{"id":13769,"url":"\/distributions\/13769\/click?bit=1&hash=da8fb7cc928af0f74956a7c9d4d30384837351ecc8be71e7d0f51354b931e8e1","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043e\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0441 \u0448\u0443\u043c\u043e\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0434\u043b\u044f \u0443\u0434\u0430\u043b\u0451\u043d\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432","buttonText":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e","imageUuid":"5b23fe7d-371f-5bf1-a2e9-132c9db027ed","isPaidAndBannersEnabled":false}

Минпромторг взялся за маркетплейсы и разослал им письма с вопросами продавцов. Публикуем просьбы и жалобы

Начало этой недели выдалось прекрасным: пока одни праздновали 60-летний юбилей полета Юрия Гагарина и рисовали мемы с упавшим космонавтом в Красноярске, другие подписывали целую кипу претензий и предложений к российским маркетплейсам.

Речь о департаменте развития внутренней торговли Минпромторга России. Именно это ведомство 12 апреля подготовило и разослало большинству российских маркетплейсов письмо по итогам мониторинга проблемных вопросов во взаимоотношениях маркетплейсов и продавцов. Досталось даже «Авито» и «Ярмарке мастеров», а по OZON и WB теперь можно катком проехать.

Публикуем полную версию документа и находим важные моменты. Многие требования выглядят так, будто их просто списали из комментариев на vc — уж очень жизненно.

Итого, в числе проблемных вопросов, Минпромторг выявил сразу 15 основополагающих пунктов-претензий в отношении маркетплейсов. Для нас они звучат так. Поправляйте, если мы что упустили.

1. Маркетплейс меняет условия договора в одностороннем порядке.

Это факт и наша с вами действительность. Как правило, актуальную редакцию договора со всеми пунктами можно найти по ссылке в личном кабинете продавца. Новые редакции договоров и дополнительных соглашений, конечно, датируются и не появляются с потолка. Однако, часто о будущих изменениях предупреждают за пару недель и даже дней. Продавцы не всегда успевают спланировать свои бизнес-процессы, например, заложить в сумму затрат — платный ввоз товаров на склад.

Случалось ли так, чтобы неожиданные изменения договора резко меняли и правила вашей игры?

2. В общем доступе сложно найти механизмы расчета комиссии за услуги маркетплейса. Ее сложно рассчитать, а сумма комиссии может меняться без уведомления продавца.

Отличное продолжение пункта 1. Вообще очень многие моменты, связанные с маркетплейсами не очень прозрачны и понятны. Особенно для новичков, которые вообще не представляют механики взаимоотношений между продавцом и площадкой. И тут два варианта: либо маркетплейсы делают это умышленно, потому что так проще добиваться своих целей, либо они просто не умеют подавать информацию доходчиво. В любом случае, как бы сложно все не было — работать можно. Иначе никто бы не работал и не торговал.

3. В целях продвижения товаров требуется постоянное проведение акции и снижение цен на продукцию. Качество товаров не входит в число приоритетов их попадания в «топ» предложении.

Согласимся. Во многом это снижает ответственность продавцов перед рынком. Понимая, что качество товара не играет основной роли, селлеры часто переходят к иной модели работы — быстрое производство, продажа низкокачественного товара по интересным ценам. Хотя есть и приятные примеры. Например, AliExpress весной этого года подводил итоги конкурса в который втянул российских предпринимателей-ремесленников. Мы рассказывали об этом тут. Тогда отечественные товары были вынесены в отдельный раздел маркетплейса.

4. Маркетплейсы диктуют правила по которым продавцы должны предоставлять покупателям акции и скидки, иначе последним грозит скрытие товаров и падение продаж.

И дело даже не в том, что площадки постоянно давят на продавцов, а в том, что из-за этого селлеры начинают завышать цены на товары и устраивать свои голодные игры. В итоге онлайн-витрины просто разрывает от странных предложений и ужасного разброса цен.

5. Сложная и финансовая затратная процедура регистрации личного кабинета.

Мы бы скорее склонялись к формулировкам, связанным с долгим, сложным и затратным процессом заведения товаров на площадки, а не регистрацию личных кабинетов.

6. Площадки выдвигают слишком строгие упаковочные стандарты, вплоть до указания цвета и габаритов упаковки.

Пакеты только белые, скотч — прозрачный, коробки без дополнительных маркировок, а штрихкоды печатаем на термопринтере. А если готовиться к отгрузке, то можно запросто издать двухтомный свод правил с секретами упаковки.

Хотя нам кажется, что многие требования остаются такими лишь на бумаге. В реальной практики все зависит от конкретного маркетплейса, склада и даже сотрудника логистического центра. Пробовать, ошибаться и учиться во время первых отгрузок — хорошо.

7. Несмотря на высокие требования к упаковке, она все равно повреждается во время транспортировки или хранения на складе маркетплейсов.

А еще посылки просто крадут и даже едят. Факт остается фактом, но очевидно, что исправить ситуацию сможет только ужесточение требований в отношении сотрудников складов и курьеров.

8. Поставщики не могут проверять и контролировать правильность и реальность оформления отчета о продажах. Это приводит к кредитованию «поставщиком» маркетплейсов.

Многие продавцы жалуются на то, что не понимают как и где находится их товар. Некоторые вообще рассказывают в чатах о том, что некто меняет их оригинальный товар на страшный и жуткий контрафакт.

9. Сложно установить коммуникацию с сотрудниками маркетплейсов — поддержка может отвечать на запрос до 3 дней, а некоторые вопросы решаются несколько месяцев.

Некоторые не решаются вовсе, в итоге поставщики просто удаляют обращения и пытаются составить новое по той же теме. Случается и обратное — проблему удается решить силами селлера задолго до того как маркетплейс оказывает ему помощь. Начинающие продавцы и вовсе рвут на себе волосы впервые сталкиваясь с поставками и понимая, что получить совет от самой площадки спросив/написав/позвонив они не могут, а разделов в «Справке» не хватает. У вас же тоже есть проблемы в общении с маркетплейсами или нашли лазейку?

10. Отсутствует инструмент оценки покупателем услуги доставки и сборки заказов. Если покупатель недоволен — он оставляет негативную оценку на сам товар.

Порой кажется, что просто не хватает очень продуманной и слаженной службы клиенткой поддержки или возможности переговоров с самим покупателем. Это бы усилило конкуренцию между продавцами и снимало бы массу вопросов еще до покупки/отгрузки товара. Или это уже лишнее?

11. Отсутствие складов в ряде регионов России, при этом срок доставки до клиента одинаковый. Если сроки не соблюдаются, то штраф накладывается на продавца.

Кстати, склады в регионах стали открывать все чаще. Без этого после взрывного 2020 года никуда. Конкурировать друг с другом за поставщиков и покупателей можно предлагая им максимально простые, понятные и быстрые варианты отгрузки и доставки. Вот казанский KazanExpreess на этом уже собаку съел. Продвигая услугу доставки заказов за 24 часа, он медленно и верно пробирается по карте России к другим крупным городам.

12. Нестабильная политика по работе с крупногабаритным грузом.

Неприятно, когда продавать такой товар хочется, но хранить его негде. Потому что еще вчера ты продал свой огромный склад и надеялся отгрузиться на площадку маркетплейса, а уже сегодня он сказал, что колеса и диски продавать можно только по FBS.

13. Низкое качество программного обеспечения.

Это давняя сложность. У одни все работает шустрее, у других — медленнее. Если только начинаешь торговать, кажется, что можно потерпеть. Если постоянно работаешь в одной и той же среде — начинаешь привыкать, либо окончательно раздраженный пишешь претензии. Нам бы хотелось получить более открытый понятный интерфейсы, прокаченные функции по работе с товарным ассортиментом и доступ хотя бы к небольшой части баз онлайн-площадок.

14. На площадках ведется продажа контрафакта и несертифицированных товаров от чего страдают продавцы оригинальной продукции и сами покупатели.

Согласны. Писали об этом недавно на страницах vc. Ситуация не очень изменилась. С другой стороны, OZON и Роcаккредитация уже договорилась о совместном эксперименте по проверке сертификатов продукции. Поживем — увидим.

15. Сложности при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке, поскольку даже переданный маркетплейсу товар все равно продолжает числиться в ГИС МТ за продавцом.

Честный знак может быть честным, но, как и многое, не очень прозрачным. Очевидно, что это не прямая претензия к маркетплейсам, а логичный вопрос о том, как выстроить процесс, чтобы он работал. Просто работал. Есть иде?

После получения обращения, представители маркетплейсов, технически, должны предоставить ведомству ответ о возможности или невозможности устранения возникших проблем. Маркетплейсы могут откреститься, придумать свои варианты развития событий или начать обсуждать конкретные предложения продавцов. А их разнесли еще на несколько страниц. Ознакомьтесь, если будут дополнения — давайте соберем вместе и закинем в ведомства с новой удочкой.

Кстати, в списке получателей документа отметились сразу 13 организаций: АКИТ, Робот.Маркет, Сбермаркет, Сдек.Маркет, Ярмарка Мастеров — Livemaster, Яндекс. Маркет.AliExpress Россия, GlobalRusTrade, Goods, Lamoda, Ozon и Wildberries.

Как думаете, кто из представленного списка отреагирует на вопросы быстрее и на кого Минпромторг сможет оказать влияние?

0
18 комментариев
Написать комментарий...
over pwnz

Ждём увеличение комиссий)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrei Nikolaev

Товар пропадает, но редко. А вот возврат не проданного и побывавшего на примерке, а тем более после "не носили...", это жесткач 😢... Все в непотребном виде, часто рваное и жёстко ношенное, и часто не твоя продукция, а что-то другое и дешёвое.

Однажды заявили об этом, так наш весь товар сняли с продаж, до выяснения. Так что, мы годик отработали с Вайлдбериз, КупиВип и парой мелких, но больше с этими помойками и ими подобными никогда не свяжемся. И уверен, что любой уважающий себя бренд, не будет с ними работать.

Ответить
Развернуть ветку
Coolbits

Хотел бы с вами согласиться, но поставщиков не работающих с маркетами все меньше. Всё хотят миллионных продаж. 
По опыту в моих нишах (белье,украшения): вне маркетплейсов ещё остаются поставщики более дорогих и престижных брендов. Они не хотят участвовать в скидочном безумии и ронять ценность товаров бренда в глазах покупателей. 
Весь масс-маркет уже на WB. Причём уходят туда уже сами дистрибьюторы, которые имеют эксклюзивное право на ввоз товаров в Россию. Они делают ставку на маркетплейсы. Небольшие интернет магазины им больше не нужны. 
Некоторые даже работают в минус, получая только бонус от западных партнёров, которым нужно загрузить предприятия. В итоге  розничные цены на те же колготки в WB оказываются иногда ниже, чем наша оптовая закупочная. Вот так и живём. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev

Да, согласен, для крупных и неповоротливых ситуация именно такая, а вот небольшие бренды, с качеством, уже предпочитают не связываться. Не связываться именно потому, что это теряет ценность бренда в глазах покупателей. Сравнивают по цене, а не качеству, большинство не понимает, что внешне схожие по фото платья могу иметь огромные отличия, и то что дешевле, изнутри будет выглядеть хуже чем мешок для картошки.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

САДОВОД поднапрягся 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Zp

Почему селлер? Ну продавец же!

Ответить
Развернуть ветку
Черртяка Ч.

Что-то мне кажется, под предлогом борьбы с маркетплейсами взлетит цена товаров для конечных потребителей..  прощайте, скидки на WB

Ответить
Развернуть ветку
Beauty Comfort

А озон и wb разве не частные компании? Может мипромторгу открыть свой маркетплейс, где все-все будет как они хотят и где они смогут внедрять свои нацпроекты "обещаем развить все на свете и всех обогнать  через дцатькогда-нибудь"? 

Ответить
Развернуть ветку
Софья Мальцева

На самых мелких. Остальные понимают, что по большому счету это Филькина грамота. А  вопросы к некоторым из них не подходят

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Онотоле Кошкин

Забыли про утечку данных. Когда новый портал появился, то у посторонние друг для друга поставщики получили доступы к чужим ЛК. Также был баг на сайте ВБ, когда вместо ОГРНИП высвечивался полный адрес поставщика, включая квартиру (если это ИП), подтягивающийся из визитки

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кияев

Вопрос про пропажу товаров при приёмке ВБ не затронули. Никого не коснулось?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
LB

Не продавайте на Вайлдбериз. это настоящая говноплощадка, сплошные штрафы за отгрузку позже срока. Механизм такой: площадка специально пропикивает отправления с опоздангием, хотя продавец отгрузил вовремя и с запасом времени, отправления например могут поменять статус на принято к примеру через день-два. За просрочку начисляют штрафы, и зарабатывают в основном на этом а не на комиссиях. Комиссии не прозрачны, могут продать ваш товар по цене ниже установленной, в Поддержке числится где то 50 обращений, отвечено всего на 5-6. Это какой то ужас, теперь понятно как бакальчук стала самой богатой женшщиной в рф, они просто обкрадывают продавцов на специально созданных условиях и офертах, где штрафы , непрозрачность комиссий центральное звено в их заработке. Возвраты не получишь. второй месяц при создании заявки на возврат не возможно выбрать ПВЗ для забора возвратов в своем городе. Это никак не обьясняют, возможно товар вообще пропал уже , поэтому блокируют возвраты к получению потому что нечего возвращать. Будем писать в роспотребнадзор и другие инстанции. Эту говноплощадку нужно срочно закрывать, пока продавцы понимают что они там теряют и уходят в минус проходит время и как следствие банкротство

Ответить
Развернуть ветку
Klen.line

Все вопросы можно условно разделить на две части: 1. Кривой договор и последствия его применения. 2. Не совершенное тех. обслуживание. И если по первой части будет отписка - продавец имеет право предложить любые формулировки пунктов договора и формы к договору, то по второй части будет отписка - недостаточность финансирования. Так что, да, соглашусь с первым комментатором, комиссии вырастут. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Савельев

Не вошли в вопросы наши две главные головные боли: 1. ВБ тупо теряет товар ящиками и паллетами. Вроде всё вернулось в итоге, но через несколько месяцев(!). 2. Возвраты с Озона приходят в плохом состоянии. Не ясно как их вообще такие принимают и что с таким товаром делать. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Юрий Дашичев

А не было вопроса почему селлер должен включать комиссию маркета в свой оборот, хотя он этих денег не видит? Особенно странно это для ИП на 6% УСН. Мало того, что комиссия может быть 10%, так ты ещё с этого 6% заплатишь. Не говоря уже о том, что это чистой воды двойное налогообложение. 

Ответить
Развернуть ветку
Птиц

Вам было бы проще, если бы на счёт падала полная сумма, а вы потом платили комиссию? Никакой же разницы. Реализация и оплата услуг маркетплейса это разные хозяйственные операции, двойного налогообложения нет.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Дашичев

Если вы не видите разницы, это не означает, что её нет. УСН оплачивается от суммы выручки. В нормальном понимании - выручка это то, что что падает на счет ИП. Сумма "реализации" это софистика, ибо тогда ИП обязаны и хза комиссию на эквайринг тоже платить, но ведь не платится.
В чем разница комиссии маркетплейса и комиссии за эквайринг? Почему с одного нужно платить 6%, а с другого нет?

Ответить
Развернуть ветку
LB

Не продавайте на Вайлдбериз. это настоящая говноплощадка, сплошные штрафы за отгрузку позже срока. Механизм такой: площадка специально пропикивает отправления с опоздангием, хотя продавец отгрузил вовремя и с запасом времени, отправления например могут поменять статус на принято к примеру через день-два. За просрочку начисляют штрафы, и зарабатывают в основном на этом а не на комиссиях. Комиссии не прозрачны, могут продать ваш товар по цене ниже установленной, в Поддержке числится где то 50 обращений, отвечено всего на 5-6. Это какой то ужас, теперь понятно как бакальчук стала самой богатой женшщиной в рф, они просто обкрадывают продавцов на специально созданных условиях и офертах, где штрафы , непрозрачность комиссий центральное звено в их заработке. Возвраты не получишь. второй месяц при создании заявки на возврат не возможно выбрать ПВЗ для забора возвратов в своем городе. Это никак не обьясняют, возможно товар вообще пропал уже , поэтому блокируют возвраты к получению потому что нечего возвращать. Будем писать в роспотребнадзор и другие инстанции. Эту говноплощадку нужно срочно закрывать, пока продавцы понимают что они там теряют и уходят в минус проходит время и как следствие банкротство

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
null