Через два-три года московский каршеринг будет закрыт для новых игроков

Настоящее и будущее столичного рынка аренды автомобилей.

Московский рынок каршеринга, согласно исследованию JPMorgan, — один из самых быстроразвивающихся в мире. К концу 2017 года автопарк столичных операторов насчитывал около 2,5 тысяч автомобилей, через год — около 16 тысяч, а в июне 2019 года — более 23 тысяч. Почему случился такой резкий взлёт и каковы перспективы рынка в ближайшем будущем — в нашей статье.

Главный драйвер роста — поддержка мэрии

Экономика совместного потребления — мировой тренд. Миллениалы и представители поколения Z (люди, родившиеся после 1996 года) делают ставку не на владение, а на пользование. По оценке РАЭК, в 2018 году капитализация российского рынка онлайн-сервисов совместного пользования выросла на 30% по сравнению с предыдущим годом и составила 511 млрд рублей. И каршеринг — один из ключевых секторов новой экономической модели.

Операторов активно поддерживает московская мэрия. В первую очередь через субсидирование парковки. С 2015 года сервисы могут приобрести льготные разрешения на парковку на всех платных стоянках города. Для них стоимость годового абонемента на одну машину составляет 24 тысячи рублей. В то время как для обычного автомобиля — 370 тысяч. Также власти обсуждают возможность приравнять в правах каршеринг и такси: тогда можно будет ездить по выделенной полосе.

Каршеринг помогает разгрузить дороги за счёт рационального использования автомобилей — они постоянно задействованы. Для многих горожан поминутная аренда становится полноценной альтернативой покупке машины: не приходится тратиться на парковку, бензин, страховку и обслуживание.

По данным JPMorgan, мэрия ставит своей целью увеличить парк каршеринговых автомобилей до 25 тысяч машин. Тогда на каждую машину будет приходиться примерно 500 жителей и Москва догонит по этому показателю мировых лидеров: Торонто (498), Мадрид (500), Штутгарт (515) и Нью-Йорк (525).

Пока бизнес на инвестиционной стадии

Московский рынок каршеринга начал формироваться в 2013 году с появлением сервиса Anytime и пока находится в инвестиционной фазе развития. Компании ещё не вышли на окупаемость, но за счёт инвестиций и субсидий ведут между собой борьбу по завоеванию аудитории, наращивают автопарки.

Чтобы сократить время простоя автомобилей — один из основных показателей успешности бизнеса, — операторы проводят гибкую маркетинговую политику и соревнуются в доступности цен. «Делимобиль», например, ввёл утренний тариф — три рубля за минуту, — который покрывает только стоимость бензина и сервисного обслуживания машины. А «Яндекс.Драйв» рассчитывает расстояние от пользователя до машины и предлагает бесплатную аренду ровно на то время, которое позволяет до неё дойти.

Каждый оператор стремится выделиться на фоне конкурентов. «Яндекс.Драйв» обладает самым большим автопарком и предлагает расширенную тарифную линейку. У «Делимобиль» наиболее демократичные цены. Belka Car обслуживает иностранцев и открывает доступ к дорогим автомобилям сразу после регистрации. YouDrive продвигает платформу YouDrive Pool, к которой могут присоединиться более мелкие игроки.

Что будет дальше

На июнь 2019 года в Москве работают 15 операторов. При этом «большая тройка» занимает 82% рынка. Дальнейшая консолидация приведёт к формированию естественной олигополии. Это случится в течение ближайших двух-трёх лет, когда закончится инвестиционная фаза и бизнес станет прибыльным.

При олигополии игроки борются прежде всего за лояльность потребителей, внедряя новые продукты и услуги. Показательный пример — Германия, где рынок уже достиг точки насыщения в результате серии слияний и поглощений.

Крупнейший оператор Share Now имеет 21,1 тысячи автомобилей, но они распределены на 16 стран, и внутри Германии компания соперничает с двумя сопоставимыми по возможностям конкурентами. Сейчас немецкие операторы развивают концепцию комплексной мобильности: пользователи составляют удобный и быстрый маршрут, используя разные сервисы в одном приложении.

Помимо каршеринга, это может быть райд-хейлинг (сервис поиска попутчиков и водителей для коротких поездок), поиск и бронирование места на парковке, разделение оплаты между попутчиками, аренда велосипедов, самокатов, электромобилей. Вероятно, российские сервисы тоже пойдут по такому пути. YouDrive, например, уже тестирует аренду катеров.

Виктория Синичкина,

директор, консультационные услуги компаниям автомобильной отрасли, PwC Россия

В США другая рыночная структура. Там есть ярко выраженный лидер — оператор Zipcar, который контролирует более 80% рынка. В 2013 году для диверсификации бизнеса его купила крупная компания Avis Budget Group, предлагающая долгосрочную аренду автомобилей.

В Москве появление нового крупного игрока возможно только в ближайшие два-три года, пока рынок не до конца сформирован. После этого попытка составить конкуренцию зрелым игрокам, скорее всего, окончится неудачей. К тому моменту город уже достигнет точки насыщения — порядка 30 тысяч автомобилей каршеринга.

Несмотря на консолидацию ведущих операторов, более мелкие игроки смогут удержаться на плаву — если сосредоточатся на нишевых продуктах. Скажем, прокат электромобилей или премиальный сегмент. Однако их влияние на рынок окажется минимальным.

0
108 комментариев
Написать комментарий...
Виталий Воробьев

Недавно пришла смска с просьбой оплатить долг 50 рублей от каршеринга Anytime. Ну ладно, подумал я, пользуюсь ими почти каждый день, закину 1000.
Через 5 минут после оплаты пришло письмо - «После девяти лет работы сервис Anytime прекращает свою деятельность.»

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Sofyin

а, туда им и дорога. Предлагали для регистрации приехать к ним в офис в рабочее время со справкой с работы и 2НДФЛ. При этом, во всех (!) остальных каршерингах Москвы я зарегался без проблем.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вася Бездомный

Бизнес-модель очень мутная и во многом существует только благодаря протекции со стороны власти. То есть самые главные угрозы для бизнеса лежат вне влияния собственников бизнес. Например, завтра сменится новый мэр, отменит бесплатную парковку и привет бизнесу - таких вариантов можно придумать много. С интересом бы поглядел на P&L отчёт любого каршеринга, насколько там концы с концами не сходятся.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

абсолютно согласен. Тот же дептранс Мск "молится" в т.ч. на каршеринг в надежде на то, что он будет одним решений проблемы транспортного коллапса в городе. Но это как пытаться улучшить экологическую обстановку в городе местными электробусами, которые 7-8 месяцев в году работают на дизеле

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Anton

в США же каршеринг выглядит в основном иначе. Тот же Зипкар предлагает услуги по схеме 2-way car sharing service, т.е. где взял машину, туда ее и должен вернуть + аренда обычно почасовая. Европейский карширенг, с подачи Car2go, 1-way car sharing service, т.е. машину можно взять на несколько минут и бросить той локации, куда ты едешь.
С одной стороны, американская модель выглядит менее мобильной, с другой, хаоса на дорогах и стоянках от нее меньше.
Большое заблуждение, что каршеринг абсолютное благо для города. Это всё-таки средство передвижения частного характера, занимающее проезжую часть и являющееся конкурентом общественному транспорту. Поэтому количество каршеринговых авто и их стоянки необходимо контролировать и не допускать перманентного увеличения такого автопарка да еще и за счет городских льгот.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
9 комментариев
Wasted Tequila

Хватайте урбаниста!

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жегалин
Также власти обсуждают возможность приравнять в правах каршеринг и такси: тогда можно будет ездить по выделенной полосе.

Вот эту возможность без обсуждения сразу в помойку, будьте так добры...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Демянюк

Странно, даже не упомянули (!) Теслу в этом "анализе", всетаки через 2-3 года она вполне может занять хорошую долю рынка с помощью Robotaxi (в первую очередь такси, но в перспективе и каршеринга). Ранее видел опровержения "не получится, ибо нету 5G". Но Маск для этого и делает свою глобальную сеть, которая поможет развитию Тесла.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Не займет, потому что это очередной буллшит от Маска. До робо-такси в массовом применении еще долго

Ответить
Развернуть ветку
Anton

"аренда становится полноценной альтернативой покупке машины"
Это не совсем так.
Во-первых, есть возрастной ценз (например, в Мск это 2 года водительского стажа, а в США можно получить права с 16 лет, но каршеринг с 18-21 года)
Во-вторых, ты ограничен локацией

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

За два года почти перестал ездить на своей машине и выставил ее на продажу. Думал ее оставить для редких поездок, но раз в год продлевать страховку, два раза менять шины, ездить на мойки и начинаешь думать как поскорее ее бы продать.
В Москве парковка практически везде платная, доехать на своей машине до метро не представляется возможным. В маршрутке сесть получится только на конечных остановках маршрута.
Лично в моем случае я должен либо платить 3420 рублей в день за парковку в центре, либо трястись в маршрутке/метро, либо пользоваться такси, либо каршерингом (что примерно в 1.5 раза дешевле такси). Каршеринг, из этого всего, самый приятный вариант.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Anton Kuzmichev

Тогда уж "поминутная аренда становится полноценной альтернативой покупке машины", как в оригинале, зачем слово-то выбрасывать.
Есть КШ-операторы, где допускается 0+ стажа иметь (первой в голову приходит "Карусель").
Если вдруг понадобилось далеко за пределы города/области/страны поехать, можно арендовать авто классическим образом, а не в КШ.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Глеб Котенко

Вы не совсем правы: в Москве сейчас есть каршеринги без требований по стажу, а значительная часть (или даже все) разрешает пользоваться со стажем от 1 года.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Leonidos Makolkin

каршеринг в нашем виде - это утопия ) если бы не власти, которые зачем-то решили его развивать... сегодня по дороге в центр видел три разбитых машины каршеринга. мы садим за руль непонятных людей, у которых 500р в кармане и может не быть вообще никакого опыта вождения. тачки стоят днем и используются в основном по маятниковой схеме. ночью заставлены спальные районы, днем центр забит. каршеринг провоцирует автомобилизацию, ничего не решает, просто бабки через другие руки начинают проходить.
в рф дешевое такси, нужно развивать его, ОТ и электрички. А не заставлять Москву дешевыми иностранными авто, которыми далеко не каждый может воспользоваться.

Ответить
Развернуть ветку
aalk8

а других пару сотен аварий вы не заметили? :) поездка в дешевом такси опасно для здоровья, тк нет никаких гарантий о здоровье таксиста и техническом состоянии его авто. в кш только вопрос с авто :)
большая часть иностранных авто собираются на наших заводах нашей страны.
про далеко не каждого воспользоватся вообще не понятна :)
кш это не от, а возможность замены личного авто для передвижений по городу дом-работа-магаз.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Илитный Иксперт

Да он уже закрыт. Больше половины топа борется только за то, чтобы с рынка не вылететь, но они всеравно вылетят.

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Sofyin

Я думаю, что в перспективе перехода на беспилотные авто разница между каршерингом и такси исчезнет. И рынок будут делить крупнейшие КШ и такси (включая агрегаторов) между собой. Ой, а кто это у нас и там и там в лидерах?

Ответить
Развернуть ветку
Выпил ли mojo?

Есть какие-то открытые исследования по поводу

рационального использования автомобилей

?
Кажется, что утром весь каршеринг съезжается в центр, а вечером обратно в спальник. Днем утилизация небольшая.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Это не важно. Каршеринговая машина в центре для города лучше, чем чья-то

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Поспехов

Так и есть - просто теперь все косвенные доходы и ренту получают структуры приближенные к дептрансу

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жегалин

Мне кажется утром весь каршер едет в центр, потом его используют для перемещения в пределах условного ТТК, а вечерком развозят по спальникам на ночевку.

Например, "по словам Аркадия Воложа (гендиректор Яндекса), каршеринговую машину арендуют 7-9 раз в день."

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Nazaruk

Хз, только благодаря властям ещё живет эта фигня, лучше на электро самокате по Москве катать, с их то пробками

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Поспехов

Главный драйвер поддержки каршеринга - это драконовские запретительские меры для автовладельцев Москвы, которых никто не спрашивал. Более того - система ОТ в Москве создана прежде ВСЕГО для извлечения штрафов, прямых и косвенных. Об этом ЯВНО свидетельствует просто БЕСПРЕДЕЦЕНТНО выросшая доходность от этих штрафов. Когда вводили платную парковку, ее обещали оставить в пределах Бульварного Кольца. Итог мы знам. И это не говоря о тысячах и тысячах не правильно оформленных штрафов, которых НЕТ никакой возможности оспорить.
А вся эта история с каршерингом - лишь момент для пропаганды мэрии, которым она умело пользуется. Ниаких экономических драйверов роста тут просто нет. В любом нормальном городе Европы, такой бы руководство города снесли вместе с муниципалитетом на выборах, но как мы знаем - у нас есть голосование, а не выборы.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Belov

Car2go - 14,000 vehicles

As of July 2017, car2go operates over 14,000 vehicles, which serve eight countries and 26 cities worldwide with over 2,500,000 customers.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin

Классные комментарии. Лично я не люблю пользоваться каршерингом из-за наплевательского отношения пользователей к автомобилям. В них вполне спокойно могут что-то забыть, разлить, покурить и тд.
Я даже представить не могу как выхожу из дома с маленьким ребёнком и судорожно ищу каршеринг с детским креслом. А потом оказывается что отпрыск предыдущего пользователя срыгнул на него и ситуация становится совсем печальной.

А про мольбы властей на каршеринг смешно слушать. Для начала бы увеличили транспортную доступность всех соц.объектов, а не только центральных и крупных.

Решение обложить владельцев авто данью для улучшения дорожной обстановки не требует семи пядей во лбу, видимо их и нет...

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Negachev

Вы пишете вначале, что у яндекс драйва в мск 10 тысяч автомобилей, а потом сравниваете эти 10 тысяч с мировыми конкурентами.
Но вы либо забыли, что у яндекса есть ещё питер, либо ошиблись , написав, что в 10 тысяч в Москве. Это прям такая капитальная ошибка, автор

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Я не ожидал, что наши каршеринги в топе крупнейших в мире. Неожиданно, да

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов

В этой продолжающейся серии будут представлены лучшие практики операций по аренде автомобилей на основе семинаров, представленных на предыдущих Международных выставках http://mir-avto.by/ проката автомобилей (ICRS). ICRS-2019 состоится 15-17 апреля в Париже, в Лас-Вегасе.

Мобильные технологии развиваются стремительно, часто быстрее, чем компании по прокату автомобилей и сервисы. Поскольку технологии продолжают формировать характер отрасли по требованию, все больше клиентов, особенно молодых поколений, стремятся сделать предварительный заказ аренды с помощью смартфонов или планшетов.

Фактически, согласно новому исследованию от Google, 48% путешественников используют свое мобильное устройство для путешествий, от исследований и бронирования до планирования в пункте назначения.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Косяевский

Накрылась Белка. Техподдержка не але сайт не работает при этом у меня непонятным образом забронирована машина которую я не бронировал. Белка просто мусорная контора и ей в московском каршеринге не место.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Если вдруг кто-то из дептранса Мск читает этот материал. Скажите, почему всеми распиаренное развитие метро не подтверждается цифрами и трафик сокращается?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Вы хоть уточните, что именно не подтверждается?

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
105 комментариев
Раскрывать всегда