3 неочевидные ошибки в бизнесе и способы их решения: опыт реальных предпринимателей
Многие считают, что бизнес начинается с появлением идеи. Бывалые предприниматели говорят, что проект становится бизнесовым после первых факапов и прибыли. У каждого ошибки свои: кто-то начинает не с продукта, а с маркетинга (создания сайта и подбора шаблонов для бизнеса), кто-то — из закупки дорогостоящего оборудования и годовой аренды. Мало кто сразу углубляется в нюансы выбранных ниш и то, что для одних стало успешным успехом, у других оказалось полным провалом. И в сегодняшнем материале мы собрали 3 неожиданных ошибки в построении бизнеса на реальном опыте реальных предпринимателей с их советами.
Ошибка №1. Перекос в сторону продаж и отсутствие контроля качества продукта
Когда человек начинает работать над собственным делом, он, конечно же, в первую очередь продумывает всё, что касается продукта. В целом, ничего плохого в этом нет, но над улучшением товара или услуги нужно думать и действовать постоянно. Иначе случится следующая ошибка — захочется прибыль побольше и цены поднять повыше, а клиенты не поймут такого решения (ценность не донесена) и уйдут.
Реальный пример
Подобная проблема случилась у Евгения Куракова (компания «Ели-Худели»), когда он развивал бизнес по продаже наборов полезной еды. Первое время он постоянно контролировал качество продуктов, участвовал в разработке меню, дегустировал, проверял работу курьеров. Позже Евгений решил расширяться и открывать точки-франшизы в других городах с кухнями на аутсорсинге. Дошло до того, что он вообще не знал, кто, в каком городе и какое меню готовил, насколько это было вкусно и соответствовало политике компании.
Вышло так, что франшизы продавались очень хорошо, а вот сама продукция — плохо. А когда начали поступать первые негативные отзывы, Евгений решил все протестировать и после принял решение сократить количество точек, управляющую команду и инвестировать деньги в продукт и в рекламу. Сделал он это вовремя и бизнес удалось спасти.
Решения и советы
- Делегирование — не бред, а реальное решение. Один человек заниматься всем не может, поэтому продажи можно доверить отделу продаж или в начале одному-двум менеджерам (и контролировать их действия), а самому вместе с другими членами команды улучшать продукт — приглашать фокус-группы, нанимать региональных управляющих (если у вас сеть, франшизы), тестировать изменения на соответствующих группах.
- Контроль — ваше все. Где нет контроля, там точно рано или поздно начнется анархия, непонимание ценностей и миссии, упадок бизнеса.
- Сегодня без рекламы никак. Кто бы не говорил, что хороший продукт сам себя продает, но нужно обязательно быть на тех площадках, на которых находится целевая аудитория (соцсети, сайт и поисковая система).
Ошибка №2. Выбор рандомного бизнес-партнера
Типичный мотив для появления этого факапа — страх начать что-то делать одному. Кажется, что с другом или братом будет проще, надежнее, да и вообще «две головы лучше, чем одна». Может, и лучше, но только до первых проблем, которые никто не хочет решать, и серьезной прибыли, которую никто не хочет честно делить.
Хуже всего, когда двое людей идут на партнерство, думая «потом разберемся, как разделим прибыль» и оценивая партнера как классного друга, а не как личность и предпринимателя. В итоге получаются обманы, ссоры, потеря денег и друзей, родственников.
Реальный пример
Такая ситуация произошла у Максима Тушкова (сеть «Грильница»), у которого было 4 бизнеса. Каждый из них он делал с друзьями, но один раз вышел абсолютно неудачным… для товарища. Началось все с того, что Максим увидел перспективу в нише климатического оборудования. Его друг был отличным специалистом в похожем сегменте — сантехнике, и имел свою бригаду, но заработок у него был в разы ниже, чем у установщиков кондиционеров. Максим предложил переквалифицироваться и выйти на новый рынок и занять лидерские позиции, с чем товарищ согласился. И как только ребята вышли в плюс (а это случилось в первый же месяц работы), начались первые проблемы — другу показалось, что доход небольшой. А когда цифры через 2 месяца увеличились почти в 10 раз, не хотел делить прибыль.
Ребята мирно разошлись и Максим занимался бизнесом сам. Обесценивание со стороны друга, который не признавал весомого вклада Тушкова (а ведь без него не было никаких клиентов), заставило его так поступить. В итоге бизнес быстро развивался, Максим вывел его в ТОП-2 компаний на рынке, и через год продал тому же другу. Отношения наладились, но работать как партнеры больше не решались.
Решения и советы
- Бизнес-партнера нужно выбирать по некоторым признакам. Как минимум, нужно сразу понимать, чем человек будет полезен — опытом, умениями, личными качествами. Также его сильные стороны не должны совпадать с вашими достоинствами. Наоборот, вы должны дополнять друг друга и перекрывать слабые стороны. Например, один отлично разбирается в маркетинге и продажах, а второй умеет сделать качественный продукт и наладить все процессы в команде. Если еще и по ценности совпасть, то это вообще идеальный расклад.
- Все детали сотрудничества нужно обсудить сразу и заверить договором. Вот это «как-нибудь по ходу разберемся» не работает. Нужно сразу обсудить и решить, кто за что будет отвечать, как будет разделяться прибыль, у кого какие обязанности и зоны ответственности, кто сколько времени сможет уделять и т.д. Кстати, по словам многих предпринимателей, никогда не нужно делить прибыль «50/50». Перевес в одну сторону должен быть обязательно, хотя бы «49/51», чтобы не было перекладывания ответственности и обид.
- У каждого должен быть одинаковый доступ ко всей информации касательно бизнеса. Никакой черной бухгалтерии, скрытых показателей и затрат.
Ошибка №3. Изменения сразу выпускают в свет без чекинга
Часто начинающие предприниматели думают, что внедрить какое-то мелкое изменение — дело 5 минут и зачем вообще по этому поводу переживать. Они не думают о том, что пользователям это можно быть неудобно и непривычно, ни о каких новинках не предупреждают, а делают вид, будто всё, как и раньше. В итоге клиент может запутаться, не понять, что происходит и уйти к конкуренту, который о всех новинках рассказывает, показывает как с ними работать и вообще держит в курсе происходящего.
Реальный пример
Подобный факап раз случился у Юлии Алексеевой (турагентство Zabugor.com). Она просто решила сменить одну IP-телефонию на другую, решив для себя, что это займет 2-3 дня и она точно справиться за выходные. Но она не справилась и даже спустя месяц. В итоге старые телефонные линии были закрыты, новые — еще не открыты, а в ее сегменте (продажа элитных туров) это был высокий сезон с максимальным количеством заказов. Проблему решили через 1,5 месяца, при этом потеряли где-то $100 000.
Решения и советы
- Изменения лучше внедрять до пикового по продажам и запросам сезона. Если у вас это сентябрь, то все работы лучше завершить к 20-м числам августа и успеть поделиться новостью с потенциальными клиентами.
- Все новинки обязательно тестировать хотя бы на небольшой фокус-группе. Даже если вы просто выпускаете инфопродукт или добавляете новый кофейный напиток в меню. Лучше пусть это протестирует 10-20 человек, честно поделятся впечатлениями и позволят доработать желаемое до нормального уровня. Репутация и имидж дороже скорости.
- Изменения — это всегда долго. Если вам кажется, что справитесь за 5 дней, лучше закладывать на это 30. Да, может, вы успеете все сделать быстрее и это будет круто. Но если наоборот, да еще и с публичными обещаниями, то доверие к вам и бизнесу упадет сразу же.
Заключение
Конечно, бизнес без факапов — это не бизнес. И ошибки нужно воспринимать как активное движение и вызов сделать свое дело лучше, а не с негативом.
Что касается перечисленных факапов, то можно сделать такие выводы:
- Реклама — это важно. Если она будет качественной, яркой и станет закрывать боли ЦА, то о продажах можно не беспокоиться. Если аудитория находится в Фейсбуке или Инстаграме, воспользуйтесь фирменными шаблонами для социальных сетей, если ищет вас через поисковые системы — темами для сайтов, плагинами, виджетами.
- Когда пытаетесь поднять продажи, не забывайте работать над продуктом.
- Все изменения тестируйте на фокус-группах и помните, что их внедрение не будет быстрым.
- В партнеры выбирайте людей, которым доверяете и которые готовы вести бизнес серьезно, ответственно и равноценно вкладываться в него.
Бизнес без факапов — это не бизнес, статья без неуместных англицизмов — это не статья.