Спецоперация, санкции и логистика: как обстоят дела с грузоперевозками из Европы к концу мая 2022 года?
За три прошедших месяца Россия попала под мощную лавину санкций. Как к настоящему времени обстоит ситуация с грузоперевозками из Европы? Сохранились ли какие-то логистические цепочки? Что делать производителям, которые экспортировали товары в Европу и продавцам, которые радовали россиян европейскими товарами? На эти и другие вопросы ответил основатель и генеральный директор логистической компании DATO.
Материал подготовлен контент-агентством 2red на основе интервью с Денисом Топиным – генеральным директором логистической компании DATO.
Пара слов о спикере
Денис Топин – основатель логистической компании DATO, главный офис которой располагается в Калининграде. Основным направлением DATO всегда были автомобильные грузоперевозки по Европе – за год компания перевозила более 3200 тонн товаров из Польши, Италии, Латвии и Финляндии.
В 2021 году DATO переключилась на российское направление – открыла складские терминалы в Подмосковье для консолидации небольших партий товаров и начала заниматься грузоперевозками по России и в Калининград. В настоящее время компания осуществляет 80% всех перевозок именно в этом направлении.
Насколько много в Калининграде и России европейских товаров? Насколько мы зависим от импорта, если есть еще и Китай?
По данным сервиса ru-stat, картина по долям импорта примерно такая:
- Китай – 22,9%;
- Германия – 10,3%;
- США – 5,5%;
- Беларусь – 5,4%;
- Италия – 4,5%;
- Франция – 3,7%;
- Япония – 3,4%;
- Южная Корея– 3%.
Это крупнейшие страны-поставщики. Основная статья импорта – оборудование, машины, станки. Основным поставщиком товаров является Китай, но и из страны ЕС привозилось достаточно много товаров народного потребления.
– Насколько сильно изменились логистические цепочки в связи с санкциями?
Выше мы уже отметили, что вторым крупнейшим поставщиком товаров в Россию после Китая является Германия. По состоянию на март 2022 года импорт из Германии снизился в 2,6 раз, что достаточно показательно.
Дополнительных проблем добавила загвоздка с контейнерами. С российского рынка ушли крупные контейнерные линии – Maersk, MSC, HMM. Небольшие компании тоже отказываются работать с Россией и привозить товары из Европы контейнерами.
Естественно, это значительно сказывается на стоимости перевозок: логистика – одна из составных частей конечной стоимости товара.
– Насколько стоимость перевозок стала дороже?
Удорожание перевозок – это общая тенденция последних лет. Сыграл тут свою роль и ковид. В то время в Китай уходили контейнеры с товарами, а после закрытия страны на локдаун перевозить обратно пустые контейнеры стало очень дорого, и они там остались, что привело к росту цен. Затем случился резкий скачок стоимости металла, производство контейнеров стало значительно дороже, и цена поднялась еще раз.
– Насколько сильно сократились заказы до пятого пакета санкций?
Что не так с пятым пакетом санкций?
Пятый пакет санкций, утвержденный 8 апреля, живо и неприятно коснулся логистики. СМИ в основном обсуждали запрет на торговлю российским углем. Впрочем, куда сильнее по ассортименту магазина и кошельку российских предпринимателей ударят другие положения:
Корабли под российским флагом не смогут заходить в европейские порты (за редким исключением). Впрочем, они смогут продолжить работу под нейтральными флагами.
Российским и белорусским автоперевозчикам теперь запрещена перевозка коммерческих грузов по территории ЕС, в том числе транзитом.
Пока не совсем понятно, коснутся ли санкции компаний, контролируемые российскими или белорусскими основателями, но эксперты считают, что такой риск существует.
– Как относятся в Европе сейчас к водителям на грузовых авто с российскими номерами?
Как меняется ситуация на рынке логистики?
С европейским направлением работали многие отечественные логистические компании. В Европу уходило сырье и готовые изделия, оттуда привозились импортные товары, рынок активно развивался.
При этом каждая компания имела штат водителей, менеджеров, логистов. Что делают отечественные предприниматели в кризисных условиях? Перестраиваются на страны СНГ, Азию, перевозки по России.
При этом, с одной стороны, ставки на перевозки растут из-за мировой нестабильности. С другой, избыток предложений может снизить ставку на перевозки. Больше выбора – выше вероятность подобрать хорошего перевозчика с приятными условиями.
Вероятнее всего, логистов ждут непростые времена. Зарплаты водителей, курьеров и логистов могут снизиться из-за высвобождения сотрудников мелких транспортных компаний. Еще одна возможная проблема – со временем могут возникнуть сложности с автопарками. Сейчас они укомплектованы в основном зарубежными грузовиками, которые будут неизбежно ломаться и изнашиваться, а что будет дальше – неизвестно.
– Что происходит с ценами на перевозки по России сейчас? Можно ли сейчас что-то привезти из Европы?
И все же слабые торговые связи с Европой сохраняются – на территорию России можно ввозить грузы европейскими перевозчиками. При этом существуют такие риски:
- не все европейские перевозчики согласны ездить в Россию;
- не все поставщики согласны работать с российским рынком;
- груз может застрять на границе, так как находится в санкционном списке;
- могут не выдать сертификат на продукцию;
если в машине более двух получателей, то приграничный досмотр проводится с пристрастием.
Все это резко поднимает цену на грузоперевозки, а сам товар до конечного покупателя может просто не доехать. Рисковать или нет при заказе грузоперевозок из Европы решает, конечно, предприниматель, но многие из них уже начинают перестраиваться на других поставщиков или рынки сбыта.
– Как логистическая компания может подстроиться под текущую ситуацию на примере DATO?
Сам процесс перестройки может быть небыстрым, рынок может лихорадить, но, если удастся найти свою нишу, логистическая компания может перестроиться на Азию, СНГ или внутренние перевозки.
– Что делать предпринимателю, который торговал с Европой? Как теперь настраивать логистику?
Впрочем, если бизнес плотно завязан именно с европейскими товарами, можно попробовать поискать обходные пути:
Параллельный импорт. Да, решение неидеальное, и в список разрешенных товаров попали не все продукты и поставщики. Но тем не менее это поможет продержаться до момента, когда спецоперация закончится и будет понятен список санкций, которые с нами останутся на долгие годы.
Процедура таможенного склада. Еще один многообещающий обходной путь, который находится пока на стадии активной разработки. Суть такая – европейский перевозчик заезжает на ближайший СВХ недалеко от границы, выгружает товар и оставляет там. Отечественный перевозчик этот товар со склада забирает и организует доставку до конечного покупателя. Пока этот вариант только просчитывается, но логисты считают, что он может быть вполне жизнеспособным.
В остальном – нужно менять поставщиков, обращая внимание на Китай и страны СНГ.
Так складывается ситуация на данный момент. Мы читаем все комментарии к этому материалу и готовы ответить на любые вопросы по логистике.
очень грустная картина в итоге складывается и особых путей решения нет