Через два-три года московский каршеринг будет закрыт для новых игроков
Настоящее и будущее столичного рынка аренды автомобилей.
Московский рынок каршеринга, согласно исследованию JPMorgan, — один из самых быстроразвивающихся в мире. К концу 2017 года автопарк столичных операторов насчитывал около 2,5 тысяч автомобилей, через год — около 16 тысяч, а в июне 2019 года — более 23 тысяч. Почему случился такой резкий взлёт и каковы перспективы рынка в ближайшем будущем — в нашей статье.
Главный драйвер роста — поддержка мэрии
Экономика совместного потребления — мировой тренд. Миллениалы и представители поколения Z (люди, родившиеся после 1996 года) делают ставку не на владение, а на пользование. По оценке РАЭК, в 2018 году капитализация российского рынка онлайн-сервисов совместного пользования выросла на 30% по сравнению с предыдущим годом и составила 511 млрд рублей. И каршеринг — один из ключевых секторов новой экономической модели.
Операторов активно поддерживает московская мэрия. В первую очередь через субсидирование парковки. С 2015 года сервисы могут приобрести льготные разрешения на парковку на всех платных стоянках города. Для них стоимость годового абонемента на одну машину составляет 24 тысячи рублей. В то время как для обычного автомобиля — 370 тысяч. Также власти обсуждают возможность приравнять в правах каршеринг и такси: тогда можно будет ездить по выделенной полосе.
Каршеринг помогает разгрузить дороги за счёт рационального использования автомобилей — они постоянно задействованы. Для многих горожан поминутная аренда становится полноценной альтернативой покупке машины: не приходится тратиться на парковку, бензин, страховку и обслуживание.
По данным JPMorgan, мэрия ставит своей целью увеличить парк каршеринговых автомобилей до 25 тысяч машин. Тогда на каждую машину будет приходиться примерно 500 жителей и Москва догонит по этому показателю мировых лидеров: Торонто (498), Мадрид (500), Штутгарт (515) и Нью-Йорк (525).
Пока бизнес на инвестиционной стадии
Московский рынок каршеринга начал формироваться в 2013 году с появлением сервиса Anytime и пока находится в инвестиционной фазе развития. Компании ещё не вышли на окупаемость, но за счёт инвестиций и субсидий ведут между собой борьбу по завоеванию аудитории, наращивают автопарки.
Чтобы сократить время простоя автомобилей — один из основных показателей успешности бизнеса, — операторы проводят гибкую маркетинговую политику и соревнуются в доступности цен. «Делимобиль», например, ввёл утренний тариф — три рубля за минуту, — который покрывает только стоимость бензина и сервисного обслуживания машины. А «Яндекс.Драйв» рассчитывает расстояние от пользователя до машины и предлагает бесплатную аренду ровно на то время, которое позволяет до неё дойти.
Каждый оператор стремится выделиться на фоне конкурентов. «Яндекс.Драйв» обладает самым большим автопарком и предлагает расширенную тарифную линейку. У «Делимобиль» наиболее демократичные цены. Belka Car обслуживает иностранцев и открывает доступ к дорогим автомобилям сразу после регистрации. YouDrive продвигает платформу YouDrive Pool, к которой могут присоединиться более мелкие игроки.
Что будет дальше
На июнь 2019 года в Москве работают 15 операторов. При этом «большая тройка» занимает 82% рынка. Дальнейшая консолидация приведёт к формированию естественной олигополии. Это случится в течение ближайших двух-трёх лет, когда закончится инвестиционная фаза и бизнес станет прибыльным.
При олигополии игроки борются прежде всего за лояльность потребителей, внедряя новые продукты и услуги. Показательный пример — Германия, где рынок уже достиг точки насыщения в результате серии слияний и поглощений.
В США другая рыночная структура. Там есть ярко выраженный лидер — оператор Zipcar, который контролирует более 80% рынка. В 2013 году для диверсификации бизнеса его купила крупная компания Avis Budget Group, предлагающая долгосрочную аренду автомобилей.
В Москве появление нового крупного игрока возможно только в ближайшие два-три года, пока рынок не до конца сформирован. После этого попытка составить конкуренцию зрелым игрокам, скорее всего, окончится неудачей. К тому моменту город уже достигнет точки насыщения — порядка 30 тысяч автомобилей каршеринга.
Несмотря на консолидацию ведущих операторов, более мелкие игроки смогут удержаться на плаву — если сосредоточатся на нишевых продуктах. Скажем, прокат электромобилей или премиальный сегмент. Однако их влияние на рынок окажется минимальным.
Недавно пришла смска с просьбой оплатить долг 50 рублей от каршеринга Anytime. Ну ладно, подумал я, пользуюсь ими почти каждый день, закину 1000.
Через 5 минут после оплаты пришло письмо - «После девяти лет работы сервис Anytime прекращает свою деятельность.»
а, туда им и дорога. Предлагали для регистрации приехать к ним в офис в рабочее время со справкой с работы и 2НДФЛ. При этом, во всех (!) остальных каршерингах Москвы я зарегался без проблем.
Бизнес-модель очень мутная и во многом существует только благодаря протекции со стороны власти. То есть самые главные угрозы для бизнеса лежат вне влияния собственников бизнес. Например, завтра сменится новый мэр, отменит бесплатную парковку и привет бизнесу - таких вариантов можно придумать много. С интересом бы поглядел на P&L отчёт любого каршеринга, насколько там концы с концами не сходятся.
абсолютно согласен. Тот же дептранс Мск "молится" в т.ч. на каршеринг в надежде на то, что он будет одним решений проблемы транспортного коллапса в городе. Но это как пытаться улучшить экологическую обстановку в городе местными электробусами, которые 7-8 месяцев в году работают на дизеле
в США же каршеринг выглядит в основном иначе. Тот же Зипкар предлагает услуги по схеме 2-way car sharing service, т.е. где взял машину, туда ее и должен вернуть + аренда обычно почасовая. Европейский карширенг, с подачи Car2go, 1-way car sharing service, т.е. машину можно взять на несколько минут и бросить той локации, куда ты едешь.
С одной стороны, американская модель выглядит менее мобильной, с другой, хаоса на дорогах и стоянках от нее меньше.
Большое заблуждение, что каршеринг абсолютное благо для города. Это всё-таки средство передвижения частного характера, занимающее проезжую часть и являющееся конкурентом общественному транспорту. Поэтому количество каршеринговых авто и их стоянки необходимо контролировать и не допускать перманентного увеличения такого автопарка да еще и за счет городских льгот.
Комментарий удален модератором
Хватайте урбаниста!
Вот эту возможность без обсуждения сразу в помойку, будьте так добры...
Странно, даже не упомянули (!) Теслу в этом "анализе", всетаки через 2-3 года она вполне может занять хорошую долю рынка с помощью Robotaxi (в первую очередь такси, но в перспективе и каршеринга). Ранее видел опровержения "не получится, ибо нету 5G". Но Маск для этого и делает свою глобальную сеть, которая поможет развитию Тесла.
Не займет, потому что это очередной буллшит от Маска. До робо-такси в массовом применении еще долго
"аренда становится полноценной альтернативой покупке машины"
Это не совсем так.
Во-первых, есть возрастной ценз (например, в Мск это 2 года водительского стажа, а в США можно получить права с 16 лет, но каршеринг с 18-21 года)
Во-вторых, ты ограничен локацией
За два года почти перестал ездить на своей машине и выставил ее на продажу. Думал ее оставить для редких поездок, но раз в год продлевать страховку, два раза менять шины, ездить на мойки и начинаешь думать как поскорее ее бы продать.
В Москве парковка практически везде платная, доехать на своей машине до метро не представляется возможным. В маршрутке сесть получится только на конечных остановках маршрута.
Лично в моем случае я должен либо платить 3420 рублей в день за парковку в центре, либо трястись в маршрутке/метро, либо пользоваться такси, либо каршерингом (что примерно в 1.5 раза дешевле такси). Каршеринг, из этого всего, самый приятный вариант.
Тогда уж "поминутная аренда становится полноценной альтернативой покупке машины", как в оригинале, зачем слово-то выбрасывать.
Есть КШ-операторы, где допускается 0+ стажа иметь (первой в голову приходит "Карусель").
Если вдруг понадобилось далеко за пределы города/области/страны поехать, можно арендовать авто классическим образом, а не в КШ.
Вы не совсем правы: в Москве сейчас есть каршеринги без требований по стажу, а значительная часть (или даже все) разрешает пользоваться со стажем от 1 года.
каршеринг в нашем виде - это утопия ) если бы не власти, которые зачем-то решили его развивать... сегодня по дороге в центр видел три разбитых машины каршеринга. мы садим за руль непонятных людей, у которых 500р в кармане и может не быть вообще никакого опыта вождения. тачки стоят днем и используются в основном по маятниковой схеме. ночью заставлены спальные районы, днем центр забит. каршеринг провоцирует автомобилизацию, ничего не решает, просто бабки через другие руки начинают проходить.
в рф дешевое такси, нужно развивать его, ОТ и электрички. А не заставлять Москву дешевыми иностранными авто, которыми далеко не каждый может воспользоваться.
а других пару сотен аварий вы не заметили? :) поездка в дешевом такси опасно для здоровья, тк нет никаких гарантий о здоровье таксиста и техническом состоянии его авто. в кш только вопрос с авто :)
большая часть иностранных авто собираются на наших заводах нашей страны.
про далеко не каждого воспользоватся вообще не понятна :)
кш это не от, а возможность замены личного авто для передвижений по городу дом-работа-магаз.
Да он уже закрыт. Больше половины топа борется только за то, чтобы с рынка не вылететь, но они всеравно вылетят.
Я думаю, что в перспективе перехода на беспилотные авто разница между каршерингом и такси исчезнет. И рынок будут делить крупнейшие КШ и такси (включая агрегаторов) между собой. Ой, а кто это у нас и там и там в лидерах?
Есть какие-то открытые исследования по поводу
рационального использования автомобилей?
Кажется, что утром весь каршеринг съезжается в центр, а вечером обратно в спальник. Днем утилизация небольшая.
Это не важно. Каршеринговая машина в центре для города лучше, чем чья-то
Так и есть - просто теперь все косвенные доходы и ренту получают структуры приближенные к дептрансу
Мне кажется утром весь каршер едет в центр, потом его используют для перемещения в пределах условного ТТК, а вечерком развозят по спальникам на ночевку.
Например, "по словам Аркадия Воложа (гендиректор Яндекса), каршеринговую машину арендуют 7-9 раз в день."
Хз, только благодаря властям ещё живет эта фигня, лучше на электро самокате по Москве катать, с их то пробками
Главный драйвер поддержки каршеринга - это драконовские запретительские меры для автовладельцев Москвы, которых никто не спрашивал. Более того - система ОТ в Москве создана прежде ВСЕГО для извлечения штрафов, прямых и косвенных. Об этом ЯВНО свидетельствует просто БЕСПРЕДЕЦЕНТНО выросшая доходность от этих штрафов. Когда вводили платную парковку, ее обещали оставить в пределах Бульварного Кольца. Итог мы знам. И это не говоря о тысячах и тысячах не правильно оформленных штрафов, которых НЕТ никакой возможности оспорить.
А вся эта история с каршерингом - лишь момент для пропаганды мэрии, которым она умело пользуется. Ниаких экономических драйверов роста тут просто нет. В любом нормальном городе Европы, такой бы руководство города снесли вместе с муниципалитетом на выборах, но как мы знаем - у нас есть голосование, а не выборы.
Car2go - 14,000 vehicles
As of July 2017, car2go operates over 14,000 vehicles, which serve eight countries and 26 cities worldwide with over 2,500,000 customers.
Классные комментарии. Лично я не люблю пользоваться каршерингом из-за наплевательского отношения пользователей к автомобилям. В них вполне спокойно могут что-то забыть, разлить, покурить и тд.
Я даже представить не могу как выхожу из дома с маленьким ребёнком и судорожно ищу каршеринг с детским креслом. А потом оказывается что отпрыск предыдущего пользователя срыгнул на него и ситуация становится совсем печальной.
А про мольбы властей на каршеринг смешно слушать. Для начала бы увеличили транспортную доступность всех соц.объектов, а не только центральных и крупных.
Решение обложить владельцев авто данью для улучшения дорожной обстановки не требует семи пядей во лбу, видимо их и нет...
Вы пишете вначале, что у яндекс драйва в мск 10 тысяч автомобилей, а потом сравниваете эти 10 тысяч с мировыми конкурентами.
Но вы либо забыли, что у яндекса есть ещё питер, либо ошиблись , написав, что в 10 тысяч в Москве. Это прям такая капитальная ошибка, автор
Я не ожидал, что наши каршеринги в топе крупнейших в мире. Неожиданно, да
В этой продолжающейся серии будут представлены лучшие практики операций по аренде автомобилей на основе семинаров, представленных на предыдущих Международных выставках http://mir-avto.by/ проката автомобилей (ICRS). ICRS-2019 состоится 15-17 апреля в Париже, в Лас-Вегасе.
Мобильные технологии развиваются стремительно, часто быстрее, чем компании по прокату автомобилей и сервисы. Поскольку технологии продолжают формировать характер отрасли по требованию, все больше клиентов, особенно молодых поколений, стремятся сделать предварительный заказ аренды с помощью смартфонов или планшетов.
Фактически, согласно новому исследованию от Google, 48% путешественников используют свое мобильное устройство для путешествий, от исследований и бронирования до планирования в пункте назначения.
Накрылась Белка. Техподдержка не але сайт не работает при этом у меня непонятным образом забронирована машина которую я не бронировал. Белка просто мусорная контора и ей в московском каршеринге не место.
Если вдруг кто-то из дептранса Мск читает этот материал. Скажите, почему всеми распиаренное развитие метро не подтверждается цифрами и трафик сокращается?
Вы хоть уточните, что именно не подтверждается?