{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

3 неочевидные ошибки в бизнесе и способы их решения: опыт реальных предпринимателей

Многие считают, что бизнес начинается с появлением идеи. Бывалые предприниматели говорят, что проект становится бизнесовым после первых факапов и прибыли. У каждого ошибки свои: кто-то начинает не с продукта, а с маркетинга (создания сайта и подбора шаблонов для бизнеса), кто-то — из закупки дорогостоящего оборудования и годовой аренды. Мало кто сразу углубляется в нюансы выбранных ниш и то, что для одних стало успешным успехом, у других оказалось полным провалом. И в сегодняшнем материале мы собрали 3 неожиданных ошибки в построении бизнеса на реальном опыте реальных предпринимателей с их советами.

Ошибка №1. Перекос в сторону продаж и отсутствие контроля качества продукта

Когда человек начинает работать над собственным делом, он, конечно же, в первую очередь продумывает всё, что касается продукта. В целом, ничего плохого в этом нет, но над улучшением товара или услуги нужно думать и действовать постоянно. Иначе случится следующая ошибка — захочется прибыль побольше и цены поднять повыше, а клиенты не поймут такого решения (ценность не донесена) и уйдут.

Реальный пример

Подобная проблема случилась у Евгения Куракова (компания «Ели-Худели»), когда он развивал бизнес по продаже наборов полезной еды. Первое время он постоянно контролировал качество продуктов, участвовал в разработке меню, дегустировал, проверял работу курьеров. Позже Евгений решил расширяться и открывать точки-франшизы в других городах с кухнями на аутсорсинге. Дошло до того, что он вообще не знал, кто, в каком городе и какое меню готовил, насколько это было вкусно и соответствовало политике компании.

Вышло так, что франшизы продавались очень хорошо, а вот сама продукция — плохо. А когда начали поступать первые негативные отзывы, Евгений решил все протестировать и после принял решение сократить количество точек, управляющую команду и инвестировать деньги в продукт и в рекламу. Сделал он это вовремя и бизнес удалось спасти.

Решения и советы

  1. Делегирование — не бред, а реальное решение. Один человек заниматься всем не может, поэтому продажи можно доверить отделу продаж или в начале одному-двум менеджерам (и контролировать их действия), а самому вместе с другими членами команды улучшать продукт — приглашать фокус-группы, нанимать региональных управляющих (если у вас сеть, франшизы), тестировать изменения на соответствующих группах.
  2. Контроль — ваше все. Где нет контроля, там точно рано или поздно начнется анархия, непонимание ценностей и миссии, упадок бизнеса.
  3. Сегодня без рекламы никак. Кто бы не говорил, что хороший продукт сам себя продает, но нужно обязательно быть на тех площадках, на которых находится целевая аудитория (соцсети, сайт и поисковая система).

Ошибка №2. Выбор рандомного бизнес-партнера

Типичный мотив для появления этого факапа — страх начать что-то делать одному. Кажется, что с другом или братом будет проще, надежнее, да и вообще «две головы лучше, чем одна». Может, и лучше, но только до первых проблем, которые никто не хочет решать, и серьезной прибыли, которую никто не хочет честно делить.

Хуже всего, когда двое людей идут на партнерство, думая «потом разберемся, как разделим прибыль» и оценивая партнера как классного друга, а не как личность и предпринимателя. В итоге получаются обманы, ссоры, потеря денег и друзей, родственников.

Реальный пример

Такая ситуация произошла у Максима Тушкова (сеть «Грильница»), у которого было 4 бизнеса. Каждый из них он делал с друзьями, но один раз вышел абсолютно неудачным… для товарища. Началось все с того, что Максим увидел перспективу в нише климатического оборудования. Его друг был отличным специалистом в похожем сегменте — сантехнике, и имел свою бригаду, но заработок у него был в разы ниже, чем у установщиков кондиционеров. Максим предложил переквалифицироваться и выйти на новый рынок и занять лидерские позиции, с чем товарищ согласился. И как только ребята вышли в плюс (а это случилось в первый же месяц работы), начались первые проблемы — другу показалось, что доход небольшой. А когда цифры через 2 месяца увеличились почти в 10 раз, не хотел делить прибыль.

Ребята мирно разошлись и Максим занимался бизнесом сам. Обесценивание со стороны друга, который не признавал весомого вклада Тушкова (а ведь без него не было никаких клиентов), заставило его так поступить. В итоге бизнес быстро развивался, Максим вывел его в ТОП-2 компаний на рынке, и через год продал тому же другу. Отношения наладились, но работать как партнеры больше не решались.

Решения и советы

  1. Бизнес-партнера нужно выбирать по некоторым признакам. Как минимум, нужно сразу понимать, чем человек будет полезен — опытом, умениями, личными качествами. Также его сильные стороны не должны совпадать с вашими достоинствами. Наоборот, вы должны дополнять друг друга и перекрывать слабые стороны. Например, один отлично разбирается в маркетинге и продажах, а второй умеет сделать качественный продукт и наладить все процессы в команде. Если еще и по ценности совпасть, то это вообще идеальный расклад.
  2. Все детали сотрудничества нужно обсудить сразу и заверить договором. Вот это «как-нибудь по ходу разберемся» не работает. Нужно сразу обсудить и решить, кто за что будет отвечать, как будет разделяться прибыль, у кого какие обязанности и зоны ответственности, кто сколько времени сможет уделять и т.д. Кстати, по словам многих предпринимателей, никогда не нужно делить прибыль «50/50». Перевес в одну сторону должен быть обязательно, хотя бы «49/51», чтобы не было перекладывания ответственности и обид.
  3. У каждого должен быть одинаковый доступ ко всей информации касательно бизнеса. Никакой черной бухгалтерии, скрытых показателей и затрат.

Ошибка №3. Изменения сразу выпускают в свет без чекинга

Часто начинающие предприниматели думают, что внедрить какое-то мелкое изменение — дело 5 минут и зачем вообще по этому поводу переживать. Они не думают о том, что пользователям это можно быть неудобно и непривычно, ни о каких новинках не предупреждают, а делают вид, будто всё, как и раньше. В итоге клиент может запутаться, не понять, что происходит и уйти к конкуренту, который о всех новинках рассказывает, показывает как с ними работать и вообще держит в курсе происходящего.

Реальный пример

Подобный факап раз случился у Юлии Алексеевой (турагентство Zabugor.com). Она просто решила сменить одну IP-телефонию на другую, решив для себя, что это займет 2-3 дня и она точно справиться за выходные. Но она не справилась и даже спустя месяц. В итоге старые телефонные линии были закрыты, новые — еще не открыты, а в ее сегменте (продажа элитных туров) это был высокий сезон с максимальным количеством заказов. Проблему решили через 1,5 месяца, при этом потеряли где-то $100 000.

Решения и советы

  1. Изменения лучше внедрять до пикового по продажам и запросам сезона. Если у вас это сентябрь, то все работы лучше завершить к 20-м числам августа и успеть поделиться новостью с потенциальными клиентами.
  2. Все новинки обязательно тестировать хотя бы на небольшой фокус-группе. Даже если вы просто выпускаете инфопродукт или добавляете новый кофейный напиток в меню. Лучше пусть это протестирует 10-20 человек, честно поделятся впечатлениями и позволят доработать желаемое до нормального уровня. Репутация и имидж дороже скорости.
  3. Изменения — это всегда долго. Если вам кажется, что справитесь за 5 дней, лучше закладывать на это 30. Да, может, вы успеете все сделать быстрее и это будет круто. Но если наоборот, да еще и с публичными обещаниями, то доверие к вам и бизнесу упадет сразу же.

Заключение

Конечно, бизнес без факапов — это не бизнес. И ошибки нужно воспринимать как активное движение и вызов сделать свое дело лучше, а не с негативом.

Что касается перечисленных факапов, то можно сделать такие выводы:

  1. Реклама — это важно. Если она будет качественной, яркой и станет закрывать боли ЦА, то о продажах можно не беспокоиться. Если аудитория находится в Фейсбуке или Инстаграме, воспользуйтесь фирменными шаблонами для социальных сетей, если ищет вас через поисковые системы — темами для сайтов, плагинами, виджетами.
  2. Когда пытаетесь поднять продажи, не забывайте работать над продуктом.
  3. Все изменения тестируйте на фокус-группах и помните, что их внедрение не будет быстрым.
  4. В партнеры выбирайте людей, которым доверяете и которые готовы вести бизнес серьезно, ответственно и равноценно вкладываться в него.
0
1 комментарий
iMAX

Бизнес без факапов — это не бизнес, статья без неуместных англицизмов — это не статья.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда