Через два-три года московский каршеринг будет закрыт для новых игроков

Настоящее и будущее столичного рынка аренды автомобилей.

Через два-три года московский каршеринг будет закрыт для новых игроков

Московский рынок каршеринга, согласно исследованию JPMorgan, — один из самых быстроразвивающихся в мире. К концу 2017 года автопарк столичных операторов насчитывал около 2,5 тысяч автомобилей, через год — около 16 тысяч, а в июне 2019 года — более 23 тысяч. Почему случился такой резкий взлёт и каковы перспективы рынка в ближайшем будущем — в нашей статье.

Главный драйвер роста — поддержка мэрии

Экономика совместного потребления — мировой тренд. Миллениалы и представители поколения Z (люди, родившиеся после 1996 года) делают ставку не на владение, а на пользование. По оценке РАЭК, в 2018 году капитализация российского рынка онлайн-сервисов совместного пользования выросла на 30% по сравнению с предыдущим годом и составила 511 млрд рублей. И каршеринг — один из ключевых секторов новой экономической модели.

Операторов активно поддерживает московская мэрия. В первую очередь через субсидирование парковки. С 2015 года сервисы могут приобрести льготные разрешения на парковку на всех платных стоянках города. Для них стоимость годового абонемента на одну машину составляет 24 тысячи рублей. В то время как для обычного автомобиля — 370 тысяч. Также власти обсуждают возможность приравнять в правах каршеринг и такси: тогда можно будет ездить по выделенной полосе.

Каршеринг помогает разгрузить дороги за счёт рационального использования автомобилей — они постоянно задействованы. Для многих горожан поминутная аренда становится полноценной альтернативой покупке машины: не приходится тратиться на парковку, бензин, страховку и обслуживание.

По данным JPMorgan, мэрия ставит своей целью увеличить парк каршеринговых автомобилей до 25 тысяч машин. Тогда на каждую машину будет приходиться примерно 500 жителей и Москва догонит по этому показателю мировых лидеров: Торонто (498), Мадрид (500), Штутгарт (515) и Нью-Йорк (525).

Через два-три года московский каршеринг будет закрыт для новых игроков

Пока бизнес на инвестиционной стадии

Московский рынок каршеринга начал формироваться в 2013 году с появлением сервиса Anytime и пока находится в инвестиционной фазе развития. Компании ещё не вышли на окупаемость, но за счёт инвестиций и субсидий ведут между собой борьбу по завоеванию аудитории, наращивают автопарки.

Чтобы сократить время простоя автомобилей — один из основных показателей успешности бизнеса, — операторы проводят гибкую маркетинговую политику и соревнуются в доступности цен. «Делимобиль», например, ввёл утренний тариф — три рубля за минуту, — который покрывает только стоимость бензина и сервисного обслуживания машины. А «Яндекс.Драйв» рассчитывает расстояние от пользователя до машины и предлагает бесплатную аренду ровно на то время, которое позволяет до неё дойти.

Каждый оператор стремится выделиться на фоне конкурентов. «Яндекс.Драйв» обладает самым большим автопарком и предлагает расширенную тарифную линейку. У «Делимобиль» наиболее демократичные цены. Belka Car обслуживает иностранцев и открывает доступ к дорогим автомобилям сразу после регистрации. YouDrive продвигает платформу YouDrive Pool, к которой могут присоединиться более мелкие игроки.

Через два-три года московский каршеринг будет закрыт для новых игроков

Что будет дальше

На июнь 2019 года в Москве работают 15 операторов. При этом «большая тройка» занимает 82% рынка. Дальнейшая консолидация приведёт к формированию естественной олигополии. Это случится в течение ближайших двух-трёх лет, когда закончится инвестиционная фаза и бизнес станет прибыльным.

При олигополии игроки борются прежде всего за лояльность потребителей, внедряя новые продукты и услуги. Показательный пример — Германия, где рынок уже достиг точки насыщения в результате серии слияний и поглощений.

Крупнейший оператор Share Now имеет 21,1 тысячи автомобилей, но они распределены на 16 стран, и внутри Германии компания соперничает с двумя сопоставимыми по возможностям конкурентами. Сейчас немецкие операторы развивают концепцию комплексной мобильности: пользователи составляют удобный и быстрый маршрут, используя разные сервисы в одном приложении.

Помимо каршеринга, это может быть райд-хейлинг (сервис поиска попутчиков и водителей для коротких поездок), поиск и бронирование места на парковке, разделение оплаты между попутчиками, аренда велосипедов, самокатов, электромобилей. Вероятно, российские сервисы тоже пойдут по такому пути. YouDrive, например, уже тестирует аренду катеров.

Виктория Синичкина,

директор, консультационные услуги компаниям автомобильной отрасли, PwC Россия

В США другая рыночная структура. Там есть ярко выраженный лидер — оператор Zipcar, который контролирует более 80% рынка. В 2013 году для диверсификации бизнеса его купила крупная компания Avis Budget Group, предлагающая долгосрочную аренду автомобилей.

В Москве появление нового крупного игрока возможно только в ближайшие два-три года, пока рынок не до конца сформирован. После этого попытка составить конкуренцию зрелым игрокам, скорее всего, окончится неудачей. К тому моменту город уже достигнет точки насыщения — порядка 30 тысяч автомобилей каршеринга.

Несмотря на консолидацию ведущих операторов, более мелкие игроки смогут удержаться на плаву — если сосредоточатся на нишевых продуктах. Скажем, прокат электромобилей или премиальный сегмент. Однако их влияние на рынок окажется минимальным.

2424
108 комментариев

Недавно пришла смска с просьбой оплатить долг 50 рублей от каршеринга Anytime. Ну ладно, подумал я, пользуюсь ими почти каждый день, закину 1000.
Через 5 минут после оплаты пришло письмо - «После девяти лет работы сервис Anytime прекращает свою деятельность.»

18
Ответить

а, туда им и дорога. Предлагали для регистрации приехать к ним в офис в рабочее время со справкой с работы и 2НДФЛ. При этом, во всех (!) остальных каршерингах Москвы я зарегался без проблем.

4
Ответить

Бизнес-модель очень мутная и во многом существует только благодаря протекции со стороны власти. То есть самые главные угрозы для бизнеса лежат вне влияния собственников бизнес. Например, завтра сменится новый мэр, отменит бесплатную парковку и привет бизнесу - таких вариантов можно придумать много. С интересом бы поглядел на P&L отчёт любого каршеринга, насколько там концы с концами не сходятся.

11
Ответить

абсолютно согласен. Тот же дептранс Мск "молится" в т.ч. на каршеринг в надежде на то, что он будет одним решений проблемы транспортного коллапса в городе. Но это как пытаться улучшить экологическую обстановку в городе местными электробусами, которые 7-8 месяцев в году работают на дизеле

1
Ответить

в США же каршеринг выглядит в основном иначе. Тот же Зипкар предлагает услуги по схеме 2-way car sharing service, т.е. где взял машину, туда ее и должен вернуть + аренда обычно почасовая. Европейский карширенг, с подачи Car2go, 1-way car sharing service, т.е. машину можно взять на несколько минут и бросить той локации, куда ты едешь.
С одной стороны, американская модель выглядит менее мобильной, с другой, хаоса на дорогах и стоянках от нее меньше.
Большое заблуждение, что каршеринг абсолютное благо для города. Это всё-таки средство передвижения частного характера, занимающее проезжую часть и являющееся конкурентом общественному транспорту. Поэтому количество каршеринговых авто и их стоянки необходимо контролировать и не допускать перманентного увеличения такого автопарка да еще и за счет городских льгот.

8
Ответить
Комментарий удалён модератором

Хватайте урбаниста!

1
Ответить