Тренды развития маркетплейсов в 2022 году
Во время пандемии рынок маркетплейсов показал небывалый скачок и на этом не останавливается. Сегодня цифровые игроки сталкиваются с новыми проблемами: санкции, попытка заново выстроить логистику, уход многих брендов с рынка и т.д.
Главное о развитии сегмента розницы и новые тренды в продажах на маркетплейсах в 2022 году:
🔻 Развитие монополии не представляет возможным;
🔻 Для ритейлеров будет важно донести до покупателей ценность товара;
🔻 Следить за статистикой теперь обязан каждый;
🔻 Открываются новые коридоры международной торговли.
Обо всем по порядку.
На данный момент в России существуют пять крупных маркетплейсов. Лидерами по охвату весной этого года стали: Avito (45%), Ozon (37%), Wildberries (36%).
По статистике 95% интернет-покупателей заказывают товары, в том числе, на маркетплейсах и 10% интернет-покупателей используют только маркетплейсы.
А также:
- При поиске товаров пользователи все чаще приходят сразу на ecom-площадки.
- На ecom-площадки приходится по 49% поисковых запросов в категориях кофе и подгузники и 39% - детское питание.
- Только на маркетплейсах закупаются 10% пользователей e-com старше 12 лет.
- На e-commerce приходится 3% времени, которое россияне проводят в интернете. По этому показателю интернет-магазины занимают пятое место среди самых популярных онлайн-активностей, уступая соцсетям, видео, мессенджерам и играм.
- В среднем в сутки на интернет-покупки россияне тратят 18 минут.
- Общий месячный охват составляет 70%, среднесуточный – 33% всех российских пользователей старше 12 лет.
Русского Амазона не будет
Учитывая популярность и охват, ни один из маркетплейсов не достиг уровня Amazon – для этого нужны огромные инвестиции, которые сейчас практически невозможны из-за того, что многие инвесторские счета и активы заморожены вследствие санкций.
Чтобы как-то поправить свое положение, инвесторы пытаются взыскать часть вложенных средств, а это довольно большие суммы. В свою очередь, маркетплейсы требуют реструктуризации претензий инвесторов в тяжелой для бизнеса ситуации: Яндекс просит пересмотра на сумму больше миллиарда руб., а Ozon – на сумму порядка 700 млн. руб.
Таким образом, стратегия набора оборота и продажи его инвесторам сейчас перестала быть выигрышной. Сейчас будет выигрывать тот, кто быстрее сможет подобрать новую стратегию извлечения прибыли в санкционных условиях.
Как продавать в текущих условиях
Обратите внимание, что в кризисное время ни в коем случае нельзя урезать бюджеты на маркетинг – наоборот, именно он может спасти бизнес и помочь бренду расти. В сложившихся обстоятельствах покупатели стали более разборчивыми и осознанными: по данным «Сингергии», 57% покупателей воздерживаются от спонтанных эмоциональных трат, а опрос SuperJob показал, что люди с доходом до 50 тыс. руб. в принципе экономят (40% населения России).
В условиях конкуренции за покупателя станет важно преподнести всю ценность товара и его характеристики, чтобы выбрали именно вас. Если сравнивать один и тот же товар на Amazon и Wildberries, то покупатель остановится скорее на товаре из первого маркетплейса, даже если он будет дороже стоить – все дело в большем количестве информации о товаре, его презентации.
The most important is intelligence
В условиях турбулентности побеждает тот, кто быстрее подстраивается под новые условия и руководствуется точными данными, статистикой. Сейчас ситуация на рынке очень шаткая и подвержена многим внезапным факторам, поэтому важно оценивать ситуацию с аналитическим подходом. Например, в марте этого года цены на Wildberries выросли на 22,5%, но год назад эта цифра была ненамного меньше – цены поднимались на 17,5%, поэтому говорить сегодня о каком-то невероятном скачке цен просто неправильно. Количество новых поставщиков растет, хотя многие бренды ушли с рынка (в категории «Красота» количество брендов за март снизилось примерно на 10%: с 55 до 41 тыс., в категории «Творчество» – со 175 до 134 тыс.).
Аналитические сервисы налаживают свою работу и в скором времени смогут четко предсказывать цены и спрос для многих сегментов рынка (именно так уже работают Uber и Amazon).
Международная торговля
Несмотря на блокировку многих торговых путей, во внешней экономической деятельности намечается новый тренд: открытие новых коридоров международной торговли по направлению стран ШОС и БРИКС.
Что важно:
Логистика импорта перестраивается из-за введенных санкций, поэтому сроки поставок увеличиваются. По словам экспертов, на выстраивание новых логистических цепочек уходит 2-3 месяца. Теперь санкционные товары доставляются через дружественные страны (например, через Грузию), а оплата производится через банки ОАЭ, Турции или Китая.
Если вы нацелены масштабировать свой бизнес, вы должны пересмотреть свою стратегию и выходить в ряды полноценных игроков, не оставаться перекупщиком. Для этого важно привлекать инвестиции, наращивать оборот, убирать посредников из цепочки сделок и быть в курсе всех бизнес-процессов.
Для международной торговли важно иметь хорошую репутацию, поэтому решать стратегические задачи через третьих лиц не рекомендуется. Также, необходимо иметь юрлицо (для опта – ООО, для работы с маркетплейсами можно ИП), так как «белая» торговля гораздо выгоднее и безопаснее. Следом заключить контракт с партнером, открыть рублевый и валютный счета в банках, не попавших под санкции, создать личный кабинет на сайте Федеральной таможенной службы и задуматься о сертификации товара
Марина Домбровская, HEAD OF RETAIL RUSSIA FASHION HOUSE GROUP