{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

«Не знаю, когда бы мы выросли в 30 раз, если бы не пандемия»: главное из интервью с основателем «Вкусвилла» Статьи редакции

Андрей Кривенко рассказал проекту «Русские норм!», как компания переживает коронакризис, когда проведёт IPO и почему у неё нет KPI и спланированного бюджета.

Андрей Кривенко

Ответы Андрея Кривенко собраны по темам и отредактированы для удобства чтения.

О работе в пандемию

За май в сервисе доставки «Вкусвилла» оформили заказ около 60 тысяч семей, которые не знали о нём раньше. Всего на онлайн-заказы приходится 200 тысяч наших клиентов. За три месяца режима самоизоляции мы выросли в онлайн-сегменте в 30 раз.

До объявления карантина у нас не было официальной доставки: работал экспериментальный проект с Gett, который привозил продукты из «Вкусвилла». О нём почти никто не знал, за день выходило не больше 1000 заказов. Когда объявили режим самоизоляции и заказов стало 7000, наш сервер не справился с нагрузкой и повис.

Раньше трудно было представить, что так много людей научатся заказывать продукты в онлайне. До коронавируса доля онлайн-покупок продуктов в России составляла 0,1%, в Европе в лучшем случае — 3%. И это, наверное, связано с низким качеством услуги. Например, прежде сложно было заказать свежевыжатый сок, тем более чтобы его привезли через 15 минут.

С одной стороны, произошедшее — большая трагедия для многих отраслей. С другой — прорыв для человечества с точки зрения цифровизации.

Я не знаю, к какому времени мы бы достигли тридцатикратного роста, если бы не пандемия. У нас были планы на этот год — увеличить онлайн-сегмент в два раза, максимум в три, но не в 30 же.

Если говорить о бизнесе в целом, то мы не так много заработали за время пандемии. Планы рентабельности были до 8%, фактически вышло не больше 2%.

Нам пришлось закрыть или заморозить 60 магазинов, потому что не было покупателей. Эти магазины располагались в ТЦ или рядом с метро. Точки внутри микрорайонов, наоборот, стали приносить больше прибыли, тогда как раньше они были слабенькими.

Что будет после отмены ограничений

Все эксперты говорили: как только отменят самоизоляцию, онлайн-заказы упадут в два раза, но у «Вкусвилла» они в два раза выросли. Однако из-за коронакризиса люди становятся беднее и экономят на еде.

Мы будем искать другую бизнес-модель, чтобы не потерять клиентов. Уже сейчас у нас бесплатная доставка, таким образом мы поддерживаем наших покупателей. Это благодарность за то, что они выбрали нас.

Об открытии точки в Амстердаме

Мы решили проверить гипотезу: насколько наша концепция понравится жителям Западной Европы. В магазине Vkusvill нет российских продуктов, в нём продаются только амстердамские, но стандарты качества — наши. Для голландцев это необычно: например, в Европе не указывается срок годности на продуктах.

Если наша гипотеза подтвердится и проект в Амстердаме к осени выйдет хотя бы в ноль, мы сможем открыться и в других европейских городах.

Об IPO

В сентябре мы официально объявим о проведении IPO. До этого ещё есть время, вдруг что-то произойдет, поэтому мы раньше времени ничего не объявляем.

Я сравниваю IPO с футболом: нет ни одной команды второй или первой лиги, которая не хочет попасть в высшую. И публичная компания, по сути, — высшая лига.

IPO помогает сильно укрепить компанию: дополнительный аудит и мнения со стороны позволят нам стать эффективнее.

Этим летом я должен был провести два месяца в США: искать инвесторов, которые разделяют наш поход к ведению бизнеса. Мы не стремимся стать для всех хорошими и удобными и хотим найти инвесторов, которым нравится наша модель управления и развития. Таких, как Baring Vostok. Это партнёр, который нам помогает (Baring Vostok владеет 12% акций «Вкусвилла» — vc.ru).

Инвестор может преследовать свои интересы, не связанные с ценностями «Вкусвилла», в этом случае мы можем отказать ему в покупке акций.

До Covid-19 у нас была хорошая финансовая модель, магазины очень быстро окупались. Но мы не уверены, что так же будет и на западном рынке. Окупаемость магазинов в Париже и Берлине может быть в пять раз меньше, чем в Москве.

И в этом случае нужна публичность, чтобы привлечь средства на масштабирование «Вкусвилла». Кредиты мы не рассматриваем.

Почему во «Вкусвилле» нет KPI и бюджета

План бюджета в компании — всегда ошибка. Цифра, которую ты перед собой ставишь, никогда не совпадает с той, что в итоге получается. У нас вообще нет таких понятий, как план и KPI. Многие инвесторы в ужасе от системы менеджмента по Тейлору.

Они считают, что компания — это постройка вроде Эйфелевой башни, которую можно чётко спланировать. Башня стоит уже 120 лет, потому что гениальный Эйфель продумал, где ставить распорки и закреплять болты. И задача башни — стоять, несмотря на внешние обстоятельства.

Если говорить о компании, топ-менеджеры спроектировали что-то, разослали инструкции, люди эти инструкции выполнили — и получилась Эйфелева башня.

Но сейчас люди хотят, чтобы продукты подстраивались под них. Значит, компания должна уметь меняться каждый день, что совсем не соответствует стратегии планирования и закладывания бюджета.

О «ТилТех капитале»

Венчурный фонд «ТилТех капитал» основан в 2017 году Андреем Кривенко, председателем совета директоров ГК «Агама» (поставщик морепродуктов) Юрием Алашеевым и главой медицинского НП «Центр высоких технологий "Химрар"» Андреем Иващенко.

Фонд сфокусирован на потребительских рынках. В его инвестиционном портфеле клиника доказательной медицины Docdeti и магазин Food & Wine.

справка vc.ru

Цель почти всех венчурных инвесторов — поиск единорога. Они вкладывают во множество компаний: 99% проектов умирает, 1% остаётся. Чтобы окупить расходы, выстреливший проект должен быть «единорогом».

У нас другие цели. Мы ищем:

  • Сильного предпринимателя, который сам управляет своей компанией.
  • До коронакризиса он получал прибыль 40–50% в год.
  • У него небольшая закредитованность, а лучше, чтобы её не было.
  • Он хочет остаться на плаву и сохранить команду.
  • У проекта должны быть перспективы стать лидером в какой-то нише.

Среди наших амбиций — чтобы в России появились компании, которые будут знать за границей.

0
53 комментария
Написать комментарий...
Артём Прокопенко

Жду в комментариях истории про то, что Вкусвилл оверпрайс, а продукты ничуть не лучше чем в Магните и Пятерочке 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Denis

Ну, вкуссвил не смог заменить мне остальные супермаркеты.
Я там беру:
1) муссы творожные
2) ветчину из индейки
3) авокадо
4) какие-нибудь необычные вареники раз в пятилетку.

Все остальное покупаю в ближайших магазинах, так как не вижу смысла брать во вкусвилле.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Ware Wow

Уже все сказали, ну и он в интервью не сильно это отрицал, идут и готовы идти на компромиссы в будущем, за потребителем. Вкусвил уже бизнес и большая сеть.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Федов

Не дождешься

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

я лично покупаю там готовые супы/второе, цены сравнимы с mealty

лайфхак - через savetime.net можно заказать оттуда доставку со скидкой 30% на первые три заказа по промокоду minus30, а по пормокоду 254723-34A2 можно получить скидку 300 р на первый заказ

потом регишь новый аккаунт на другой номер телефона, и повторяешь :))

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Десерты и кондитерка, молоко, творог кефир, некоторые сыры у них хороши. Остальное под вопросом, овощи/фрукты зачастую оверпрайс.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Poimtsev

Я как-то не понял как у них код написан, если на 7000 заказах в день у них сервера перестали справляться. Это 1 заказ в 12 секунд, если равномерно, да и даже 7000 в секунду - это невысокая нагрузка

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sharapov

На самом деле, малость прифигел от их IT решений, когда начал там покупать. То, что нагрузку не расчитали - фигня.  Моментальная связь между приложением и кассой, как лояльность считается, и они реально единственные, у кого получилось сделать кассу самообслуживания к которой идешь, даже если свободный кассир. В которой нет дебильных "Выберите способ оплаты", "Ставьте на лоток", "позовите кассира, что-то пошло по звезде" и т.д. Просто подносишь штрих-код - она тут же начинает работать, жмешь оплатить, подносишь карту и, сука, все. 
Потом, правда, какой-то умник решил ее оптимизировать и добавил шаг ввода бонусной карты шагом, а не опцией, но ни у кого, включая Азбуку, таких терминалов не получилось.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Dear Moscow,
 как у них код написан, если на 7000 заказах в день у них сервера перестали справляться

Это — натуральный код. Без нитратов, гормонов роста, и консерваторов.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Таран

Никак. У Вкусвилла принципиально IT не было своего до короны

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ilya Shubenok

7000 заказов. Сколько было уников да еще и одновременно - неизвестно. Даже если начать заниматься диванной аналитикой и представить, что конверсия у них 3%, то получится около 235 000 юзеров в день на сайте. Пусть даже нагрузка будет равномерная, то это ~9800 в час или 163 юзера в минуту, которые чето делали - тыкали по страницами, сервак делал запросы в бд, отдавал контент и прочая муть. В целом неплохо, на самом деле. 

Ну и откровенно говоря, 7к заказов в сек - это докуя) 

p.s. да и тем более там обычный битрикс, чего вы от него хотите? Не думаю, что там его прям оптимизировали и затачивали под высокие нагрузки и замарачивались с серваками. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Anton

"например, в Европе не указывается срок годности на продуктах"
в Европе указывают "минимальный срок" на упаковке до которого данный продукт будет соответствовать своим органолептическим свойствам, а так же являться безопасным. Ест-но голландцы не понимают, зачем им знать дату производства, если все свойства продукта производитель гарантирует 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Belov

У ТилТех прям прекрасные запросы к потенциальным целям, только неясно, зачем таким компаниям ТилТех. 
Интервью интересное, хорошо, что Осетинской становится меньше раз от раза, это упрощает просмотр. 

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Terentieva

Тоже не понимаю прикола вкусвила.  ну по молочке может ок что то кому то мне все равно,  ну там готовая еда пару позиций ниче в своем прайсе , в остальном я лучше в азбуке возьму, по ценам там примерно тоже самое все,  но в азбуке сервис, и качество , а не ип васильков .

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Климов

Единственный минус, что азбуки не так распространены, но с качеством и сервисом всегда все идеально. Со вкусвиллом мне категорически не везет - то испорченное, то невкусное, то отравлюсь. Каждый раз иду туда при отсутствии альтернатив, но теперь уже зарекся

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
33_rublya

У нас в регионах Вкусвилл - это как луч света в тёмном царстве.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Корницкий

У нас в городе нет Вкусвила, но на сколько я понял:

1. Часть клиентов готова туда ходить из-за окружения (как в клуб) — по наблюдению за питерскими/Мск друзьями;

2. Товары отбираются качественные, а производителя нормально так подпрессовывают по цене (приятель поставляет выпечку туда).

По-сути обычная сеть магазинов заточенная на определённый сегмент.

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

Я как-то раз очень давно покупал во вкусвиле готовую еду и она была очень далека до азбуки. В азбуке плюс/минус блюда похожи на ресторанные. Но самая большая проблема, что во вкусвиле нет сигарет и нормального бухла. Ходить в два магазина с одинаковым ценником смысла особо нет.

Ответить
Развернуть ветку
Сектор Бизнеса

ВкусВилл сам по себе новый проект в России. С новой системой управления. Демократичному отношению к сотрудникам, а главное к их ошибкам. Каждый отдел работает так, как удобно людям: со своим расписанием, удобствами и правила. Экосистеме Вкусвилла можно позавидовать. Там никто не следит друг за другом, а каждый делает свою работу. Кстати, работают там точно профессионалы, раз удерживают весь рабочий процесс "без присмотра сверху". 

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Надо знать как работает Х5.

Ответить
Развернуть ветку
Ватная Корзиночка

Раньше был прям фанатом Вкусвилла, казалось, что есть разница, за которую можно переплатить денег. Но в итоге, мне кажется, я понял их модель, есть некоторые "рекламные" товары действительно хорошего качества, на которые они делают невысокую наценку по сравнению с обычными магазинами, а на остальные наценка идет прям конская по сравнению с той же Лентой. И клиент как бы подсаживается на покупку продуктов там за счет этого, а по факту по качеству у большинства продуктов разницы то и нет (не считая 10-15 действительно уникальных)

Ответить
Развернуть ветку
Roman BL

А можешь перечислить какие на твой взгляд товары у них в топе по качеству/цене

Ответить
Развернуть ветку
okman

Где гарантия что какой нибудь фермер не написал в индейку антибиотиков ? Верить на слово ?

Ответить
Развернуть ветку
Ватная Корзиночка

Индейку вроде особо нет смысла пичкать антибиотиками, только курицу, возможно я ошибаюсь конечно

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев

Поэтому "Вкусвилл" постоянно проверяет все товары от поставщиков: https://vkusvill.ru/quality/ - как в своих лабораториях на складах, так и в специализированных лабораториях.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Brin

Интервью с Галицким должно было чему-то научить ведущую. Возможно в этот раз получилось хорошо 👍

Ответить
Развернуть ветку
alex

Вкусвилла - "Не знаю, когда бы мы выросли в 30 раз, если бы не пандемия"
Zoom - "Not bad, not bad"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Антонов

Поддерживаю, думал только мне так "везёт" на хамовитых бабулек на кассе Вкусвилла.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Труд рабский, платят мало. Судя отзывам

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Огромное спасибо Андрею за "Вкусвил", фактически с него началась в Мск нормальная молочка: нормальный кефир, нормальный творог и тд.  
Плюс приличные колбасы и копчености - тот же 'казылык' зачетный.
Респект таким бизнесменам )

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Ближайшую к дому точку закрыли. То есть где-то они выросли, а где-то нет

По продуктам- много у них хорошего качество. Но ценик небюджет (что понятно)
Но это в любой сети такое бывает. В районном Дикси постоянно акции на кофе, например 

Ответить
Развернуть ветку
Сдохни, модератор

ну это, эффект низкой базы и все такое

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Volkov

В последнее время стали косячить с качеством продуктов и с качеством доставки. овощи/фрукты на витрине классные, а в доставку кладут какой-то швах. В последнем заказе проткнули йогурт чем-то в пакете, или такой был уже до этого. Время доставки стало больше. Подгадываешь чтоб ребенок не спал - привозят позже, и ребенок просыпается. (СПБ)
Думаю отказываться от доставки и ездить в их магаз как раньше, своим ходом.
Как магазин и качество продуктов меня полностью устраивает, перестал ходить в шаговые магазины, Иногда раз в пару недель езжу в Ленту купить с запасом то чего нет во вкусвилле. 

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев

Я просто, комментарий пишу при доставке, чтобы звонили не в дверь, а на телефон - и на беззвучный - и доставка приезжает, и дети спят. ;)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
50 комментариев
Раскрывать всегда