{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Ритейл vs E-commerce: кто останется после пандемии?

Scallium.pro

Ритейл или e-commerce? Walmart или Amazon? Какой формат станет "новой нормой" после пандемии и какие выводы из этой битвы титанов можно сделать уже сейчас?

Walmart и Amazon фигурирует в подводке не случайно. Это компании, которые еще до Covid-19 стали лидерами в ритейле и e-commerce соответственно. Пандемия обеспечила им экспоненциальный рост. Трафик Amazon из Google находится на уровне праздничного сезона, продажи Walmart также взлетели с марта. Две компании в сумме нанимают 250 000 новых работников. Эту парочку смело принимать за некий эталон мирового ритейла и e-commerce. И на их примере определить, куда катится мир. Что, собственно, и предлагаю сделать в этой статье.

Конкуренция ритейла с e-commerce

С одной стороны, все больше людей переключаются на онлайн-покупки и доставку, и, вероятнее всего, большинство из них не вернется к своим старым привычкам, когда закончится пандемия. С другой — формат магазина у дома во многих случаях оказывается удобнее и оперативнее.

По данным Wall Street Journal, продажи магазинов Walmart выросли на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, Amazon пока лидирует в США в сфере розничных продаж через Интернет. 40% приходится на маркетплейс (до пандемии было 10-15%), и это примерно в 8 раз больше, чем у его ближайшего конкурента Walmart.

Пока Walmart пытается откусить кусок e-commerce пирога у Amazon, продвигая 2-часовую экспресс-доставку, Amazon пытается наступить на пятки Walmart в части продаж продуктов питания. Сначала было приобретение Whole Foods. Осенью Amazon внедрила службу доставки Amazon Fresh. По оценкам исследовательской компании Second Measure, это удвоило продажи продуктов Amazon с доставкой по сравнению с прошлым годом.

Один из опросов в марте показал, что Walmart, который предлагает как самовывоз, так и доставку, все таки чаще предпочитают новые онлайн-покупатели продуктов. Однако есть и другое исследование, проведенное RBC Capital Markets. Оно показало, что в марте Amazon был самым популярным интернет-магазином для новых покупателей, причем 60 процентов респондентов заявили, что это был их первая онлайн-покупка.

Конкуренция с другими игроками рынка

Кроме того, что Walmart и Amazon конкурируют друг с другом, они конкурируют еще и с другими игроками на рынке. В том числе и со своими собственными поставщиками.

Walmart давно известен беспощадными переговорами с брендами. Много лет он выжимает от них выгодные для потребителей цены, с которыми не в силах конкурировать другие магазины. В этом Amazon становится похож на Walmart. Известно, что он пытается дожать оптовых поставщиков до предела, чтобы обеспечить покупателям низкие цены. Получается, что предоставляя место для сотен тысяч мелких и средних продавцов, Amazon одновременно активно конкурирует с ними же.

Пожалуй, Amazon сегодня представляет гораздо более опасную угрозу конкуренции, чем Walmart, потому что амбиции компании не просто быть крупнейшим игроком на рынке, а владение самим рынком. Этой цели компания добивается путем предоставления базовой инфраструктуры - платформы для онлайн-покупок, системы доставки и пр.

Так куда идет традиционная розница?

Итак, мощь Amazon растет, и традиционным ритейлерам приходится с этим считаться. Еще до кризиса в США было больше магазинов, чем нужно, поэтому кризис частично решит эту задачу, ускорив закрытие, которое в любом случае произошло бы. Так, уже не выдержала падения спроса старейшая сеть JC Penney, которая объявила о банкротстве.

На сегодняшний день противостояние Walmart и Amazon выглядит следующим образом (на графике — валовая прибыль компаний):

Рост валовой прибыли Walmart и Amazon Статистика отсюда

Какова вероятность того, что Amazon перегонит Walmart уже во втором квартале этого года? Думаю, большая. Однако, из графика видно, что и традиционная розница в лице гиганта Walmart не сдается. Есть и второй немаловажный вопрос: как изменятся эти графики после пандемии?

В любом случае, выживут те, кто сумел быстрее всего приспособиться. Как это делают и российские ритейлеры.

Например, ГК "Дикси" с началом пандемии быстро запустили экспресс-доставку, а также создали платформу для работы с поставщиками со всего мира DIXY.trade.

В сеть “Магнит” пришла команда бывших топ-менеджеров компании Lamoda. Предполагается, что они возглавят процесс цифровой трансформации компании.

X5 Retail Group сократила инвестиции в открытие новых торговых точек, а вместо этого выделяет дополнительное финансирование на онлайн-сервисы. Также компания открывает “дарксторы” (склады для обработки интернет-заказов) и рассматривает создание собственной курьерской службы (сейчас с экспресс-доставкой из "Пятерочки" работает 10 логистических партнеров).

«Л’Этуаль» теряет десятки миллионов рублей из-за «карантина». Выручка складывается за счёт интернет-магазина letu.ru, который приносит около 5% оборота всей сети.

Компания переориентировала производственные мощности и начала выпускать антисептики. Каждый второй заказ из интернет-магазина сети содержит санитайзеры.

ГК “Детский мир” планирует к концу года запустить маркетплейс детских товаров, а также усилить логистическую инфраструктуру. Также свой маркетплейс запустил один из крупнейших российских онлайн-магазинов товаров для ремонта и дома, «Всеинструменты.ру». Некоторые компании идут к модели маркетплейса путем партнерства с уже существующими. Так, «Декатлон» вышла на Ozon, а группа компаний «Обувь России» заключила договор с маркетплейсом «Беру!»

Вероятнее всего, тренд партнерства, который наблюдается сегодня в российском ритейле и e-commerce — это этап “прощупывания” новых форматов. И все крупные игроки рано или поздно придут к своей определенной модели. Больше об этом я писал в предыдущей заметке. Мы в Scallium также делаем свои выводы и стартуем с разработкой продукта, который поможет и ритейлу, и e-commerce быстро реагировать на изменения рынка, тестировать любые форматы и быстро масштабироваться.

Интересно услышать мнение читателей и специалистов: какие вы видите модели ритейла и e-commerce после пандемии? Что все-таки будет преобладать: магазины у дома или чистый e-commerce? Или все-таки омниканальность?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда