Роботы в ритейле и почему их до сих пор там нет

Роботы в ритейле и почему их до сих пор там нет

Зачем вообще ритейлу роботы

Ритейл сегодня весьма технологичен и как никто другой борется за эффективность и внимание клиента. Действительно, просто продавать потребительские товары уже сложно, нужно поддерживать продажу хорошим сервисом, начиная от чистого и опрятного торгового зала, заканчивая оплатой по лицу или вообще автоматической оплатой при выходе.

Не обошел ритейл стороной и такое романтичное направление инноваций как роботизация. Это случилось не просто так, тысячи типовых магазинов с одинаковыми внутренними процессами кажутся очень благодатной почвой для автоматизации. Автоматизируй один магазин, добейся в нем прироста на N%, а уже завтра масштабируй решение и получи кратную прибыль! Звучит очень заманчиво, но дьявол, как всегда, кроется в деталях.

Ниже я разберу основные решения, которые, сегодня призваны помочь ритейлу "роботизироваться". Затрону я только фасадную часть, а именно торговый зал и то, что видят покупатели. Конечно, ритейл состоит еще из складов, логистики, цепей поставок и в каждом из этих сегментов есть свои непаханые поля для автоматизации, но для рядового обывателя, ритейл - это магазин и те самые помидоры, которые мы видим на полке.

Какие роботы бывают

Bossa Nova Robotics Inc., США

Самый известный и нашумевший проект в сфере роботов для ритейла. Компания создана выходцами из Carnegie Mellon University's Robotics Institute, а в 2018 году приобрела разработчика систем искусственного зрения HawXeye.Во многом, своей популярности обязаны сотрудничеству с Walmart.

Заявленные возможности вполне стандартны, но надо понимать, что Bossa Nova Robotics Inc. по сути была пионером и драйвером указанных решений.

Итого их робот умеет:

- Анализировать пустоты на полках;
- Проверять соответствие выкладки планограмме (правильные товары стоят в правильных местах);
- Сканировать и проверять актуальность ценников.

Кроме самого робота, компания предлагает свои продвинутые AI-алгоритмы для корректного распознавания, экосистему для сотрудников (в виде отчетов и мобильного приложения) и в целом позиционирует себя как сервисное решение "под ключ".

Bossanova имеет интересную особенность в части применения 3D сканеров, которые анализируют наполненность полки в глубину. На сегодня это, вероятно, самый технологически продвинутый робот, а сама компания разработчик успела обкатать его в реальных магазинах.

Тем не менее в конце 2020 года Walmart объявил об отказе от сотрудничества и использования роботов Bossa Nova Robotics Inc. в связи с тем, что во время пандемии существенно выросло количество онлайн-заказов. Сотрудники магазина стали намного чаще подходить к полкам для сбора онлайн-заказов и, по сути, могут прямо на месте проделать все те же операции, что и робот. Также стоит учитывать, что рост онлайн-заказов привел к сокращению покупателей в самом магазине, а значит и порядка на полках стало больше.

Сложно сказать, вернется ли Walmart к внедрению роботов в торговый зал снова. Все-таки отказ от использования произошел в довольно уникальные условия пандемии, но факт того, что это сильно ударило по Bossa Nova Robotics Inc. и репутации таких роботов неоспорим.

Badger Technologies, США

Роботы в ритейле и почему их до сих пор там нет

Являются подразделением крупного производителя контрактной электроники Jabil Circuit (США, Флорида). Стоит сказать, что "материнская компания" у Badger Technologies вполне внушительная, имеет 90 заводов в 23 странах мира, отсюда и амбиции.

Аналогично Bossa Nova имеет 3D камеры, но иной дизайн. Если Bossa Nova представляет собой скорее отдельную штангу с датчиками на платформе, то робот Badger Technologies - это монолитная вертикальная конструкция. Разработчик отдельно заявляет о высоких возможностях интеграции в уже существующие системы клиента.

Одной из функций робота является анализ ситуаций в торговом зале на наличие происшествий (упавшая коробка, разлитая жидкость и т.д.). Робот способен информировать персонал магазина о такого рода событиях автоматически. Еще одной особенностью робота можно назвать режим патрулирования. Робот берет на себя функции охранника и следит за открытыми окнами/дверьми, наличием огнетушителей на нужных местах, также выступает в роли передвижной камеры наблюдения, способной вызывать службу безопасности при обнаружении нарушений.

Интересным выглядит решение Badger UV Disinfect. Данный робот оснащен мощной УФ-лампой и служит для автоматической дезинфекции товаров на полках магазина.

Роботы в ритейле и почему их до сих пор там нет

Роботы компании используются сетью Woodman’s Markets. Согласно последнему пресс-релизу компании, к концу 2020 года их должны были внедрить во все 18 супермаркетов сети.

Simbe Robotics, США

Роботы в ритейле и почему их до сих пор там нет

Очередная компания из США, которая, имеет уже третью редакцию своей роботизированной платформы Tally. Сама компания не особо рассказывает о себе и своей истории. Известно лишь, что в 2019 году стартап получил $26 миллионов от различных фондов и инвесторов.

Про самого робота Tally 3 заявлено, что он использует 3D камеры от Intel и GPU от Nvidia. Вряд ли это можно назвать каким-то уникальным преимуществом, так как роботы конкурентов могут быть построены на точно таких же общедоступных комплектующих. Функционально это все та же самоходная платформа с камерами, которая сканирует полки, товары на них и ценники.

Из интересных особенностей: Tally 3 имеет какую-никакую антропоморфоность в виде экрана с анимированными глазами. Преимущества такого решения непонятны, так как сами разработчики заявляют, что никакого интерактива с человеком не предполагается. Тогда зачем ему нарисованные глазки?

Робот сразу умеет работать с RFID метками, что, чисто технически, дает ему преимущество. Ведь считать RFID метки с полки намного проще, чем распознавать визуальный образ. Однако, сама технология RFID имеет большие ограничения и далеко не на всех категориях товаров может работать корректно.

По заявлениям самой компании, робот уже используется сетью Carrefour в ОАЭ и магазинами сети Save Mart (Save Mart, Lucky, FoodMaxx)

Brain Corp, США

Роботы в ритейле и почему их до сих пор там нет

Основанная в 2009 году Brain Corp пошла довольно необычным путем, а именно занималась и занимается автоматизацией самоходных поломоечных машин. Все вы видели такие небольшие, чаще темно-зеленые машинки. По заверениям компании, они поставили уже более 16 тысяч роботов и в это можно поверить, учитывая, что на поломоечные машины есть стабильный спрос. Brain Corp по сути просто дорабатывает готовое устройство, делая его автономным.

Некоторое время назад компания представила свое решение для ритейла. Предлагается та же самая платформа в виде машины для мытья полов, но уже с доработками, которые позволяет ей сканировать полки магазинов. Отсюда же растут корни у довольно своеобразного симбиоза робота сканировщика полок и полотера одновременно.

Какой-либо открытой информации о текущем использовании роботов Brain Corp в ритейле не имеется. Решение компании выглядит избыточно дорогим, ведь зачем переплачивать за функции мытья полов, если нужно сканирование полок и наоборот. К тому же сама платформа в разы габаритнее и в ней больше подвижных частей и сложных механизмов вроде подачи воды на пол и рулевого управления для оператора.

R2 Robotics, Россия

Роботы в ритейле и почему их до сих пор там нет

Р2 Робототехника - это совсем молодая (2019) компания из Новосибирска. Сами разработчики называют свое творение роботом-мерчендайзером. Технические подробности не разглашаются, из общедоступных данных известно, что:

- робот имеет классическую вертикальную компоновку с самоходным шасси;

- умеет распознавать RFID-метки.

В данном случае мы видим, что разработчики отказались от сложного распознавания изображения и целиком опираются на RFID технологию. Вероятно, именно с этим связано тестирование робота в магазине спорттоваров (об этом указано в корпоративном блоге). Как я уже писал ранее, RFID, с одной стороны, весьма облегчает процесс сканирования, с другой, плохо применим в работе с некоторыми видами тары. В частности, жидкости и металл не позволяют работать с RFID качественно, а это существенная часть FMCG товаров.

НПО Андроидная техника, Россия

Да, это те самые, которые сделали робота Федора. Недавно компания решила попробовать себя в ритейле и представила своего робота для ритейла и даже заявила об успешном пилоте совместно с сетью Пятерочка.

На первый взгляд, мы видим классическое уже решение с вертикальной платформой. Однако есть и существенные отличия от всех прочих роботов. Во-первых, колесная база, она подозрительно напоминает гироскутер и на самом деле это ни разу не плохо. Если это позволяет снизить цену робота, то почему бы и не использовать проверенное решение, которое может перевозить даже человека.

Также на промо-материалах мы видим, что на платформу установлена жесткая вертикальная рама с планшетом в её завершении. Здесь уже не все так понятно. Ведь если все прочие роботы используют набор камер и датчиков по всей высоте, что логично, товар стоит от пола до высоты человеческого роста, то почему тут не так? Кажется, что рама статична и просто держит планшет.

Теперь к планшету. Зачем он роботу для сканирования полок? Зачем ему экран, направленный туда же, куда и камера. Какую информацию он хочет показывать товарам на полке?

Вопросов много и скорее всего, на фото робот-ассистент. Для которого действительно, важен планшет и достаточно одной камеры на уровне лица собеседника. Вот только зачем? То ли кто-то что-то напутал и выдал изданиям фотографии другого робота, то ли создатели Федора нашли какой-то совершенно иной подход. Технических подробностей пока нет, поэтому остаемся на уровне догадок и домыслов.

4D Retail Technology Corp., Канада

Почивший в 2017 году проект из Канады. Из интересного в нем только выбор раскраски корпуса робота в эстетике работ Пита Мондриана. Кроме рендеров и колонки в журнале ребята никак себя не проявили.

Почему роботы до сих пор не захватили ритейл

На текущий момент роботизация торгового зала находится все еще в зачаточном состоянии. Ни одна из компании не смогла представить полностью рабочее решение, которое бы решало задачи ритейла с гарантированной точностью и уровнем затрат. Многие компании провели успешные тесты. Bossa Nova Robotics даже успела погреться в лучах сотрудничества с Walmart и получить относительную известность. Однако все равно оказалась не нужна клиенту в её текущем виде.

Главная ценность, которую несут в себе роботизированные решения сегодня, - это порядок на полках и, кажется, что это бесспорное благо. Но это не так. Современные роботы могут только идентифицировать проблемы, уведомлять если где-то что-то отклоняется от стандартов и брать на себя задачу по быстрому выявлению отклонений. Тогда как само устранение найденных проблем все еще лежит на плечах сотрудников магазина. Ведь именно сотруднику нужно: получить уведомление от робота, принять решение об устранении проблемы, осуществить выкладку товара и т.д. А если человек все равно делает большую часть работы, то нет смысла платить за робота, который делает только часть.

Следующее поколение роботов так или иначе должно или стать существенно дешевле, или решать проблему целиком. Нужно не только уметь находить пустую полку или некорректный ценник, но и делать так, чтобы полка в итоге наполнилась, а ценник стал правильным и, в идеале, для этого не нужен был человек.

Какое будущее нас ждет

Современные технологии позволили нам делать роботов, которые могут хорошо перемещаться по торговому залу и делать очень качественные снимки всего, что они видят вокруг. Мощные алгоритмы позволяют интерпретировать изображение в данные, с которыми мы можем работать и видеть больше. Но то, что для роботов было большим скачком, является крошечным шагом для человека. Любой сотрудник торгового зала может самостоятельно пройти по магазину и обработать увиденное на полках в список проблем, а главное, делает это намного более универсально и быстро.

Справедливости ради, технологии автопилота тоже начинались с того, что просто подсвечивали опасность в слепой зоне водителя или пищали при приближении к препятствию. Они делали то, что опытный водитель делает лучше и эффективнее самостоятельно. Однако технологии шли вперед и сейчас уже могут брать управление на себя и даже помогать избегать аварий на дорогах.

Кажется, что роботов в ритейле может ждать тот же сценарий: от простых сигнальных систем они могут перейти к "принятию управления в свои руки". Это логично, робот может быть в разы более грузоподъемен, дотягиваться до любой высоты и глубины, работать 24/7 в конце концов. Именно для тяжелой и монотонной работы нужна роботизация и именно в этом направлении отрасль ожидает решений.

P.S. стартапов такого толка великое множество и мой список далеко не полный. Если вы знаете, видели иные решения, пожалуйста, пишите в комментах. Наиболее интересные я добавлю в статью.

1414
30 комментариев

Ерундой занимаетесь, очевидно же. Найти проблему не равно ее решить. Лично я предлагаю модернизировать сами полки. Сделать их подвижными тогда можно реализовать высоту до потолка. Количество товара увеличится раза в три. И не нужно будет бегать за каждым товаром по залу. Если полки будут проходить через контрольной точку можно их фотографировать и взвешивать что даст удаленный контроль. Все просто, осталось только сделать. ;)

2
Ответить

еще можно пол проложить траволаторами, чтобы люди не ходили, а их везли вдоль магазина)

Готовы платить за все товары в три раза дороже, окупая этот киберпанк?)

2
Ответить

Теме больше десяти лет и так и не взлетело. Ибо дорого и при этом не помогает с решением проблем которые диагностирует. Нет товара? Так найти не могут, хоть в системе и числится. Нет ценника? Так не могут распечатать потому что офис не прогрузил. И так далее.

2
Ответить

А не проще поставить миниатюрные многопиксельные камеры на батарейках в тех местах где висят ценники. Одна камера сможет раз в полчаса просыпаться , подключаться к wifi  и отправлять фотку  5-8 метров полки напротив. А там уже сервер склеит и обработает фотки?

1
Ответить

Очевидный вариант, тестировался в том числе и Х5 года три назад. Те же проблемы что у роботов. 
Можно даже еще дешевле делать - глядеть не на источник проблемы (полку), а на результат (чеки). Например - https://goodsforecast.ru/solutions/osa/

1
Ответить

Даже сами по себе электронные ценники на e-ink существуют давно, но их не применяют массово из-за дороговизны. Срок окупаемости высокий. 
Есть решения, когда пытаются использовать камеры на потолке, но это тоже дорогостоящее переоборудование зала.
Робот выглядит привлекательнее в том смысле, что быстро внедряется без изменения самого магазина и быстро масштабируется.
И все таки, камеры тоже останутся лишь сигнальной системой. Проблемы, найденные камерами будет решать человек.

Ответить

"Из интересного в нем только выбор раскраски корпуса робота в эстетике суперматизма. Кроме рендеров и колонки в журнале ребята никак себя не проявили."

не супрематизма а неопластицизма, так то, это же мондриан же, ну


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD,_%D0%9F%D0%B8%D1%82

1
Ответить