(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95051534, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95051534, 'hit', window.location.href);

Что делали ведущие ритейлеры в пандемию. Часть 1

Карантинные ограничения сильно повлияли на ритейлеров. Компании, которые откладывали запуск екома или делали это вяло, вынуждены были стартовать дистанционные продажи за считанные недели. В этой статье мы резюмируем основные стратегии, которые использовали компании в период первой волны.

В поле зрения попали крупнейшие оффлайн и онлайн ритейлеры, а также несколько не самых больших, но заметных компаний на рынке:

  • Fashion: Wildberries, Ламода.
  • Продукты: Перекресток, Пятерочка, Утконос, Вкусвилл, Ашан, Магнит, Твой дом.
  • Смешанный ассортимент: Wildberries, Озон, Беру/Яндекс.Маркет, Goods, Твой дом.
  • Товары для дома и DIY: Леруа Мерлен, Икея, Твой дом.
  • Детские товары: Детский мир.
  • Электроника: М.Видео + Эльдорадо.

Статья выйдет в двух частях. В этой части мы осветим, как компании изменили работу с поставщиками и как дорабатывали витрины. А во второй расскажем про изменения в процессах оформления заказов, самовывоза и доставки и покажем, что еще интересного было сделано.

Работа с поставщиками

Пандемия сподвигла екомы ускорить процесс интеграции поставщиков. Многие компании лишились своих оффлайновых витрин (рестораны, fashion, спорт) и вынуждены были срочно выходить в новые онлайн каналы.

1. В сфере e-grocery продуктовые сети стали сотрудничать с ресторанами.

Перекресток запустил программу по поддержке ресторанного бизнеса и начал доставлять еду из Андерсона и зерновой кофе из Шоколадницы. А во Вкусвилле появилась новая категория «Ресторан на полке» с блюдами партнеров.

2. Пандемия подтолкнула даже крупных ритейлеров и сети к выходу на маркетплейсы.

На Ламоде появились бренды Demix и Outventure Спортмастера и товары из Вкусвилла. М.Видео-Эльдорадо начали продавать товары на Озоне. Золотое яблоко вышло на Беру. А М.Видео-Эльдорадо начали сотрудничать с производителями, ритейлерами и дистрибьюторами по модели маркетплейса.

В результате сотрудничества маркетплейсы получили глубину и разнообразие ассортимента, а поставщики — доступ к новым клиентам.

3. Маркетплейсы начали активнее сотрудничать с аптеками и другими участниками рынка медицинских услуг.

Озон совместно со SmartMed запустил продажи сертификатов на онлайн-консультации врачей и тесты на коронавирус. Goods реализовал бронирование лекарств. Лекарства можно забронировать на маркетплейсе и затем забрать из аптеки. Магнит запустил онлайн-аптеку c click&collect опциями. А Детский мир заявил о планах по выходу на рынок телемедицины в части педиатрического мониторинга и отслеживания беременности.

Вместе с ростом количества сотрудничеств, маркетплейсы улучшили процессы интеграции с поставщиками.

  1. Wildberries начал принимать товары поставщиков через ПВЗ. Клиенты этой услуги — ИП и самозанятые с поставкой до 1 м³. Раньше мелкие поставщики возили товары на РЦ ритейлера и оплачивали транспортировку сами.

  2. В Ламоде на треть вырос поток заявок на подключение к маркетплейсу. Компания отмечает особенно много заявок от малого и среднего бизнеса. В ответ на спрос, Ламода ускорила процесс онбординга. Для сравнения, в августе 2020 года Wildberries отчитался о росте поставщиков в 3,5 раза по сравнению с августом 2019 года. 25% из них — самозанятые. А продажи Озона выросли почти втрое, при этом доля оборота товаров селлеров превысила 50% от общих продаж.

Ассортимент

Карантин — звездный час для екомов, и особенно это касается выхода в новые товарные категории. У нескольких компаний появились нематериальные товары (билеты, электронные книги, сертификаты), многие стали продавать продукты и еду (даже Ламода), а Ашан успел закрыть старый еком и запустить совершенно новую витрину с экспресс-доставкой продуктов с полок магазинов.

1. Wildberries активно развивал цифровые товары: запустили продажу авиабилетов и видеоконтента (пока только спортивные тренировки и образовательные материалы). До конца 2020 года Wildberries планируют в 20 раз увеличить ассортимент аудиокниг, курсов и страховок. Во время пандемии спрос на эти товары возрос, и компания ожидает дальнейший рост спроса.

2. Озон совместно с Автомир начал продавать автомобили в Москве. Сейчас на витрине ритейлера доступны уже 4 категории: автомобили, мотоциклы, квадроциклы и скутеры. Автомобили можно купить как новые, так и с пробегом. На Озон можно выбрать и забронировать автомобиль, а Автомир обещает его наличие по указанной на сайте цене.

3. Ламода запустила категорию Ladoma с товарами, видимо, первой необходимости. Сейчас в категории представлены 40 товаров подкатегорий Крупы и хлопья, Макаронные изделия, Презервативы, Специи и добавки, Товары для дома и Чай, кофе, какао.

Чем заняться дома в карантин по версии Ladoma

5. На Беру появился раздел для продажи мебели. На старте в категории разместились уже более 200 партнеров: производители, дистрибьюторы и крупнейшие интернет-магазины мебели и товаров для дома.

6. Goods запустил продажу ювелирных изделий. Сейчас на маркетплейсе доступно около 53 тысяч товарных предложений от 79 брендов.

Витрины

Возросший спрос со стороны потребителей на выбор и покупку товаров онлайн подтолкнул бизнесы развивать новые витрины и дорабатывать старые, а также совершенствовать контент, чтобы покупателям было проще принять решение дистанционно.

1. Wildberries доработали товарный контент для категорий «Одежда и аксессуары” и “Украшения». Одежду теперь можно посмотреть на людях в разных ракурсах, а аксессуары показаны на человеке так, что понятен масштаб. Однако доработка контента — далеко не всегда первоочередная задача. Об этом мы рассказали здесь.

2. Перекресток и Пятерочка вернулся к развитию витринам для экспресс-доставки «Перекресток Быстро» и «Пятерочка Доставка». Сети уже запускали тестирование подобных сервисов в 2019 году, но приостановили проекты.

В 2020 проекты реализуются с помощью разработанного X5 Retail Group сервиса экспресс-доставки «Около». Это единая технологическая платформа, базирующаяся на партнерстве с локальными компаниями экспресс-доставки, работающими в разных российских городах. Сейчас к «Около» подключены только сети X5, но в дальнейшем возможно подключение и других участников рынка еды.

Во многих случаях новая витрина — это не только отображение товаров, но и глубокая переработка существующих бизнес-процессов или создание новых.

1. Вкусвилл успел запустить отдельное приложение «ВкусВилл Экспресс» и закрыть его, переехав обратно в основное. Доставка осуществлялась через Яндекс.Такси. Подробнее об экспресс-доставке через службы такси можно почитать в нашем телеграм канале Кусочки екома.

2. Утконос запустил сервис и отдельную витрину на своем сайте «Утконос-мини». Сервис строится за счет нового фулфилмент центра «Мосрентген» в Москве. Он нацелен на быструю обработку заказов и сокращение времени доставки. Обслуживаются близлежащие районы, а к заказу доступны около 10000 самых востребованных товаров.

3. В сентябре Goods и Почта России начали тестировать решение, в рамках которого приложение Почты стало витриной для товаров маркетплейса. На витрине покупатель сможет заказать товар и выбрать способ доставки. Планируется, что товарная витрина станет частью цифровой экосистемы Почты России.

4. Озон запустил ежедневные прямые видеотрансляции в мобильном приложении. В них принимают участие ведущие, эксперты, а также продавцы маркетплейса и представители брендов. Зрители могут пообщаться с продавцами и купить товары со скидкой. М.Видео-Эльдорадо тоже запустили персональные видеоконсультации на сайте и в мобильном приложении.

В части работы с поставщиками, ассортимента и витрин во время пандемии екомы уделили наибольшее внимание:

  • интеграциям для увеличения количества каналов продаж и доступа к новым покупателям;

  • улучшению процессов онбординга и работы с поставщиками;
  • расширению ассортимента и доработке товарного контента;
  • разработке бизнес-процессов для ускоренной обработки заказов и доставки и внедрению их на витрины.

Как изменились процессы оформления заказов, самовывоза и доставки, и что еще интересного было сделано, мы расскажем во второй части статьи.

Автор материала: Анастасия Гуляева, Алёна Сидоренко

0
5 комментариев
Nikolay Ganin

Хорошая сводка новостей, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Вы про какой карантин, в какой стране?
Расширение доставки из прод магазинов на Деливери и Яндексе (Дикси, Магнит и пр), подкажите, пожалуйста,  где про это упоминается.

Ответить
Развернуть ветку
Ensi
Автор

Хоть и рассматривали игроков российского рынка, главной целью было выделить основные тренды, которые во многом не уникальны для России.
А про изменения, связанные с процессами доставки, в том числе про расширение зон, расскажем во второй части статьи. Она пока готовится к публикации.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Понятно. Т.к. в РФ не было и нет карантина, цикл статей не про РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Ensi
Автор

.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда