OKR и KPI: что выбрать и стоит ли выбирать?
Интернет пестрит обсуждениями OKR (целей и ключевых результатов) и KPI (ключевых показателей эффективности). Однако сравнивать их напрямую, возможно, не так уж и необходимо, как кажется.
И те, и другие важны для любого бизнеса, служат инструментами для измерения и повышения эффективности, хотя и разными способами и в разных контекстах.
Разберемся!
Определение KPI
Ключевой показатель эффективности (KPI) — это измеряемая величина, которая показывает, насколько эффективно компания достигает ключевых бизнес-целей. Эти количественные показатели используются для сравнения результатов деятельности компании с ее целями, задачами или отраслевыми стандартами.
Сегодня организации используют KPI для оценки своих успехов и прогнозирования будущих показателей, причем эффективность этого подхода во многом зависит от размера и культуры организации.
Что такое OKR
OKR расшифровывается как Objectives and Key Results (цели и ключевые результаты) — это система, разработанная для реализации стратегии через постановку и достижение амбициозных целей в течение коротких циклов (обычно квартал). По методологии OKR ограничиваются 3-5 целями и соответствующими ключевыми результатами. Этот метод поощряет постановку смелых целей и нацелены на значительный прогресс или прорыв в их достижении.
OKR и KPI
И OKR и KPI подразумевают постановку целей и определение ключевых результатов для их достижения.
В то время как KPI сосредоточены на мониторинге текущей производительности и больше направлены на стабильный прогресс, OKR нацелены на существенные изменения или рост.
KPI часто служат контрольными показателями для существующих процессов, в то время как OKR ставят более смелые цели.
Если KPI выявляет область, требующую улучшения, его можно включить в OKR в качестве ключевого результата, чтобы стимулировать значительные изменения.
Ошибочное представление об OKR и KPI
Ошибочно противопоставлять KPI и OKR, поскольку они служат разным целям: в то время как OKR побуждают ставить амбициозные цели и добиваться значимых изменений, KPI удерживают в рамках операционных реалий, не позволяя упустить из виду непосредственные обязанности.
И те, и другие необходимы для эффективного управления и развития бизнеса.
Хотя можно наблюдать, что компании делают выбор между OKR и KPI, полагаем, делать этого не стоит, так как OKR и KPI на самом деле отлично работают вместе!
Часто один или несколько KPI становятся ключевыми результатами для целей (objectives), когда команда решает сфокусироваться на улучшении определенной тенденции.
Вот пример, в отделе продаж ключевые показатели эффективности (KPI) обычно включают такие параметры, как:
- объем продаж
- рост выручки
- коэффициент конверсии лидов
- стоимость привлечения клиентов
Однако для того, чтобы добиться качественного изменения, метрика KPI может войти в OKR. Скажем, в фокус внимания берем “работа с лидами”.
Подход к целям и ключевым результатам (OKR) на квартал может быть построен следующим образом:
Цель. Улучшить обработку входящих лидов.
Ключевые результаты:
- Сократить максимальное время отклика на все запросы на сайте с 20 до 16 часов.
- Сократить максимальное время обработки 92% всех входящих запросов демоверсии продукта с 36 до 24 часов.
- Сократить время отклика в чате со 120 секунд до менее чем 90 секунд.
- Увеличить еженедельное количество заказов демоверсий продукта на 12%.
Задачами и инициативами этой цели могут быть:
- Создать новые последовательности ответов для всех запросов демоверсий продукта с новых рынков.
- Составить расписание дежурств SDR.
В заключении
И KPI, и OKR играют важную роль в процессе постановки целей, дополняя друг друга, измеряя прошлые показатели и нацеливаясь на будущие достижения, соответственно. Выбор между ними должен основываться не на том, какой из них лучше по отдельности, а на том, как они могут совместно способствовать достижению целей организации.
Необходимо определить, что требует внимания — деятельность или результаты, изменения или структура, — и выбрать систему, которая лучше всего соответствует этим приоритетам.
В конечном итоге эффективность любой из систем зависит от точности измерений, анализа и готовности извлекать уроки из результатов, чтобы стимулировать желаемые изменения.