Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Анализ 19 стартап-хабов в Европе. Результаты опроса.

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

В PwC мы имеем разные инструменты работы с внутренними инновациями и стартапами с внешнего рынка. Последних мы особенно ценим за их гибкость, адаптивность и амбиции менять мировую экономику быстрыми темпами. В 2019 г. PwC совместно с Мюнстерским университетом прикладных наук провели опрос среди стартапов в Европе, которые были основаны не более восьми лет назад. Позже, применив ту же методологию, мы расширили охват и пригласили принять участие в опросе представителей 50 российских стартапов, которые базируются в Москве или активно используют инновационную инфраструктуру города.

Таким образом, мы получили выборку, в которую входят 590 CEO и основателей компаний ранних стадий, действующих на территории 19 европейских городов. Эти города мы называем «стартап-хабами» из-за уровня развития их инновационных экосистем. Среди них Лондон, Берлин, Париж, Тель-Авив, Москва и другие.

Важно отметить, что под «хабами» мы подразумеваем города, которые обеспечивают необходимой для работы инфраструктурой стартапы со всей страны, а не только в географических пределах города-хаба.

С помощью опроса мы хотели выяснить:

  • насколько основателей стартапов устраивают условия для ведения бизнеса;

  • испытывают ли они сложности с наймом сотрудников и привлечением капитала;
  • насколько они удовлетворены доступностью инфраструктуры в целом.

И вот какие результаты показал опрос. В числе основных проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться стартапам, на первом месте - поиск и завоевание клиентов, продажи (23%). Далее следует привлечение и найм талантливых сотрудников (11%). А на третьем месте разработка и запуск новых продуктов (10%).

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Именно эти задачи, по мнению наших респондентов, являются главными сдерживающими факторами для будущего развития их компаний.

Только у 4% стартапов возникают сложности с нормативным регулированием. Полагаем, что это говорит о стремлении государств содействовать и поддерживать молодые компании.

Почему начали свой бизнес?

Для почти трети респондентов решающим фактором для открытия собственного бизнеса стало стремление реализовать собственный интерес и страсть к предпринимательству (17%), “желание разбогатеть” в качестве мотивации указали только 8% респондентов.

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Как и кого набираете в команду?

Команда специалистов, занятых в стартапе – это одно из основополагающих условий успеха всего предприятия и важный пункт, на который обращают внимание инвесторы. На момент проведения опроса две трети респондентов (64%) были убеждены в том, что в ближайший год им придется расширять штат. При этом среди них 81% ожидали двукратного прироста числа сотрудников, а 6% - даже трехкратного. 74% респондентов из Москвы также намеревались расширить штат.

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Свыше половины респондентов (53%) отмечали, что им сложно найти квалифицированных сотрудников. Наиболее пессимистичны в этом отношении были стартап-резиденты Стокгольма и Берлина, где о соответствующих трудностях заявили 73% и 75% опрошенных. В то время как резиденты Рима и Осло - наоборот - были более оптимистичны (всего 30% и 37% соответственно испытывали сложность).

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

К факторам, сильнее всего осложняющим найм сотрудников, респонденты чаще всего относили отсутствие или нехватку необходимых навыков у доступных кандидатов (28%), а также высокие зарплатные ожидания (27%). На третьем месте - стремление потенциальных сотрудников работать в более крупных и известных на рынке компаниях (19%).

Говоря о требованиях к сотрудникам, подавляющее большинство респондентов указывали навыки межличностного общения (89%), а также нестандартность мышления (88%) и креативность (84%);

Мы нашли эти требования логичными и вполне обоснованными, так как стартапам часто приходится адаптироваться к новым обстоятельствам и вызовам в меняющейся реальности.

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

А деньги где брать?

В нашем исследовании жизненно важные для стартапа вопросы об источниках финансирования мы вынесли в отдельный блок. 45% всех респондентов заявили о том, что их компаниям легко привлекать финансирование, тогда как 32% указали обратное.

31% опрошенных нами стартапов в Москве, 37% в Лондоне, 35% в Цюрихе также солидарны со своими коллегами и отмечают, что им легко привлекать финансирование в свою компанию.

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Разумеется, важным фактором при поиске инвестиций является уровень зрелости и инвестиционной привлекательности стартапа, от чего напрямую зависит насколько охотно инвесторы будут вкладывать средства.

В российской образовательной системе, к примеру, практически отсутствует понятие «предпринимательство». Молодежи на ранних этапах не прививаются основы предпринимательства, поэтому они к этому приходят значительно позже и через наращивание практического опыта. Это во многом объясняет, почему российские стартапы на стадии seed и pre-seed не всегда развиваются как опытная и квалифицированная команда. Однако, конечно, есть и исключения.

Для двух третей компаний основным источником финансирования являются их собственные средства (66%), в то время как лишь для 6% опрошенных — это венчурный капитал.

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Инфраструктура хаба

Большинство респондентов высказали удовлетворение инфраструктурой хаба, на территории которого развивается их стартап (61%). Несмотря на высокую оценку цифровой и транспортной инфраструктуры (81% и 76% соответственно), треть опрошенных выразили недовольство излишней бюрократией (36%) и недоступностью финансирования (32%).

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Подавляющее большинство респондентов (85%) согласились с тем, что города-хабы, в которых расположены их стартапы, являются хорошим местом для ведения бизнеса; чемпионами здесь оказались Стокгольм и Осло, где подобное мнение высказали 100% и 97% опрошенных, и даже в Риме, расположившемся в самом низу таблицы, с этим согласились 60%.

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Среди респондентов нашего исследования было также 50 стартапов из Москвы, а точнее - из московского хаба. По многим пунктам нашего опроса их мнение совпадало с мнением их коллег из других городов. Однако мы выявили группу вопросов, на которые московские стартапы давали специфические ответы.

Так, к примеру, в вопросе о трех основных препятствиях для будущего развития компании, стартапы отметили выход на новые рынки (61%), привлечение клиентов и продажи (53%) и разработка продукта и инновации (39%).

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Когда мы спросили их, почему они испытывают сложности с наймом персонала, среди прочих ответов, компании также отметили «непривлекательность региона для работы» 12%.

Только 8% европейских стартаперов открывают бизнес, чтобы разбогатеть

Интересным также оказался тот факт, что 75% опрошенных российских стартапов планировали переезд в другой регион, несмотря на удовлетворенность с такими элементами среды, как информационно-технологическая инфраструктура, транспортная инфраструктура, доступ к коворкингам и стартап-комьюнити и другими.

Результаты исследования показали, что независимо от географии пребывания, стартаперы сталкиваются со схожими препятствиями на старте и при развитии бизнеса. При этом резиденты московского хаба в своих ответах продемонстрировали оптимизм в отношении будущего их бизнеса.

Подробнее о том, как PwC работает со стартапами и о заметных резидентах московского хаба вы можете узнать по ссылке.

77
28 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Те же цифры примерно будут, если у вас деньги на первом месте, то в стартап глупо идти, нужно идти в банк или инвестиционный фонд, в маркетинг филипмориса, в Газпром или Shell или еще куда, где не модно работать, поэтому платят много.

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Москва, судя по опросам, город с самым сложным подбором сотрудников с нужной квалификацией. Мне кажется это очень странным, учитывая, что город является магнитом для людей из огромной страны с хорошим образованием.

2
Ответить

В РФ все плохо с высшим образованием, хорошим его трудно назвать

Ответить

Только на днях было в коментах

2
Ответить

🤣 захотелось ещё раз пересмотреть в переводе и озвучке Кубик в кубе.

Ответить