке будущего порта. В 1993 году они достигли внутреннего соглашения, работа началась.

Марко Верч

К концу года сформировалась небольшая команда, разбившаяся на идейные группы, аналитиков и разработчиков технических требований. Также регулярно проводились встречи с внешними партнёрами. В то время стандарт назывался просто последовательным блоком.

Совещание в закусочной Denny’s в два часа ночи

Бхатт и Кадамби начали работать вместе летом 1994 года. К ним также присоединился Джим Паппас, эксперт по устройствам ввода и вывода (сейчас — глава отдела новых технологий Intel).

Паппас вспоминает, как тесно они работали: приезжали из разных городов и встречались среди ночи в какой-нибудь закусочной и за завтраком обсуждали предстоящие встречи.

Однажды они на год уехали в своеобразное путешествие, посетили около пятидесяти компаний: изготовителей принтеров, сканеров, производственного оборудования, клавиатур, мышек, джойстиков, модемов и так далее. Их поразило, насколько всем понравилась идея стандартизации внешнего интерфейса.

Всё, что требовалось от Intel, чтобы решить проблему, — сделать стандарт простым. И в этом была главная сложность.

Создание команды

Вскоре группа Бхатта, Кадамби и Паппаса разрослась, и они разбили её на несколько команд поменьше. Первый отвечал за технические требования, второй руководил инженерами, а третий управлял проектом в целом.

Бхатт рассказывает о желании контролировать каждый аспект разработки: создать не только технические требования, но и помочь разработчикам.

Они даже создали «программы совместимости», которые помогали продуктам от разных компаний функционировать в соответствии с техническими требованиями и нормально взаимодействовать друг с другом.

Бхатт считает: успех проекта напрямую связан с тем, что их команда состояла из экспертов в самых разных областях. С ними работали профессионалы в области программного обеспечения и операционных систем; люди из IBM и Compaq помогали с созданием системы; сотрудники Intel и NEC отвечали за микросхемы; Nortel знала, как работает телефония.

Собрав такую экспертную группу, они снизили риски и обеспечили широкое применение технических требований к большому числу приложений.

В 1995 году команда завершила техническую работу над стандартом и представила его на выставке COMDEX. После этого началась работа над продуктами.

Путь был долгим, но в конце концов представители индустрии поняли, что наш ответ решал насущные проблемы персональных компьютеров.

Аджай Бхатт
один из создателей USB

Проблема с FireWire и другими интерфейсами

Одновременно с работой над интерфейсом USB инженеры Intel рассматривали и другие, возможно более быстрые, альтернативы.

Они изучили требования компаний и искали соответствующие технологии, чтобы не изобретать заново то, что и так существует.

Сравнительный размер флеш-накопителя на 16 ГБ и дискеты

В 1993–1994 годах шло параллельное развитие портов USB, FireWire (IEEE 1394) и Access Bus. Но в конце концов наиболее популярным стал USB (хотя название-акроним появилось позже).

Как появилось название USB

Кадамби объясняет: они, во-первых, не хотели включать в название числа, чтобы оно не звучало слишком технически. Во-вторых, название должно было быть акронимом, так как это своеобразная особенность компании Intel. В-третьих, они хотели оставить слово «шина» (bus), чтобы в индустрии понимали ключевую роль USB. Так и появилась «универсальная последовательная шина» (Universal Serial Bus).

Презентация USB прошла в 1998 году на выставке COMDEX в Лас-Вегасе. Паппас вспоминает, как они сняли большой зал и устроили настоящее шоу, присоединив к одному компьютеру 127 разных устройств. Последнее подключал Билл Най, инженер и популяризатор науки.

Почему USB не двусторонний

Бхатт говорит: дело в цене. Двусторонний кабель требует больше проводов, которые стоят денег. Оглядываясь назад, он соглашается, что такой кабель был бы удобнее, но тогда комфорту предпочли доступность. Кабель должен был быть прежде всего универсальным, подходить как к мышке, так и к дорогому принтеру.

Звонок из Microsoft, который спас USB

Как-то раз Паппасу позвонила Бетси Таннер из Microsoft, руководившая разработкой фирменной мышки. Оказалось, что для устройства компании USB не подходит: 5 Мбит/с — слишком большая скорость.

Экранировать кабель было невыгодно, и Таннер сказала, что Microsoft устроит снижение скорости до 2 Мбит/с.

Решением стало разделение шин по скорости: на пике USB передавал до 12 Мбит/с, а на минимуме — 1,5 Мбит/с.

Мышка и Microsoft были спасены, а в долгосрочной перспективе, считает Паппас, спасён и сам порт. Успех USB объясняется его низкой стоимостью. Он не только практически не увеличил стоимость компьютера, но в динамике даже и уменьшил её.

«Apple не хотела с нами работать»

В 1998 Apple выпустила iMac, единственным портом в котором был USB. Именно Apple, а не Intel, стала первой крупной компьютерной корпорацией, которую стали ассоциировать с USB.

Бхатт вспоминает, что это событие было довольно странным, ведь у Apple был свой продукт-конкурент, порт FireWire. Когда они только начинали, то предложили Apple сотрудничество, от которого компания отказалась, мотивировав решение тем, что планировала идти в другом направлении.

Но когда сотрудники всё же стали пользоваться USB, говорит Бхатт, он понял, что решил правильную задачу.

USB везде

В 1998 году, с выходом Windows 98, всё изменилось: мир заполонили устройства с USB-портом. Паппас припоминает, как он зашёл в магазин в Акихабаре, компьютерном районе Токио. Он бродил по рядам и не видел того, чего искал. Подойдя к продавцу, он спросил, нет ли у них устройств с USB. Продавец ответил: «Вам нужно на пятый этаж, там все товары». Паппас помнит, какой прилив энергии почувствовал, увидев целый этаж USB-устройств.

Кто бы мог подумать, что кабель, который мы изобрели в девяностых, всё ещё будет актуален сегодня? Такое нечасто случается. У нас были ограничения по стоимости, ограничения по скорости передачи данных.

Оглядываясь назад, я поверить не могу, что у нас всё получилось, что продукт смог выдержать испытание временем и мы смогли модернизировать его.

Мы создали более мощные USB 2.0 и USB 3.0. Мы создали USB для мобильных устройств. В Type-C собрано всё хорошее, что есть в USB.

Бала Кадамби
изобретатель USB
Аджай Бхатт (слева) и Бала Кадамби на европейской церемонии награждения «Изобретатель года-2013» Эверт Элзинга, AFP, Getty Images

Создание нового порта — всегда сложно и требует аккуратности. На разработку Type-C у Intel ушло шесть лет.

#intel #apple #usb

{ "author_name": "Алина Окунева", "author_type": "self", "tags": ["usb","intel","apple"], "comments": 4, "likes": 27, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 72574, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 25 Jun 2019 11:24:32 +0300" }
{ "id": 72574, "author_id": 258318, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/72574\/get","add":"\/comments\/72574\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/72574"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199117, "last_count_and_date": null }
4 комментария

Популярные

По порядку

9

Одна из самых интересных статей на VC за пару недель. Спасибо

Ответить
2

Смахнул ностальгическую слезу, вспомнив как подключал клаву и мышку к компу через COM и PS/2 порты.
И помню, что первые USB мышки и клавы шли в комплекте с адаптером на PS/2

Ответить
2

А компы ещё не заходили в биос на модных usb клавиатурах, поэтому приходилось держать запасную обычную клаву

Ответить
0

ага, там питание на порт позже подавалось вроде )

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }