Движение «Педагоги-волонтеры» организовало 12 тысяч бесплатных онлайн-уроков для детей из бедных семей
Разбираем кейс и рассказываем, какие бизнес-инструменты пригодились НКО и волонтерам.
Активисты в Ульяновске начинали свое дело «Педагоги-волонтеры» в разгар пандемии летом 2020 года с команды из четырех человек. Уже к концу 2022-го в проекте участвовали 420 волонтеров-учителей в шести регионах страны. В итоге педагоги провели 12 тысяч бесплатных онлайн-уроков для полутора тысяч детей из бедных семей, детских домов и приютов. 68% одиннадцатиклассников из подопечных проекта поступили на бюджетные отделения вузов. 74% девятиклассников успешно сдали выпускные экзамены с первого раза. Для дополнительного образования на добровольных началах такие показатели в сухих цифрах – это оценка «хорошо», но для многих подростков – единственный шанс на счастливую жизнь.
Основатели движения «Педагоги-волонтеры» – Елена Сорокина и Константин Ильин, оба живут в Ульяновске. У них есть еще один некоммерческий проект – организация дополнительного образования «Профи-центр», в рамках которого оказывают помощь детям из неблагополучных семей. На нем они оттачивали мастерство для выхода на новый уровень.
Но прежде чем удалось грамотно выстроить работу, пришлось набить шишек.
Проблемы на взлете
Проект стартовал в июле 2020 года. Число телефонных звонков и заявок на онлайн-обучение в мессенджерах стремительно росло. Одному ребенку необходима помощь по трем основным предметам, по которым предстоит сдавать экзамены: по русскому, математике и английскому. Нужны 3 преподавателя и минимум 1 урок в неделю по каждой дисциплине. Так для 300 заявок нужно составить расписание на 3600 занятий в месяц.
Как правило, проблемы в любом волонтерском движении возникают на этапах:
– сбора заявок, где недопустима халатность, потому что она разрушает репутацию;
– работы с каждым подопечным, где важно выделить и контролировать каждый шаг;
– загрузки педагогов – они, по сути, добровольцы и проводят занятия в свободное время, а его всегда не хватает;
– формирования системы вознаграждений – на одном энтузиазме проект долго не продержится.
Не разрушить прекрасную идею и не выгореть на этапе реализации добровольцам помогли инструменты коммерции крупных компаний. Учредитель проекта Константин Ильин убедился, что технологии для корпоративного бизнеса – хорошее подспорье для образовательных некоммерческих организаций (НКО).
Инструмент №1: систематизация – всех по карточкам
Первое, что сделали организаторы движения педагогов-волонтеров, подключили «бизнесовую» CRM-систему. Сначала казалось, что сложный софт не подойдет для скромного НКО.
Сделки, принятые в структуре CRM-решения, стали карточками учеников, контакты – информацией о родителях или законных представителях ученика. В одной карточке хранится вся информация от учебного плана и заданий до записи звонков и отправленных SMS.
Настроили роботов и чат-боты – они оперативно сообщают ученикам о статусах рассмотрения заявок на обучение, дате входного теста, расписании. За пару кликов можно сделать рассылку всем сразу, а не писать каждому ученику. CRM-система позволяет быстро оценить и оперативно перераспределить нагрузку на педагогов. Хорошие учителя – редкость, их надо беречь.
Инструмент №2: наладить связь
По словам Елены Сорокиной, адекватная и постоянная коммуникация – это самое важное в работе волонтеров. У подопечных разные, часто непростые, жизненные обстоятельства, многие недооценивают важность образования. Если у них появилось желание позвонить и узнать информацию, а тем более поучаствовать в программе, то такие звонки и сообщения волонтеры не имеют права пропускать. Сейчас добровольцы принимают до 1200 звонков в месяц.
Как ни парадоксально, наладить связь оказалось непросто. Первоначально волонтеры использовали обычную стационарную АТС, но, в трубке часто что-то «шипело и булькало», а постоянно держать в штате технического специалиста для устранения неполадок было невозможно. АТС сменили на облачную, она хорошо показала себя в Ульяновской области. Но как только к проекту стали подключаться новые регионы, проявился главный недостаток: звонки на городской номер были очень дорогими. Для сокращения затрат необходимы федеральный номер и мобильная связь. Летом волонтеры перешли на корпоративную многоканальную АТС, выбрали вариант от Tele2. Дополнительное оборудование и технические специалисты не потребовались.
Инструмент №3: заготовить «плюшки» для педагогов
Сейчас бесплатно онлайн-уроки ведут более 400 педагогов из 75 регионов России, у каждого по одному или два урока в неделю. Еще 108 уже ушли из проекта, «текучка» в волонтерстве не редкость, в борьбе с ней тоже пригодился корпоративный подход.
Работа идет сразу по четырем направлениям: документы, подарки, навыки и минимизация расходов. Такой набор перекрывает потребности как новых волонтеров, так и «ветеранов».
За работу с подопечными проекта педагоги получают благодарности и сертификаты за успешную деятельность, что особенно важно для молодых специалистов. Они пригодятся учителям для портфолио, участия в конкурсах и заявок на гранты. За свою активность и количество проведенных уроков волонтерам также начисляют бонусы, которые можно обменять на что-то полезное или приятное на платформе «Педагогов-волонтеров». Например, сертификат на пиццу или доступ к онлайн-занятиям, возможность подключить «платный» Яндекс.Диск бесплатно. Также волонтеры и члены их семей могут получить скидку 20% на мобильную связь, подключившись к корпоративному тарифу «Бизнес-окружение». Для тех, кому важно личное общение, проходят очные встречи, деловые игры или мастер-классы в формате перезагрузки и часто никак не связанные с деятельностью учителя.
Сейчас проект педагогов-волонтеров работает в Ульяновской, Московской и Ростовской областях, Приморском крае, Республиках Бурятии и Алтай. Добровольцы бесплатно онлайн обучают детей с 1 по 11 класс по восьми школьным предметам, а еще игре на флейте и фортепиано. Елена и Константин говорят, сами не верили, что сработает, но подопечные уже уверенно исполняют простые произведения. В планах на следующий год – запуск проекта еще в пяти регионах.
Текст подготовлен Анной Барановской
Молодцы! Большое вам спасибо!
Благодаря вам в сердцах детей не умирает вера в добро.
Ух ты, уже пошли комментарии. Спасибо от всей команды
Константин, приветствую. У меня благотворительный фонд на Донбассе, давайте познакомимся, возможно получится помочь детям Донбасса
Бесплатное образование уже отменили?
Разрыв между школой и ВУЗом всё больше и больше?
Да, не ту проблему они решают. Чтобы решить проблему молодого населения, надо сначала решить проблему с престарелым.
не отменили,но оно уступает частному
уступает это мягко сказано(
Отличный проект. Даже немного завидно. В Дальше в ПФО расширяться не планируете? Или задача охватить дальние территории?
Пока мы старались охватить каждый округ хотя бы по одному региону. Выбираем регионы по цифрам: показатель уровня качества образования (Рособрнадзор, Минпрос) + статистика по уровню бедности (Росстат) + процент поступающих в вузы, колледжи и пр.
Очень хотим в ПФО взять новые регионы, но уже в следующем году. Предлагайте.
Проблема с учителями в районах Нижегородской области. Очень много школ закрыли как малокомплектные в 2011-2015 годах, подушевое финансирование и все такое. Учителя уехали в город, новых нет.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А бесплатный интернет они им тоже организовали?
Звучит не очень: педо-волонтёры какие-то, пока выговоришь - язык сломаешь.
Да и история у Елены прохладная - жалуется что не поступила на инъяз, получается признаёт, что занимается не своим делом, не тем что хотела.
Всё это волонтёрство выходит только ширма как и натянутые американские улыбки?