{"id":13660,"url":"\/distributions\/13660\/click?bit=1&hash=829c3f4bd5611858ea9456b55832e0254413f056f0bd8b6fa3b9fccae541092c","title":"\u041b\u0438\u0434\u0435\u0440\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442, \u043a\u0430\u043a \u0431\u044b\u0442\u044c \u043b\u0438\u0434\u0435\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0432 \u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u0433\u0434\u0435","imageUuid":"b21a2e96-c2cd-51bd-a6d9-39deeed48e3c","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Gleb Kudryavtcev

Как оценить идею бизнеса за пять минут: главная модель, о которой не рассказывают на уроках экономики

Представьте, что вы хотите открыть бизнес и решаете, чем вам заняться. Что выгоднее: делать скамейки из бетона или торговать семенами? А может быть, нужно перепродавать гирлянды с AliExpress?

Ответ на этот вопрос очень сложен, однако сейчас я поделюсь с вами мыслями, которые помогут вам раскалывать такие задачки очень быстро, исходя из общих соображений о том, как работает экономика.

Отмечу, что способ применим только к физическим товарам. То есть тому, что имеет объем, вес, плотность и так далее.

Для физических товаров фундаментальную важность имеют следующие вещи

Первое — объем и масса

Фактически штука физического товара всегда что-то весит и всегда занимает сколько-нибудь места. Причем в экономике пространство и масса связаны (почти как в теории относительности). Тяжелый, но компактный товар эквивалентен по своим характеристикам легкому, но объемному.

Второе — срок годности

Он либо физический (товар портится), либо есть моральное устаревание (выходят конкуренты с лучшими ТТХ).

А теперь я расскажу вам, как эти качества могут помочь или помешать вам конкурировать на рынке. В основном я затрону первый аспект — массу и объем продукции, а выводы про срок годности вы затем уже сделаете самостоятельно.

Массо-габаритные характеристики и экономика товаров

На самом деле неважно, сколько товар занимает места и сколько он весит.

Важно, сколько стоит килограмм или единица объема.

Назовем эту характеристику удельной весовой стоимостью или просто удельной стоимостью. Для каких-то товаров важнее масса, для каких-то объем. Как я уже сказал, это своеобразный закон экономической относительности массы и объема. Но для простоты я это все буду называть килограммами.

Вдобавок под словами «дешевый товар» или «дорогой товар» я буду иметь в виду именно их классификацию по объемно-весовой удельной стоимости, а не их цену в абсолютных значениях.

Например, цемент и пенопласт — дешевые товары. В первом случае дешев килограмм, а во втором — кубометр (и нам не так важно, что именно). А iPhone или лекарства — дорогие.

Теперь прикинем удельные стоимости разных товаров на рынке и выпишем их в столбик от дешевых к дорогим. Цены даны с точностью до порядка, для крупных партий товара, в рублях, в России (кто хочет — переведите в доллары).

  • Вода — 0,02 рубля за килограмм.
  • Песок — 0,3 рубля за килограмм.
  • Цемент — 5 рублей за килограмм.
  • Кирпич — 5 рублей за килограмм.
  • Зерно — 10 рублей за килограмм.
  • Свежие овощи — 30 рублей за килограмм.
  • Бензин — 30 рублей за килограмм.
  • Молоко — 60 рублей за килограмм.
  • Рассада — 200 рублей за килограмм.
  • Мясо — 300 рублей за килограмм.
  • Холодильник — 500 рублей за килограмм.
  • Автомобиль — 500 рублей за килограмм.
  • Сладости — 1500 рублей за килограмм.
  • Мейнстримная косметика — 5000 рублей за килограмм.
  • Обувь — 10 тысяч рублей за килограмм.
  • Простые лекарства — 10 тысяч рублей за килограмм.
  • Дорогая косметика — 50 тысяч рублей за килограмм.
  • Массовая электроника — 50 тысяч рублей за килограмм.
  • Дорогие лекарства — 100 тысяч рублей за килограмм.
  • Золото — 3 млн рублей за килограмм.
  • Самые дорогие лекарства — 10 млн рублей за килограмм.
  • Отдельные химические соединения для науки и диагностики — больше 100 млн рублей за килограмм.

А теперь выпишем разные тезисы и посмотрим, что из этого получится.

Чем меньше удельная стоимость товара, тем большую долю в операциях с ним составляет логистика.

Это значит, что чем дешевле товар, тем менее выгодно его возить на дальние расстояния. Дорогому товару это особой погоды не делает. Таким образом, iPhone выгодно возить по всему миру из Сингапура, а песок возят не более чем на 50 километров. То есть для любого товара существует предельное экономически оправданное расстояние перевозки.

Чем дешевле товар, тем сильнее на его экономику влияет расстояние перевозки. И тем более дешевым видом транспорта он должен перевозиться.

Следствие из наличия предела эффективного расстояния перевозки — сокращение эффективного охвата рынков с удешевлением товара. Как следствие — локальное снижение конкуренции для соответствующих производителей. Ведь эффективный рынок для них сокращается по мере удаления от места производства.

Таким образом, можно найти место, которое будет выгодно для производства товара просто из-за того, что ближайшие конкуренты слишком удалены от него и есть постоянный спрос. ЖБИ-заводик в Уфе действительно может дать своему хозяину заработать на «Ламбу» (а аналогичный заводик в Петербурге даст возможность только разориться).

Операционные затраты на продажу дешевых и дорогих товаров примерно одинаковы. Поэтому удельная доля операционных затрат для дешевых товаров существенно выше.

А значит, экономически необходимо укрупнение партий поставок. Что это значит на практике? Что песок выгодно продавать только большими объемами: тоннами, десятками и тысячами тонн.

Чем дешевле товар, тем большие объемы нужны для хорошей экономической эффективности.

И тем больше выгода эффекта масштаба от таких производств. Например, зерно дешево и его выгодно производить только крупным предприятиям. Овощи дороже — их осилят предприятия поменьше. Рассада цветов — еще меньше. И так далее.

Это то, что лежит на поверхности. Теперь давайте перекинем это на бизнес.

Вариант первый: наш товар дорогой

Типичный пример дорогого товара — смартфон и прочая мелкая электроника, лекарства.

На долю логистики в их полной цене приходится, дай бог, пара процентов стоимости.

Что это значит для нас

Огромный, практически бесконечный рынок. И вместе с тем жесточайшая конкуренция. Мы конкурируем со всеми игроками на большой территории — в стране или в мире, так как стоимость логистики относительно мала. Нас ограничивают только пошлины, сертификаты и прочая политика, но не экономика.

Когда это плохо для нас

Когда мы не предоставляем ничего уникального. Пример — любой магазин, торгующий iPhone по средним ценам и не имеющий побочного дохода от чехольчиков, обнала или кидания инвесторов.

Прогноз для такого предприятия исключительно негативный.

Когда это хорошо для нас

Когда мы продаем что-то уникальное или можем существенно экономить на затратах, находясь в стране с дешевой рабочей силой. Пример: мы делаем офигенные разделочные доски ручной работы, которые расходятся на etsy среди американцев.

Зачем в это лезть

Ваш потенциальный охват рынка очень большой. Возможно, весь мир. Поставляя дорогой и конкурентоспособный товар на весь мир, иногда можно существовать даже в крайне узкой нише (вроде разделочных досок).

Дорогой товар требует меньших удельных затрат на операции, поэтому его может быть выгодно делать без эффекта масштаба и даже кустарно, если выбрана подходящая ниша.

В то же время есть дорогие товары с чрезвычайно большой капиталоемкостью производства или исследований (электроника, реально действующие лекарства). В этих нишах массмаркет не производит, а переключается на торговлю и сервис. Либо производит лажу под видом нормального, ибо это генерирует колоссальные прибыли (привет фуфломицинщикам).

Кстати, чем сервис по таким товарам лучше торговли? Очень просто: для сервиса всегда важнее логистика до конечного пользователя. А значит, можно уйти из-под действия суровой всемирной конкуренции.

Так что если думаете, не открыть ли вам магазинчик с электронной мелочевкой, лучше откройте ремонтную мастерскую. Или производство дизайнерской обуви или разделочных досок. Пришлете мне потом банку икры за дельный совет.

Вариант второй: наш товар — средний по стоимости

Это крупная техника, мебель, отделочные материалы, пищевые продукты стандартных сроков годности.

Доля логистики в оптовой цене такого товара будет составлять 5–20% от его общей стоимости. Цена логистики существенна для конкуренции на рынке, но еще не тотальна.

Область конкуренции сужается, но и цена логистики растет. Все это создает очень сложный ландшафт рынка. Здесь рулят нишевые нюансы.

Короче, общих советов нет. Нужно разбираться в нише 🤷

Как и для чего тут можно использовать макроэкономические прикидки? В первую очередь для понимания необходимых объемов вложений.

У одинаковых по стоимости товаров порядок капитальных затрат на организацию рентабельных компаний должен быть одинаков. Очень важно находить и объяснять отклонения.

Например

Удельная стоимость мяса находится в одном порядке с удельной стоимостью крупной техники.

Казалось бы, у них должен быть общий формат предприятий — гигантские заводы, один или несколько штук на большую страну? Однако нет, мясных ферм на порядки больше.

Почему

Посмотрим глубже. Мясное производство потребляет много дешевого сырья (корм), которое логистически невыгодно возить на большие расстояния, оно трудно хранится и портится со временем.

Поэтому, несмотря на то, что мясо вполне оправдано достаточно далеко возить, в этой нише живут и средние производители, пользуясь преимуществами региональной конкуренции за сырье.

А вот если мы пойдем дальше в мясопереработку (из мяса за 500 рублей будем делать колбасу по 2000 рублей), окажется, что здесь экономика логистики сырья уже позволяет осуществлять его скупку повсеместно и укрупнять имеющиеся производства.

Казалось бы, это смерть для небольших производителей? Но не совсем. Если пробить себе дорогу в сбыт и показать реальные конкурентные преимущества товара, производить мясные продукты на мелких предприятиях все еще выгодно (продукт дорогой, а значит экономически выгоден даже при небольших объемах).

В общем, интересно.

Вариант третий: дешевые товары

Доля логистической составляющей в себестоимости — 20% и больше. Пример: цемент, грунт, дрова, песок, вода, строительные блоки, пенопласт, металлопрокат.

В нише дешевых товаров цена логистики является определяющей. В итоге они имеют четкую региональную привязку.

Дешевые товары выгодно производить и возить только крупными партиями, чтобы снижать операционные и логистические затраты.

Интересной особенностью дешевых товаров служит то, что их возят морями. И перевозка морем очень дешева для больших объемов. Она настолько выгоднее всех прочих видов транспорта, что все порты мира, по сути, находятся в одном экономическом пространстве.

Например, цементный завод из Петербурга. Цемент — дешевый товар, должен быть регионально защищен. Тем не менее такой завод находится в прямой конкуренции с заводами Турции, Египта и Голландии. Ибо порты.

Логистика — определяющий компонент в цене дешевых товаров. Поэтому для понимания их экономики бывает интересно смотреть на специальные карты, например карту удаленности от разных мест в мире. С поправкой на то, что конкретно эта карта не отражает стоимости перевозки, а говорит только о скорости максимально быстрого вида транспорта.

Чем дальше от цивилизации, тем сложнее логистика и тем дороже там будут дешевые товары, не производимые на месте.

Так что если ваш ЖБИ-заводик в Уфе уже вышел на плато по заказам, расширяйтесь на Восток.

Ну и офигенный факт для малого бизнеса в нише дешевых товаров

Парадоксальным образом жесткая региональная привязка приводит к тому, что старт бизнеса в нише дешевых товаров может быть гораздо проще, чем в более дорогих. Прежде всего из-за ограничения конкуренции — и особенно если заниматься не производством, а торговлей (помним про капиталоемкость производства в этой категории!).

Но это должна быть работа с крупными партиями продукции, иначе операционка и негативный эффект масштаба съедят всю вашу маржу.

Если вам доступны только мелкие партии, ни в коем случае не связывайтесь с таким бизнесом. Выращивание и продажа дешевого зерна рентабельна только вагонами. Овощей, кирпичей, песка, воды — ну вы поняли. А вот рассаду уже имеет смысл выращивать на гектаре-другом, может что-то и получится. Все это прямо следует из удельной цены того и другого.

Цемент, гипс — то же самое. Тонны, десятки и тысячи тонн — норм, килограммы — в утиль. А декоративные панели дороже, до сотен рублей килограмм. Поэтому их производство можно вести значительно более мелкими партиями и на меньших мощностях.

Я знаю пацанов, которые делают огромные бабки, тупо продавая металлопрокат, дрова или навоз на Avito. Они не читали эту статью и не знают причин своего экономического чуда, списывая это на свою офигенность.

Они, конечно, молодцы. Но значительная составляющая их успеха — случайное попадание в правильный региональный рынок с естественным ограничением в конкуренции.

Вот и все

Я дал вам одну простейших моделей, описывающих фундаментальные законы рынка физических товаров.

Ее можно научиться применять и далее за пять секунд раскидывать любые идеи и схемы, приходящие вам в голову.

А чтобы было, над чем подумать, оставлю вам несколько задачек. Ответы можете писать в комментарии.

  • Прикиньте, сколько должны стоить на рынке огурцы, чтобы их было рентабельно выращивать на шести сотках?
  • Придумайте пример выгодного производства, которое можно запустить с капиталом в 1 млн рублей?
  • Назовите три примера розничных товаров повседневного спроса, для которых цена логистики имеет максимально высокое значение.

P. S. Благодарю Алексея Черняка за дельные комментарии к черновику статьи.

Задавайте вопросы в комментариях и подписывайтесь на мой канал об управлении и продакт-менеджменте.

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Федя Родион

Статья про сферических коней в вакууме, бизнес так не работает. Беларусь покупает нефть у Норвегии, а Украина уголь в ЮАР. Китай строит пустые города, автоконцерны электромобили на батарейках. Если автор спустится с небес на землю и увидит реальную экономику, я боюсь он сойдет с ума, если уже не сошел. К примеру, вы можете продавать песок хоть на Луну, при условии, что один из ваших собственников военный пенсионер и входит в круг заказчиков постройки лунной базы, которые, внезапно, тоже все военные пенсионеры. И вот уже ракета с песком на стартовой площадке, освящается святой водой. Такова суровая реальность жизни.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Help lawyer

Пунктуация на самом деле аховая.

(В чем? Где? Почему?)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smolnikov

Реквестирую такую же статью про рынок услуг.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Копылов

О, как раз хотел написать. Мое мнение, что на рынке услуг ключевой переменной будет чч персонала в расчёте на клиентоюнит услуги. Типа для парикмахерской 1 чел стрижет 1 человека за 1 час = 1 чч/кю. Тренировка по футболу - 1 тренер проводит 1.5 часа для 15 человек = типа 0.1 чч/кю. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Gleb Kudryavtcev
Автор

Чуть ниже описал в каменте свои мысли на эту тему. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Рогаченко

Илья, вот искренний вопрос, без сарказма. А почему вы выбрали эпитет "не плохая"? Вот жутко интересно. Не скажу что это прям уничижительно, но, получается что ваша оценка так... Ничего хорошего, но хоть не плохая.

Я почему спрашиваю.. хороших статей днём с огнём не сыщешь, человек постарался и выдал что-то стоящее, а тут... "Не плохая". Где же интересно планка "хорошая" тогда и сколько раз в год появится статья которую вы оцените как отличную?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Павел Демидов

ЖБИ заводик не в Самаре, а в Уфе. Исправьте.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev
Автор

Черт! Исправлю :) 

Ответить
Развернуть ветку
Сектор Бизнеса

"Чем дешевле товар, тем сильнее на его экономику влияет расстояние перевозки. И тем более дешевым видом транспорта он должен перевозиться". 

Вот после этой цитаты захотелось сравнить с услугами :)
К примеру кафе. 
Чем оно проще и типичнее, тем меньше шансов, что клиенты будут тратить на личную логистику на другой конец города свое время и деньги на проезд.
В то же время уникальное заведение с более высоким средним чеком (к примеру, кафе, где еда приезжает на паровозиках) удостоится такой чести, где бы оно ни находилось.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev
Автор

Тут про услуги требуют отдельную статью, но по-моему все очень просто :) 
Для услуг есть две основные характеристики: 

1) цена человеко-часа того, кто услугу оказывает 
2) цена человеко-часа потребителя

Часто полагают, что важно только первое. Но на самом деле важно и второе тоже - потребитель вкладывает в услугу и свое время тоже. 

Суммарная ценность услуги в глазах клиента складывается из этих двух характеристик. Поэтому люди не поедут в дешевый общепит на другой конец города, а в дорогой ресторан - вполне (человек интуитивно оценивает сумму этих затрат и готовность ее потратить).

И чем дороже собственное время, тем более дорогая услуга должна быть, чтобы сбалансировать собственные затраты пользователя на потребление. Иначе пользователь будет чувствовать дисбаланс - потратил кучу своего времени, а получил фигню. 
Полностью аналогично неудовлетворенности, когда покупаешь на Али дешевую ерунду за 50 центов, а тебе еще доставку пишут 5 долларов. И ты думаешь - ну нафиг. Лучше возьму за шесть, но с бесплатной доставкой =) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Тарас Рогаченко

Заниматься физическими товарами совсем не хочется, но за статью спасибо. Очень интересно было почитать в разрезе общей экономики 👍

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Makarov

ОТЛИЧНАЯ СТАТЬЯ.
Автор, не обращайте внимания на злобных критиков. Им просто завидно, что не они написали этот текст.
Я в бизнесе с 1993, в консалтинге с 2009, но мне и самому завидно, что не я это так чётко это всё сформулировал.

Короче, 👏👏👏

А критики автора, если захотят и мне ответить что-нибудь вроде «это азы, это для начинающих текст», пожалуйста, начинайте свои ответы с цитат и ссылок на  работы по экономике, в которых это всё так же конкретно описано.

Ответить
Развернуть ветку
Marat Yangaliev

Лучшее описание функций макроэкономики 🔥

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov

Статья хорошая, но заголовок больно громкий для неё. На самом деле в торговле физическими товарами лучше отталкиваться от вопроса: что именно нужно сделать, чтобы заработать N-рублей.

И тогда все эти физико-химические свойства всплывут лишь как один пунктов.

А ещё будут такие:

- вопросы контроля качества;
- средний объём потребления единицы продукции на одного клиента;
- специфика продажи продукции и предпродажной подготовки;
- работа с рекламацией и многое другое.

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev
Автор

Хорошие пункты. А заголовок все равно должен быть громким, иначе никто не прочитает. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrew Koifman

Спасибо, отличная статья. Вроде бы все знал по отдельности, но никогда не торговал физическими товарами, и в голове все элементы не соединялись. А тут все наглядно!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Хмызников

Критика будет всегда, везде, и во всём. Но я принимаю статью, как Фундаментальную для начинающих ( именно об этом и указал автор - При выборе ..чем заниматься).. Т.к. основное большинство совершенно не понимают этих рычагов, и начинают, как правило, без экономики, по-обезъяньи, глядя на соседа. А потом удивляются, почему у соседа идёт дело, а у себя не идёт. Ведь скопировал всё одинаково... но.. 

К примеру, в середине 90-х, я занимался ручным трудом, случайно попав в нишу малого бизнеса, мало востребованного товара, но очень узкую. В итоге развернулся за год до того, что покрыл практически основные торговые точки основных городов области, и далее в МОскву, в ПИтер .. и т.п... И к тому моменту я мыслил сам, и сам понял, почему очень богатые люди потом переводят большие деньги в очень дорогие но маленькие вещи, типа бриллианты и т.д... Т.к. жменька бриллиантов вмещает в себя иногда капитал некой страны...

А вот товарищ предложил мне заняться разводить кур, и продавать яйца. И он не смог мне ответить экономику рентабельности затрат на корма, но зная лишь рыночную цену яйца. И как я мог начать его предложение, если он не смог мне ответить банальное. - расход корма в деньгах и в весе-объёме на 1 голову в сутки и в денежном выражении... и отвечал так, - "Да жменьку бросишь им..". Это нормально???  В итоге как он знал, так у него и получилось, - Банкрот. 

Поэтому статья правильная для тех, кто ничего не знает при начале дела в материальных товарах. И уверен, что большинству, для кого она предназначена, будет очень даже полезна. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kovyazin

Госплан рулит :) если бы не появлялись новые технологии и новые товары, госпланирование было бы очень, очень эффективно. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Если бы не менялась мода, если бы не менялись люди, старели с одинаковой скоростью и одинаково менялись бы их потребности, миллион если. Госплан только для большой войны годится.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Марков

Я очень, очень надеюсь, что это — шутка. В качестве эксперимента предлагаю составить персонально для Вас ежемесячный бюджет и потребительскую корзину, из которой нельзя выходить под страхом расстрела. Подчёркиваю: составлять её буду Я.

В качестве бонуса получите экономию от 40% до 95% бюджета, что послужит отличной основой для будущей пенсии, а в случае успеха — моральное удовлетворение от подтверждения того, что пендосы такую страну развалили — даже всплакнуть под рюмашку не грех!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

И люди были бы рациональны, как роботы, тооооо....

Ответить
Развернуть ветку
Maks Shahov

Я так понял, покупать нужно подешевле, а продавать подороже. 
Килограммами, тоннами. 
Я гуру сегодня. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Иванов

но само по себе подороже перепродать дешёвое дорого не удастся. Поэтому сначала нужно что-то смешать с дешёвым, и выдать за дорогое.

Я работаю в компании, которая занимается производством и продажей торфогрунтов. Добывается дешёвый торф (90%), смешивается с дорогими минеральными удобрениями (10%), упаковывается в красивую потребительскую упаковку и продаётся как можно дороже. Одна менеджер сказала: "наш бизнес - это что-то между навозом и гламуром" 

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev
Автор

Какой ты гуру, если понял не все. 

Еще продавать нужно ближе. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Пустовалов

Очень информативная статья. Много фактов мало эмоций. Можно ещё добавить как этому научиться и ссылочку к подобному материалу оставить)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

НЛП в чистом виде.
От статьи в голове осталось только - 
Пример: мы делаем офигенные разделочные доски ручной работы, которые расходятся на etsy среди американцев.

Слишком много перепрыгиваний с одного на другое и попытка всю экономику впихнуть в одну статью, сдобрив эмоциями.

Не надо так.

Ответить
Развернуть ветку
astrofilosof

Вот слышим мы не юношу, но мужа. Первый адекват.+++

Ответить
Развернуть ветку
Anna Nelson

Почему вода по 0.02р\кг? 

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev
Автор

Действительно, подорожало. 0.03 р/кг (тарифы холодного водоснабжения для населения). 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Pavel Zhivulin

Как продавец на eBay и Amazon подтверждаю вышесказанное.
Разве что разделочные доски со стразиками конечно уникальный продукт, но не массовый, объёмов там немного

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Kudryavtcev
Автор

А что продаете? Очень интересны ваши наблюдения. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Юрий тот самый

Именно поэтому мы очень хорошо стартанули в торговле лекарставми, правда это было 25 лет назад.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Petrosyan

Вот вот. Знакомая тема.
Да и конкуренции тогда меньше было.

Ответить
Развернуть ветку
Help lawyer
Как оценить бизнес за пять минут: главная модель, о которой не рассказывают на уроках экономики
Короче, общих советов нет.

Ясно :///

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

Спасибо большое за информацию, Глеб, удачи вам в делах! 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Калинин

Ни когда не думал делать бизнес из ничего. Есть идея, она должна быть уникальной, или иначе ты сынок с папиным депозитом который нужно спасти. Нет простите, это не про нас.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Дмитриев

Не могу сказать, что впечатлён. Напомнило - это стул, на нём сидят, это стол, за ним едят. Скорее всего потому, что занимаюсь услугами и в статье не нашел для себя ничего применительного. Может быть уважаемый автор расширится до темы услуг? Кстати, прошу впредь, внимательнее к названию. Бизнес, о котором упоминает автор, это не только физические товары. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Miller

Чему вас не учат? Есть анализ 5 сил по Портеру Porters 5-forces analysis. Есть такой бизнес уже? Каков риск что появится конкурент? Какой риск что уйдут клиенты? Какой риск макроэкономики вокруг и так далее. Какова стабильность наличия товара?

Ответить
Развернуть ветку
astrofilosof

Нет повода для критики. Т.к. это просто длинно, для современных мозгов, разжёван один из параграфов учебника столетней давности с начальными знаниями для управляющих артелями в период политики НЭП в СССР. Параграф....
Книга была не толстой. Просто первой ,которую, как 2х2 нужно было вызубрить крестьянину с 4 классами образования.
Смешновато читать комменты. 
А автор, словно Колумб, открывающий Индию, заблудившись в Америке.
Улыбнуло. Ибо, если читатель не ленив, то достаточно ему дать ссылку на Авторитетный Источник, где над каждой буквой трудились годами, где нет пустословия и всё взаимосвязано.
А если читатель ленив, то о каком предпринимательстве может быть речь? Понты. ))) Игра в бизьнес.

Ответить
Развернуть ветку
victor

то что Вы такой умный,  образованный да ещё и знаете все это конечно очень хорошо. Но не нужно отрицать полезность статьи только потому что для Вас она не открыла ничего нового. Мне вот понравилась например, спасибо автору! 

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Валеев

Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ружейников

Можно дополнить этот пост расшифровкой понятия цена и как она формируется. Потому как цена - это не то за сколько продаются твои конкуренты, а по сути это оценка товара в голове потребителя. Поэтому часто ориентироваться на стоимость конкурентов как бы нужно, но не на 100%. 
Может легко так быть, что такой же товар Как у конкурентов, упакованный по другому можно продать в 2-3 раза дороже...
И это принципиальный вопрос, потому что он оказывает влияние на юнит экономику и расчеты перед началом. 

Ответить
Развернуть ветку
Sanjar Kh

.

Ответить
Развернуть ветку
Sanjar Kh

Уважаемый автор, спасибо за статью.
Хочу заметить, что она называется: "О чем не рассказывают на уроках экономики".
Так вот, возможно Вы были не на тех уроках, но вы описали базовые принципы МИКРОЭКОНОМИКИ.

Вы описали следующее: Производство имеет смысл, если цена товара выше средних издержек на этот товар. Логично, производить можно тогда, когда цена товара не ниже, чем затраты на этот товар. *** ниже я приведу формальное доказательство, которое позволит понять Вам, почему это так***

Вы заметили эффект Масштаба. Но не в полной мере описали его суть.

Увеличивая объем производства, мы наращиваем и затраты, связанные с ним. Растет величина переменных издержек. Например, при увеличении производстве сока, вы начинаете больше тратить на фрукты для этого сока. 

Но завод, в котором идет производства, его может быть и не обязательно увеличивать. Тогда, в этом случае, расходы по аренде помещения станут ниже для каждой единицы произведенного товара.  

Это одно из объяснений того, как действует эффект масштаба.
 

Короткий Вывод:
Я Вам советую почитать литературу по микроэкономике, потому что она может быть весьма полезной для осознания тех базовых концепций, к объяснению которых Вы стремитесь. 

****
Формальное обоснование Вашей модели:

Позвольте объяснить Ваши идеи с точки зрения Микроэкономики.

Выгодно производить тогда, когда это результирует в НЕОТРИЦАТЕЛЬНУЮ прибыль (т.е. прибыль больше или хотя бы равна нулю). Запишем это: 

ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА - ИЗДЕРЖКИ >= 0

при этом важно помнить: 

Выручка =  Цена * Количество проданного товара 
Издержки = Постоянные издержки + Переменные издержки 

переменные издержки - зависят от объема производства. Это, например, расходные материалы для производства.
постоянные издержки - это фиксированные траты. Например, независимо от объема производства, нам нужно платить за помещение.

Итак, когда мы поняли каждую составляющую Прибыли, предлагаю выписать наше уравнение.
ВЫРУЧКА - ИЗДЕРЖКИ >= 0

Цена * Количество проданного товара  - (Постоянные Издержки  + Переменные издержки) >= 0. 

Самое интересное! Перед нами неравенство, разделим обе части неравенства на Количество Товара. 

Получаем: 
ЦЕНА  -  (Постоянные издержки + Переменные издержки)/Количество >= 0.

Издержки/количество - это средние издержки. 

(!) Тогда, имеет смысл производить в том случае, когда цена выше средних издержек. 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Kryzhny

+1

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Короленко

+

Ответить
Развернуть ветку
Артем Спиридонов

"Оценить за пять минут", "Главная модель" - учитывая содержание статьи, похоже на патологические когнитивные искажения.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuz

Совершенно идиотская статья

Ответить
Развернуть ветку
Петр Копылов

Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 78 комментариев
null