Почему закрыли ЮКОС?

В 2003 году крупнейшая компания нефтедобычи была обвинена в мошенничестве и уклонении от налогов. В результате залогового аукциона группа активов, включая Юганскнефтегаз были переданы под контроль группе Менатеп.

Под руководством Михаила Ходорковского, Платона Лебедева группа ЮКОС наращивала темпы добычи, консолидировала активы, выкупила Сибнефть и стала крупнейшей по добыче. В то же время по различным оценкам ЮКОС недоплатила в бюджет до $51 млрд.

Официально, однако, налоговые претензии к ЮКОСу составили 17,4 млрд руб. (около $600 млн). ЮКОС, как и Enron, использовал недостатки законодательства в свою пользу.

Компания пользовалась региональными налоговыми льготами и инвестиционными каникулами. Каждая льгота сама по себе была законной, но вместе они образовали систему ухода от налогов. Например, уход от НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) с помощью льготы на скважинную жидкость (больше нет такой лазейки). Скважинная жидкость — это то, что добывается из недр (смесь нефти, газа и воды). Затем она проходит первичную обработку и продаётся как товарная нефть. ЮКОС использовал лазейку в НДПИ (налоге на добычу полезных ископаемых), согласно которой налогом облагалась только товарная нефть, а скважинная жидкость — нет.

Добывающие компании перепродавали связанным структурам скважинную жидкость, которые, по сути, на месте её обрабатывали и продавали уже как товарную. Эта схема позволяла значительно сэкономить. Потом уже при экспорте нефть продавалась по заниженной цене компаниям на Кипре, которые, в свою очередь, реализовывали её конечным покупателям уже по рыночным ценам. Это позволяло оставить всю прибыль в офшоре, где ставка налога составляла 0 % или 5 % на дивиденды.

В 2005 г. Мещанский суд Москвы признал Михаила Ходорковского и Платона Лебедева виновными в мошенничестве и уклонении от налогов, приговорив каждого к девяти годам заключения. В 2006 году банки-кредиторы инициировали банкротство компании, а в ноябре 2007 г. Арбитражный суд постановил ликвидировать ЮКОС.

Надо сказать, что не один только ЮКОС использовал различные схемы законной «налоговой оптимизации». На тот момент она не считалась незаконной — максимум агрессивной, но судебной практики, рассматривавшей такие действия как мошенничество, ещё не было, а этические нормы в этом вопросе были иными. Аудитор PwC подписывал отчётность без каких-либо оговорок, но позже отозвал свои заключения за все годы. Более того, у меня в университете был курс по налоговой оптимизации, где нам рассказывали про офшоры и способы экономии на налоге за счет соглашений об избежании двойного налогообложения и никто не считал тогда, что в этом что-то есть незаконное или хотя бы неэтичное.

Налоговая политика давно пересмотрена: льготные режимы отменены, ужесточены правила трансфертного ценообразования и контроля за офшорными операциями. Государство пристально следит за трансфертными ценами, а Кипр и другие офшоры с начала 2022 года больше не играют значительной роли. Сейчас Юганскнефтегаз — входит в состав Роснефти. Ходорковский уже вышел на свободу и продолжает политическую деятельность. Бывшие акционеры ЮКОСа пытаются взыскать с РФ убытки, полагая, что ликвидация компании была незаконной и политически обусловленной.

Подписывайтесь на Telegram Самые умные парни в комнате.

1 комментарий