Торговля
Эвотор

Код «молочный»: как рознице работать с маркированной молочкой?

В этом году при продаже молока, сыра, мороженого и другой молочки нужно сканировать код маркировки и выводить товар из оборота. Как рознице принимать, продавать и списывать маркированную молочку? Как работать общепиту? Что изменится в работе с поставщиками? Как продавать сыр на развес? На частые вопросы предпринимателей отвечает Вячеслав Предыбайло, директор по маркировке ИТ-компании «Эвотор».

В 2022 году маркировка молочки будет поэтапно распространяться на розничных продавцов. На вебинарах Эвотора мы видим, что у предпринимателей, которые торгуют молочкой, есть масса вопросов по тому, как им нужно будет работать с маркировкой. Собрали в этом материале ответы на самые частые вопросы, которые волнуют малый бизнес.

Сроки внедрения маркировки в рознице в 2022 году

Рознице нужно сканировать код маркировки молочной продукции и передавать данные о выводе из оборота в «Честный ЗНАК» при продаже на кассе:

  • С 20 января 2022 ― мороженого со сроком хранения 40 суток и менее.

  • С 31 марта 2022 ― молочной продукции со сроком хранения 40 суток и менее, в том числе сыров (сыров со сроком хранения более 40 дней, как и всё остальное с этим сроком ― с 1 июня).

  • С 1 июня 2022 — молочной продукции со сроком хранения более 40 суток.

Маркируются: молоко и сливки, сыры, мороженое, творог, сливочное масло, кисломолочные продукты (полный список кодов ТНВЭД и ОКПД2 продукции, подлежащей маркированию).

С 1 сентября 2022 года для оптовиков и розницы вводится обязательный электронный документооборот между участниками оборота в формате объёмно-сортового учёта.

То есть поставщик будет передавать в накладной только GTIN и количество товара, а не сами коды, нанесенные на эти товары. Код GTIN – это международный код товарной позиции, присваиваемый в соответствии со стандартом GS1. Как правило, GTIN совпадает со штрихкодом.

Как принимать товар при объемно-сортовом учете? Сравниваете количество товара с электронной накладной и сканируйте штрихкод товара(упаковки) и если фактическое количество товара перед вами совпадает с тем, что в накладной — подписываете документ.

С 1 декабря 2023 года вводится обязательный поэкземплярный учет в ЭДО. При этом в электронной накладной указывается код маркировки каждого товара в поставке (или агрегированные коды). Поэкземплярный учет действует только для молочной продукции со сроком годности более 40 суток. Для молочной продукции со сроком годности 40 суток и менее поэкземплярный учёт не вводится, действует объемно-сортовой. С этой даты на ЭДО должны перейти все участники товарного оборота — к оптовикам и рознице присоединяются производители и импортёры.

До 1 сентября поставщик не обязан использовать ЭДО и передавать коды на товар розничному продавцу. Не будет ли ошибкой продавать маркированный товар, если коды не принимал на себя?

Нет. Если на молочной продукции есть код маркировки ― при продаже этот код нужно вывести из оборота. Вне зависимости от того, числится ли этот товар на этом продавце или нет.

Да, в других товарных группах (обувь, сигареты, шины, парфюмерия) важно, чтобы розничный продавец подтвердил в «Честном знаке», что принял товар, и он числится на нём. Здесь действует полноценный поэкземплярный учёт. Но в молочке такого требования, до введения обязательного поэкземплярного ЭДО с 1 декабря 2023 года, нет (причем на некоторые виды товаров он не будет распространяться). В то же время для полноценного учета поставщики могут в электронной накладной перечислять конкретные коды товара.

У фермеров есть отсрочка до конца этого года. Как продавать фермерскую продукцию, если на ней нет кода маркировки?

Фермеры и СПК начинают маркировать свою продукцию только с 1 декабря 2022 года. До этого времени вы вправе продавать ее без маркировки. Но на случай проверок обязательно запросите у поставщика подтверждающие документы, что это именно фермерская продукция.

Мой поставщик не хочет использовать ЭДО, что делать?

Он обязан перейти на ЭДО только с 1 сентября. Конечно, до этой даты есть отличная возможность отладить все процессы без спешки.

По опыту Эвотора, сложности могут возникнуть с настройкой роуминга между разными операторами ЭДО у поставщика и получателя. Настройка роуминга может занять до 10 дней.

Рекомендуем заранее уточнить, какого оператора ЭДО подключил или планирует подключить ваш поставщик. В случае разных операторов и отсутствия у ваших операторов автороуминга нужно будет настроить роуминг.

Заранее обменяетесь с поставщиком хотя бы одним УПД, чтобы убедиться, что всё работает. Можно потренироваться и выставлять УПД на немаркированный товар.

Для простоты товарного учета некоторые программы дают возможность автоматически обновлять ваши товарные остатки из накладной. Чтобы упростить этот процесс приведите в порядок товарную номенклатуру — проставьте в карточках штрихкоды

И не забывайте, что для ЭДО нужна электронная подпись. Проверьте, что она у вас есть и срок сертификата не истёк.

Мне по-прежнему привозят немаркированную продукцию, как быть?

Кроме фермеров и СПК, все производители и импортеры к 2022 году должны маркировать продукцию. Если ваши поставщики нарушают закон, лучше отказаться от продажи такого товара. За продажу товара без маркировки предусмотрен штраф.

Как списывать коды просроченного товара?

Коды маркировки на списанный товар также нужно вывести из оборота в «Честном Знаке». Для этого в личном кабинете «Честного знака» сформируйте документ «Вывод из оборота» с кодами просроченного товара, а в качестве причины укажите «Утилизация или уничтожение».

Можно также это сделать в товароучетной системе, если она поддерживает интеграцию с системой маркировки.

В Эвоторе мы реализовали следующую схему работы. Кассир может сформировать документ списания, отсканировать в него коды просроченного товара. Затем в товароучетной системе («Маркировка» Эвотора интегрирована с «Управлением ассортиментом») по этому документу списания можно вывезти из оборота коды в «Честном знаке».

Как работать с маркированной молочкой общепиту, HoReCa?

С 1 сентября 2022 года предприятиям общепита нужно выводить из оборота полученный маркированный товар при использовании в блюдах.

Для этого в товароучетной системе или в «Честном Знаке» создавайте документ «Вывод из оборота» по причине «Использование для собственных нужд предприятия» и добавьте в них коды на нужный товар. До введения поэкземплярного учета с 1 декабря 2023 года можно выводить товар из оборота по GTIN(штрихкоду) товара.

Для выведения кодов из оборота можно использовать связку «Эвотор + товароучетная система». На смарт-терминале нужно сформировать документ списания и добавить в него нужные коды, отсканировав их. Из терминала эти коды передаются в товароучётную систему. К примеру, в сервисе «Управлении Ассортиментом» они находятся в «неучтенных списаниях». Затем в товароучетной системе нужно сформировать документ выбытия из оборота о причине «Использование для собственных нужд предприятия» для «Честного знака».

Как торговать молоком на розлив, сыром и творогом на развес?

Если расфасовка (нарезка, развес, розлив) происходит непосредственно в магазине перед продажей, то в фискальном чеке не нужно передавать код маркировки.

Сканировать код маркировки на «целый» товар (например, на головку сыра) при продаже частями не нужно. Сейчас на Эвоторе мы рекомендуем заводить такой товар без признака маркированного товара, чтобы касса при продаже не запрашивала код.

С 1 сентября 2022 года маркированный товар, продаваемый в нарезку (развес, розлив), рознице нужно выводить из оборота в «Честном знаке».

Как работает эта схема? На розничную точку должна поступать уже промаркированная продукция, допустим головка сыра. Затем она разрезается на куски. В течение 3 рабочих дней после первой разделки код маркировки этой головки сыра нужно вывести из оборота напрямую в личном кабинете в «Честном знаке».

Часто бывает, что на точке одновременно продают как товар на развес, так и товар в индивидуальной упаковке (допустим, молоко в бутылках). Как не запутаться при продаже? Общая рекомендация – завести такие товары отдельно и в названии отметить разницу: например, «полностью» или «головка» и «нарезка».

Для товара «полностью» указать признак маркировки, для «нарезка» — нет.

Да, здесь могут быть определенные сложности с товарным учетом. Если у вас сложная система, то её можно доработать так, что несколько товаров на кассе в учёте «склеиваются» в один.

Или уточнить у производителя своей кассы, можно ли один и тот же товар продавать с кодом маркировки и без него. Но в этом случае вы даете кассирам возможность продавать маркированный товар без маркировки, и вы должны доверять кассиру и его трудовой дисциплине. Если на точке много покупателей, то кассир может в спешке перепутать и продать товар неправильно.

Действует ли у нас белорусская маркировка? Как у них закупать напрямую?

В Беларуси, так же как и в России, производители начали маркировать молочку. В прошлом году Россия и Беларусь взаимно признали коды маркировки друг друга. Так что закупая маркированную «молочку» в Беларуси, дополнительно ее маркировать уже не нужно. Кроме того, в Беларуси обязательным является электронный документооборот посредством объемно-артикульного учета (подается GTIN и количество товара). Так что белорусские поставщики обязаны продавать свою продукцию с электронными накладными.

При продаже просто сканируете белорусский код маркировки. Мы сами дополнительно проводили тесты с белорусскими кодами маркировки на «Эвоторе»: коды нормально считываются, товар выводится из оборота.

Для приемки товара по ЭДО нужна электронная подпись. Как быть, если у ИП несколько точек, а подпись только одна ― у владельца.

  1. В идеальном варианте ― нужно выпустить в аккредитованном удостоверяющем центре электронную подпись на ответственных сотрудников в магазинах и зарегистрировать эти подписи в кассе и в операторе ЭДО. До конца 2022 года подписи на сотрудников выдаются как раньше, а с 1 января 2023 года ― нужно будет вместе с подписью сотрудника использовать машиночитаемую доверенность.

  2. В этом году планируется запуск машиночитаемых доверенностей (МЧД). МЧД будет использоваться совместно с электронной подписью сотрудника, выданной ему как на физическому лицу в аккредитованном удостоверяющем центре. Сейчас идёт пилотный проект по использованию МЧД, полноценно новые правила должны заработать в 2023 году.

  3. Можно также подписывать самому все накладные в личном кабинете Эвотора на компьютере/ноутбуке, подключив токен с подписью в любой смарт-терминал.

Если я закупаю молочную продукцию, допустим, в гипермаркете через кассу и затем использую ее в своей кофейне, то этот товар уже выведен из оборота при продаже. Надо ли мне еще что-то делать?

На практике может быть так, что предприниматель закупает товар для своего бизнеса как физлицо в гипермаркете. Допустим, молоко для кофейни. Но по сути такая схема противоречит принципам системы маркировки. Кофейня должна вывести из оборота код на маркированный товар, но этот код уже выведен из оборота гипермаркетом. С 1 сентября 2022 года предприятия HoReCa, как участники оборота, должны сами списывать в «Честном знаке» маркированную молочную продукцию, которую используют для изготовления блюд.

Если предприниматель закупает в гипермаркетах, как ИП, тогда в чеке должно быть ИНН. В этом случае коды маркировки на товар перейдут в системе маркировки на баланс покупателя, и ему нужно будет вывести их из оборота.

Нужно ли переходить на ФФД 1.2? Что это меняет?

Да, для продажи маркированной молочки нужно, чтобы кассовое оборудование поддерживало формат фискальных документов (ФФД) 1.2. В отличие от ФФД 1.05 и 1.1 он позволяет проверить код маркировки при продаже товара и обмениваться данными с системой маркировки «Честный ЗНАК».

Однако ФФД 1.2 поддерживают только фискальные накопители новой модели ― ФН-М. Если у вас сейчас ФН старого образца, то используйте до конца его срока действия. А после этого переходите на ФФД 1.2 с ФН-М.

В результате обмена с системой маркировки в чеке указывается один из вариантов:

[М+] ― товар успешно прошел проверку в системе.

[М] ― товар не получилось проверить. Возможно, в момент продажи на точке не работал интернет и онлайн-касса не могла связаться с системой или онлайн-касса работает в автономном режиме (без подключения к ОФД).

[М-] ― товар не прошел проверку в системе

Если во время продажи касса показывает отрицательный результат проверки «Честного ЗНАКа» [M-], продать такой по-прежнему можно. Если вы уверены в кодах и их правильном движении, но видите «М―», то рекомендуем проверить настройки сканера.

Можно ли розничному продавцу перемаркировать товар, если код не читается?

Увы, на практике может быть, что код после заморозки/разморозки товара не считывается. На такие случаи жалуются, например, продавцы мороженого. Причина ― дешевые способы печати кодов.

Розничный продавец может сам перемаркировать в личном кабинете «Честного знака» такой товар. Но, конечно, на это потребуется время. Обязательно сообщите поставщику о проблеме, чтобы он изменил способ печати кодов или сменил типографию, если это системная проблема.

Вопросы-ответы по маркировке молока на сайте «Честного знака»

Вы готовы к маркировке молочной продукции (для участников оборота):
Да, все настроил, все работает.
В процессе, планирую все настроить к срокам
Ничего не сделал и не планирую
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
6 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Dragunov

Всё это приведет к коллапсу розничной торговли, слишком много телодвижений для продажи бутылки молока.

Ответить
Развернуть ветку
proxi

А если малый бизнес, ещё и денег ввали в оборудование, софт, чини, обучай, не накосячь. И сколько малых молочных производств закрылось и закрывается. И так хотят буквально за всё Усманову и Ко отстёгивать за дублирующие инструменты. Россияне вряд ли это поддерживают, но кто нас спрашивает

Ответить
Развернуть ветку
Max Payne

И всё для бурханыча и приближенных. Очередной побор, ухудшающий жизнь граждан.

Ответить
Развернуть ветку
Anthony A.

Чем это поможет покупателю от приобретения отвратительной разбавленной субстанции, но имеющей маркировку?

Ответить
Развернуть ветку
proxi

Ничего! Чтобы хоть как-то сдерживать цены (а теперь это вообще нереально), продолжат ухудшать качество. Т.е. звучало как "гарантия оригинальности продукции", а стало распиской в "гарантия оригинальности дОнного продукта" т.к. это поедает прибыльность. Воистину профессионалы заседают

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

В тень всё уйдет, что не уйдет -то закроется.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
null