Как отреагировали маркетплейсы на новые экономические условия
Облачный сервис МойСклад проанализировал ситуацию на маркетплейсах, возникшую на фоне экономического кризиса в России. За основу были взяты три показателя в разрезе разных товарных категорий: покупательская активность, поведение селлеров, изменение цен.
Для анализа были выбраны 5 самых популярных категорий: взрослая одежда, товары для дома, детские товары, товары для красоты, электроника. Эксперты оценивали ситуацию еженедельно с 17 февраля по 23 марта 2022 года. За точку отсчета была взята неделя с 17 по 23 февраля до объявления спецоперации на Украине.
Главные тренды:
— С 17 февраля по 23 марта количество действующих селлеров сократилось в среднем на -5,5%.
— За этот же период количество товаров уменьшилось на -3,1%.
— Цены на товары различных категорий в среднем выросли на 21,2%
Изменение цен:
— Рост цен начался одновременно с объявлением спецоперации. Абсолютно во всех категориях цены пошли вверх 24 февраля. Пиковых значений они достигли в период с 03.03 — 16.03, на неделе 17.03 — 23.03 наметилось небольшое снижение.
— Самый высокий рост цен зафиксирован в категории товары для красоты — 37,6%, больше всего подорожали средства личной гигиены — на 79,3%.
— На втором месте одежда — 25,3%, причем основной рост пришелся на мужскую — 33,1%.
— На 25,2% увеличились цены на товары для дома, активнее всего подорожало освещение — 33,1%.
— Детские товары показали рост 22,4%, в основном за счет одежды.
— Неожиданным исключением стала категория электроника, цены здесь немного снизились на -2,8%, основная доля падения пришлась на смартфоны — -16,6%, однако, это скорее связано с отсутствием некоторых популярных позиций на маркетплейсе.
Покупательская активность:
— Активнее всего покупали на неделе с 03.03 по 09.03, за исключением категории электроника, где пик продаж пришелся на 24.02-02.03.
— В сегменте взрослой одежы ажиотажного спроса не наблюдалась, наоборот, покупали меньше обычного. На -19,6% сократились продажи на неделе с 03.03 — 09.03 по сравнению с 17.02 -23.02.
— Топ 5 товаров по количеству покупок. Сравниваем неделю 17.02 — 23.02 с пиковой неделей продаж 03.03 - 09.03 2022 года.
- Средства личной гигиены покупали активнее всего — 2 730 849 товаров, это на 106,8% больше, чем обычно.
- Детское питание — 442 223 шт было куплено, рост составил 71,1%.
- Хозяйственных товаров купили 1 273 790 шт — 50,9%.
- Выросли продажи по уходу за кожей на 17,6% (2 730 849 шт).
- Покупки одежды для детей выросли на 7,2% (2 263 923 шт).
— На неделе 17.03-23.03 — спрос начал снижаться. Почти везде он сократился по сравнению с февральскими показателями.
Если сравнить неделю 17.02-23.02 с неделей 17.03-23.03, то:
-Покупки в товарной категории одежда сократились на -22%.
-В категории товары для дома — -20,9%.
-Детские товары стали меньше покупать на -11,5%. Основное снижение произошло за счет детского питания, продажи которого упали на -39,3%. В то же время одежду для детей покупать меньше не стали, небольшой рост сохраняется: на 1,5 % в категории одежда для девочек и на 3,3% в категории одежда для мальчиков.
-23,6% — падение продаж в категории товары для красоты.
-На 42,3% снизились продажи в категории электроника, что связано с отсутствием товаров в первую очередь.
Селлеры:
Количество селлеров начало сокращаться. Если оценивать общую динамику по новым селлерам, то с 20 января по 20 февраля 2022 прирост новых продавцов на маркетплейсах составил 13 тысяч, а с 20 февраля по 20 марта 2022 года уже 8 тысяч. Количество действующих селлеров с 23.02 по 23.03 уменьшилось на 5,5%. Больше всего селлеров уменьшилось в категории одежда — на 11,6%
Единственная категория где количество селлеров не только не уменьшилось, но и показало незначительный рост — это товары для красоты, количество продавцов на Wildberries выросло на 1,5%.
Выводы:
Ситуация на маркетплейсах повторяет общую картинку рынка: рост цен, сокращение товаров и продавцов, всплеск покупательской активности, затем снижение и стагнация.
Сокращение количества селлеров связано как с уходом зарубежных брендов из РФ, так и с логистическими сложностями — невозможностью доставить товары из-за границы. Некоторые селлеры ( по нашим данным таких около 15%) начали уходить на долларовые рынки в США и Турцию - Amazon и Hepsiburada, продолжая свою работу с зарубежными поставщиками, минуя Россию. Часть продавцов заняли выжидательную позицию, не хотят торговать, пока не стабилен курс рубля.
Любой кризис у нас в стране связан с ростом покупательской активности. Потребители пытаются успеть купить до подорожания, но как видно, покупают по самой высокой цене, с другой стороны — уход брендов и страх возможного дефицита подстегнули спрос. Сейчас наблюдается снижение спроса, которое и дальше будет продолжаться.
Резкое увеличение цен на товары объясняется прежде всего страхом продавцов за свое будущее. Непонятно, по какой цене придется закупать новый товар, и будет ли на него спрос. Трудности с логистикой, уход зарубежных компаний, поиск новых поставщиков создают панику среди селлеров, чем и объясняется скачок цен. Сейчас цены начали снижаться и будут снижаться дальше, но, к сожалению, не опустятся до февральских.
Аскар Рахимбердиев, CEO облачного сервиса МойСклад, эксперт по МСБ
Ситуация на маркетплейсах сейчас непростая. Думаю, что серьезный кризис еще впереди. В середине апреля мы будем наблюдать настоящий дефицит, вызванный не паническим спросом, а реальным отсутствием товаров, когда существующий раскупят, а новый не успеет занять место на полках. Селлерам будет нечем торговать.
Количество перспективных ниш заметно сокращается, покупатели перешли в режим экономии, в ближайшее время в ходу будут только товары первой необходимости. Покупательская способность сокращается, экономическая ситуация способствует росту безработицы и падению доходов населения. На фоне сильного роста цен и волатильности рубля, кризис будет усугубляться.
С другой стороны, уход с рынка крупных игроков открывает перспективы для предпринимателей. Те, кто найдет российских производителей, никак не связанных с импортом, будут в выигрышном положении.
Я знаю, что существует довольно много региональных дизайнеров и швейных фабрик, у которых появился шанс заместить известные европейские бренды. Рынок одежды Москвы на 80% состоял из импорта, частично его компенсировать удастся прямо сейчас. Думаю, в ближайшее время мы увидим мебель на маркетплейсах, уход такого игрока как IKEA позволит отечественным производителям чувствовать себя на рынке увереннее.