(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95489336, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95489336, 'hit', window.location.href);

IT в Турции глазами CTO самого большого маркетплейса

Гостем нового выпуска подкаста Doubletapp «Что-то на программистском» стал СТО крупнейшего турецкого маркетплейса Hepsiburada Алексей Шевенков. Он рассказал о своей работе в Яндексе, которому посвятил больше 15 лет, о том, почему принял офер от Hepsiburada и переехал в Турцию, чем примечательна бизнес-модель его новой компании, в чем отличие местных разработчиков и как восточный менталитет отражается на отношениях в коллективе.

В этом тексте мы собрали некоторые мысли Алексея. Полную версию интервью можно посмотреть на YouTube и послушать на любой удобной площадке.

Вместо предисловия: СЕО Doubletapp Сергей Анчутин – о госте подкаста

Алексей Шевенков 12 лет занимал должность CTO Яндекс Маркета — при пяти совершенно разных СЕО, при разных концепциях и бизнес-моделях. За это время он вырастил из просто сервиса, небольшой компании, состоящей из нескольких десятков человек, самостоятельный бизнес-юнит, который вошел в сделку со Сбером (а затем вышел из нее) и который является одним из лидеров современного e-com в России.

А потом Алексей решил бросить себе новый вызов, переехав в абсолютно незнакомую среду, в другую культуру, в компанию, в которой ноль русскоязычных сотрудников, но которая тоже работает в сфере e-com — в турецкую Hepsiburada, заняв там позицию технического директора.

В подкасте мы поговорили о том, как это получилось, чем Турция отличается от России в плане IT и возможно ли российский опыт в IT, в управлении, в стиле выстраивания компании применять уже на других рынках и в других культурах.

О трансформации Яндекс Маркета из агрегатора в маркетплейс

«Весь 2017 год мы пытались найти такую структуру, при которой CPA будет более качественно работать. Есть идея — я до сих пор не знаю, правда оно или не правда — почему CPA не взлетел: мы не контролировали, что происходит с товаром. То есть мы отправляли заказ в магазин, получали оплату, а дальше, что магазин доставлял, делал, мы не всегда знали. В какой-то момент скопилось огромное количество заказов, мы не знали, что с ними произошло, доставили или нет — они там висели. Просто магазин не приходит и не закрывает заказ, что он доставлен.

И мы начали с того, что, грубо говоря, сделали fulfillment с каким-то из мерчантов и начали пробовать, тестировать, потому что мы уже знали — есть товар, нет товара на складе, какой остаток.

В конце 2017-го мы начали делать "Беру", и в 2018-м мы его запустили. По сути дела "Беру" отличался от предыдущего Маркета только наличием собственных продаж.

Вся эта история, вне зависимости от того, был это период, когда мы экспериментировали первый раз или уже расширяли, масштабировали, происходила очень постепенно, шаг за шагом. То есть то, что получилось в конце — собственные продажи с семью или восемью складами, с собственной курьерской доставкой, с тремя или четырьмя разными моделями — всё выросло не так, что "давайте за два года напилим семь складов, собственную доставку и фулфилмент, и вот это всё с роботами", а вырастало шаг за шагом, каждый год что-то добавлялось. Яндекс никогда не думал, что будет владеть собственными товарами.

Да вы что, господь с вами, мы в интернете ищем. Продавать? Никогда! Вот потом как-то получилось, не так страшно оказалось, не сложно».

Также у нас на канале есть выпуск с бывшим CEO Яндекса Павлом Алешиным.
О том, как он ушел из Яндекса в Skillbox, EBAC Online и обратно в Яндекс — смотри в подкасте ЧТНП.

О работе над собой

Когда среди руководителей Яндекс Маркета провели первую оценку по методу «360°» (каждый сотрудник дает оценку своим коллегам), получил худший результат.

«По профессиональной части, по хардам все говорили, что вообще отличный парень, классный, дело знает, но вести себя не умеет, раздражительный, вспыльчивый, невозможно договориться — и так далее. И мне так стало обидно, потому что в глубине души я человек-то хороший, и все это я как раз воспринимал как "да нет же, я хочу, чтобы лучше, я должен бороться, сопротивляться" и так далее. Поэтому стал за собой замечать, где я конфликтую, зачем, почему, анализировать, пытаться приостанавливать себя.

Через год опять делали "360°", и у меня там все "позеленело" в плане оценок. И я понял, что надо на это обращать внимание. Это не дело, когда команда, с которой ты работаешь, не может с тобой работать. Мне это очень помогло, я до сих пор многим рассказываю, потому что я вижу, что людям, особенно которые болеют за свою работу, очень сложно остановиться и не наговорить ерунды».

Нужно учиться коммуницировать вменяемо, с доводами. Если ты ставишь себя на место другого человека и понимаешь его доводы, то тебе проще и свои доводы донести. И вот это мастерство нужно оттачивать. Не мастерство "давай подеремся и поконфликтуем", а мастерство донести свои доводы, объяснить и попытаться убедить в правоте».

О переходе из Яндекса в Hepsiburada

В 2021 году Алексей стал СТО крупнейшего турецкого маркетплейса Hepsiburada. Предшествовала этому долгая история «знакомства».

«Когда Яндекс выходил в Турцию, Hepsiburada была суперлидером вообще в e-com. Мы делали price comparison, естественно, без Hepsiburada как вообще быть? Маркет просто собирал фиды XML. Поскольку все магазины в России знают, что такое Маркет, XML сделать легко. Приходишь в Турцию — никто тебя не знает, никто никакой XML тебе делать не будет. И мы тогда придумали: а давайте их парсить. И вот мы начали парсить Hepsiburada, они нас забанили, и мы какое-то время были без них.

Потом, в 2018 году, мы с ними делали кроссбордер, Bringly (маркетплейс для покупок товаров из-за рубежа. — Прим. ред.), доставляли товары из Турции в Россию. И когда мне предложили с ними пообщаться, мне просто было интересно. Пока мы с ними общались, летом 2021-го они вышли на IPO. Для меня это был просто большой челлендж, поэтому мне было интересно, я принял офер».

Примечательно, что Алексей Шевенков — единственный экспат в Hepsiburada. На вопрос, почему компания решила привлечь человека со стороны, из другой страны, с другой ментальностью, он отвечает:

Им было очень удобно, что я занимаюсь таким же сервисом. Они делают superapplication, у них тоже есть быстрая доставка — Hepsiexpress, маркетплейс практически один в один. Я когда пришел сюда, у меня флешбек за флешбеком был: те же самые проблемы, те же самые решения, те же самые задачи: мэтчинг, репленишмент, прайсинг, рекомендации, поиск. Все то же самое. Мне кажется, что в мире можно людей, которые занимаются ровно тем же самым, пересчитать на пальцах одной руки.

В Турции маркетплейсов три. Один (Trendyol) — как раз самый большой конкурент, из него они вряд ли бы смогли схантить СТО. Один (N11) совсем уже маленький, почти закончился. И Hepsiburada. И потом, в Турции до сих пор — после выхода Яндекса сюда — Яндекс уважают, знают очень хорошо как технологическую компанию».

О преимуществах аутстафа

Подробнее о том, что такое аутстаф и зачем он нужен, читайте на сайте Doubletapp.

Турецкие компании активно используют аутстафинг — аренду персонала. В Hepsiburada, в частности, на аутстафе работают до 15% разработчиков. Плюсов в этом формате Алексей видит как минимум два. Первый — гибкость: аутстаф-сотрудника при необходимости можно быстро «отключить». Второй — возможность привлекать специалистов, которых политика компании не позволяет нанять в штат.

«Мы стараемся набирать и нанимать готовых людей с опытом. Но есть огромный пласт хороших ребят, которые либо выпустились, либо выпускаются из университета, которые уже умеют программировать и вполне могут "струячить" код ночами. Мы их, исходя из политики компании, особо не нанимаем. Но у нас есть аутстаф-партнер, который поставил на поток подготовку таких ребят. В основателях этой компании профессор университета. У него четкая программа трехмесячная: условно, несколько раз в неделю он их готовит, учит, как промышленно программировать. И дальше мы их нанимаем у него как аутстаф. И это готовые ребята. Хотя, конечно, мне кажется, это такой период развития рынка, и рынок идет все-таки в in-house, к тому, чтобы создавать свои команды».

Об отношении к образованию в Турции

В Турции образование очень ценится. Даже через 15 лет после того, как ты выпустился из университета, одна из первых вещей, на которую смотрят в резюме — это твой университет. Даже через 15 лет, вне зависимости от того, в каких суперкомпаниях ты ни проработал, такие типа: "О, а университет у него самый лучший". И ты такой: "Блин, он в универе учился шесть лет, и после этого 15 лет работал в куче других компаний, и ты смотришь на университет?" И это сквозит везде. Вплоть до того, что "давайте нанимать только из лучших университетов, вот этих вот", и неважно, как он прошел собеседование».

На вопрос, почему место учебы играет такую роль, Алексей отвечает: во-первых, это четкий критерий, во-вторых, в Турции действительно много сильных технических университетов, и обучение в них становится своего рода фичей.

«Что-то на программистском» (ЧТНП) — подкаст компании Doubletapp со спикерами из разработки, дизайна, машинного обучения, IT-образования и топ-менеджмента. Длинно, глубоко, фактурно.

Смотрите и слушайте.

0
4 комментария
Светлана Прохорова

Очень откликается цитата про важность тактичной и уважительной коммуникации. Здорово, когда человек понимает, что это большая ценность.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ц

Согласна, удивительно слышать от большого начальника, что ему важна атмосфера в компании, что нужно быть тактичным и ставить себя на место подчиненного, а не жрать людей и выкидывать выгоревших за борт.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Скалкина

Очень круто! Пошла смотреть выпуск

Ответить
Развернуть ветку
Никита Второв

Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда