IT в Турции глазами CTO самого большого маркетплейса
Гостем нового выпуска подкаста Doubletapp «Что-то на программистском» стал СТО крупнейшего турецкого маркетплейса Hepsiburada Алексей Шевенков. Он рассказал о своей работе в Яндексе, которому посвятил больше 15 лет, о том, почему принял офер от Hepsiburada и переехал в Турцию, чем примечательна бизнес-модель его новой компании, в чем отличие местных разработчиков и как восточный менталитет отражается на отношениях в коллективе.
В этом тексте мы собрали некоторые мысли Алексея. Полную версию интервью можно посмотреть на YouTube и послушать на любой удобной площадке.
Вместо предисловия: СЕО Doubletapp Сергей Анчутин – о госте подкаста
О трансформации Яндекс Маркета из агрегатора в маркетплейс
«Весь 2017 год мы пытались найти такую структуру, при которой CPA будет более качественно работать. Есть идея — я до сих пор не знаю, правда оно или не правда — почему CPA не взлетел: мы не контролировали, что происходит с товаром. То есть мы отправляли заказ в магазин, получали оплату, а дальше, что магазин доставлял, делал, мы не всегда знали. В какой-то момент скопилось огромное количество заказов, мы не знали, что с ними произошло, доставили или нет — они там висели. Просто магазин не приходит и не закрывает заказ, что он доставлен.
И мы начали с того, что, грубо говоря, сделали fulfillment с каким-то из мерчантов и начали пробовать, тестировать, потому что мы уже знали — есть товар, нет товара на складе, какой остаток.
В конце 2017-го мы начали делать "Беру", и в 2018-м мы его запустили. По сути дела "Беру" отличался от предыдущего Маркета только наличием собственных продаж.
Да вы что, господь с вами, мы в интернете ищем. Продавать? Никогда! Вот потом как-то получилось, не так страшно оказалось, не сложно».
О работе над собой
Когда среди руководителей Яндекс Маркета провели первую оценку по методу «360°» (каждый сотрудник дает оценку своим коллегам), получил худший результат.
«По профессиональной части, по хардам все говорили, что вообще отличный парень, классный, дело знает, но вести себя не умеет, раздражительный, вспыльчивый, невозможно договориться — и так далее. И мне так стало обидно, потому что в глубине души я человек-то хороший, и все это я как раз воспринимал как "да нет же, я хочу, чтобы лучше, я должен бороться, сопротивляться" и так далее. Поэтому стал за собой замечать, где я конфликтую, зачем, почему, анализировать, пытаться приостанавливать себя.
Через год опять делали "360°", и у меня там все "позеленело" в плане оценок. И я понял, что надо на это обращать внимание. Это не дело, когда команда, с которой ты работаешь, не может с тобой работать. Мне это очень помогло, я до сих пор многим рассказываю, потому что я вижу, что людям, особенно которые болеют за свою работу, очень сложно остановиться и не наговорить ерунды».
О переходе из Яндекса в Hepsiburada
В 2021 году Алексей стал СТО крупнейшего турецкого маркетплейса Hepsiburada. Предшествовала этому долгая история «знакомства».
«Когда Яндекс выходил в Турцию, Hepsiburada была суперлидером вообще в e-com. Мы делали price comparison, естественно, без Hepsiburada как вообще быть? Маркет просто собирал фиды XML. Поскольку все магазины в России знают, что такое Маркет, XML сделать легко. Приходишь в Турцию — никто тебя не знает, никто никакой XML тебе делать не будет. И мы тогда придумали: а давайте их парсить. И вот мы начали парсить Hepsiburada, они нас забанили, и мы какое-то время были без них.
Потом, в 2018 году, мы с ними делали кроссбордер, Bringly (маркетплейс для покупок товаров из-за рубежа. — Прим. ред.), доставляли товары из Турции в Россию. И когда мне предложили с ними пообщаться, мне просто было интересно. Пока мы с ними общались, летом 2021-го они вышли на IPO. Для меня это был просто большой челлендж, поэтому мне было интересно, я принял офер».
Примечательно, что Алексей Шевенков — единственный экспат в Hepsiburada. На вопрос, почему компания решила привлечь человека со стороны, из другой страны, с другой ментальностью, он отвечает:
В Турции маркетплейсов три. Один (Trendyol) — как раз самый большой конкурент, из него они вряд ли бы смогли схантить СТО. Один (N11) совсем уже маленький, почти закончился. И Hepsiburada. И потом, в Турции до сих пор — после выхода Яндекса сюда — Яндекс уважают, знают очень хорошо как технологическую компанию».
О преимуществах аутстафа
Турецкие компании активно используют аутстафинг — аренду персонала. В Hepsiburada, в частности, на аутстафе работают до 15% разработчиков. Плюсов в этом формате Алексей видит как минимум два. Первый — гибкость: аутстаф-сотрудника при необходимости можно быстро «отключить». Второй — возможность привлекать специалистов, которых политика компании не позволяет нанять в штат.
«Мы стараемся набирать и нанимать готовых людей с опытом. Но есть огромный пласт хороших ребят, которые либо выпустились, либо выпускаются из университета, которые уже умеют программировать и вполне могут "струячить" код ночами. Мы их, исходя из политики компании, особо не нанимаем. Но у нас есть аутстаф-партнер, который поставил на поток подготовку таких ребят. В основателях этой компании профессор университета. У него четкая программа трехмесячная: условно, несколько раз в неделю он их готовит, учит, как промышленно программировать. И дальше мы их нанимаем у него как аутстаф. И это готовые ребята. Хотя, конечно, мне кажется, это такой период развития рынка, и рынок идет все-таки в in-house, к тому, чтобы создавать свои команды».
Об отношении к образованию в Турции
На вопрос, почему место учебы играет такую роль, Алексей отвечает: во-первых, это четкий критерий, во-вторых, в Турции действительно много сильных технических университетов, и обучение в них становится своего рода фичей.
Очень откликается цитата про важность тактичной и уважительной коммуникации. Здорово, когда человек понимает, что это большая ценность.
Согласна, удивительно слышать от большого начальника, что ему важна атмосфера в компании, что нужно быть тактичным и ставить себя на место подчиненного, а не жрать людей и выкидывать выгоревших за борт.
Очень круто! Пошла смотреть выпуск
Отличная статья!