Торговля Alexey Slepkov
169

Big Data. Реальная угроза малому бизнесу

Вы нашли свою нишу, честно зарабатываете себе на жизнь и, конечно же, применяете онлайн-кассу. Вроде бы все хорошо…

В закладки

Казалось бы, что может быть лучше своего любимого дела, где вы сам себе хозяин и прекрасно разбираетесь в процессе? Да, в нашей стране у рядового предпринимателя много проблем, которые создают ему проверяющие и контролирующие органы, но как часто он задумывается о том, что сам может нанести себе вред куда более значительный, чем весь госаппарат вместе взятый? Нет, я не говорю сейчас о той ситуации, когда человек просто забивает на свое дело, отдает его на откуп наемным менеджерам и перестает контролировать процесс. Я говорю о таком, казалось бы, пустяке, как онлайн-касса и операторе, осуществляющем обработку фискальных данных (ОФД). И нет, погубить ваше дело она может не своей стоимостью, в конце концов не такие уж они и дорогие. Все дело в том, что эта маленькая коробочка знает все о вашем бизнесе: где, когда, что и по какой цене вы продаете. А далее она отправляет эти данные через посредника – ОФД, который в соответствии с законом может без вашего ведома в «аналитических целях» осуществлять обработку полученной от кассы информации и передавать ее третьим лицам в обезличенной форме. Но что скрывается за этой обезличенностью?

Например, у вас своя маленькая кофейня на небольшой улочке в центре города. Вы варите кофе только на свежеобжаренных зернах, которые отбираете сами, больше ориентируясь на их качество, нежели на цену поставщика, а также выпекаете небольшой ассортимент свежей выпечки. По утрам у вас выпивают свой утренний кофе с круасаном местные жители, которые считают, что у вас лучший кофе в городе, а днем заходят сотрудники окрестных офисов, взять с собой стаканчик или быстренько перекусить. Вечером вам нравится наблюдать за парами, которые гуляя по городу решили попить кофейку с тортиком в вашем кафе. Хороший поток клиентов растянутый на весь день, который скорее всего позволяет заниматься любимым делом и тем самым поддерживать комфортный уровень жизни вашей семьи. Вы честно оплачиваете патент и, естественно, используете онлайн-кассу, чтобы избежать огромных штрафов за невыданный чек.

И вот, в какой-то момент к вашему оператору фискальных данных приходит запрос от крупной сети кофеен следующего содержания: где в городе хорошо продается кофе? И оператор, который не брал обязательство сохранять ваши данные в секрете от третьих лиц, очень быстро продает отчет, в котором ваш район, пусть без указания номера дома, является перспективным для открытия сетевой кофейни, мотивируя это тем, что здесь наблюдается устойчивый спрос. В один прекрасный день уже на расстоянии прямой видимости с вашего крыльца внезапно начинается ремонт и появляется легко узнаваемая вывеска с логотипом кофейной чашки.

Ни для кого не секрет, что открывая новую точку продаж, крупный бизнес может легко себе позволить работать в минус. Но минус – это не отсутствие продаж. Продажи будут. И, поверьте, раскрученный бренд перетянет у вас львиную долю клиентов. Для одних решающим фактором станет цена – пережженый кофе годовалой давности априори дешевле, а затраты сетевой кофейни максимально оптимизированы, для других важен будет логотип на стаканчике, который они уносят в офис + больший ассортимент сопутствующих закусок, которыми можно полноценно перекусить в обед, ну а третьи просто выберут знакомую им вывеску против вашей, которую они видят первый, и, возможно, последний раз в жизни.

Да, постоянные клиенты, которые по достоинству оценивают ваш труд останутся, но выдержит ли бизнес потери остальных? Скорее всего нет. А все по причине того, что вы доверили свои данные, которые не зря называют нефтью XXI века, какой-то компании, которую посоветовал продавец касс или просто она была первой в поисковой выдаче.

Думаете я сгущаю тучи? Давайте разберемся.

Знаете, что для ОФД цена за клик по первой выдаче в Яндексе составляет +/- 2 тысяч рублей при средней цене годового тарифа 3000? Или что рекомендующий ОФД продавец касс получил скретч-карту по цене, не превышающей 500 рублей за годовой тариф? А может быть просто назвать основных игроков на рынке? Яндекс, Mail.ru, Сбербанк, большая тройка. Думаю, что эти ребята, вбухивающие огромные деньги в маркетинг продукта пришли не за грошами в виде 200 ₽ чистыми с кассы в год. 200 чистыми – это с малого бизнеса. Крупный бизнес либо платит символический рубль за кассу в год, а Почта России так вообще зарабатывает 4 копейки ежедневно за каждую подключенную к oфд.py кассу!

А теперь давайте посмотрим на крупных пользователей касс: самый крупный продуктовый ритейлер России имеет свой собственный ОФД и не коммерциализирует его услуги (а ОФД – это не дешево), второй сейчас, по слухам, хочет купить готовый ОФД под себя, еще несколько серьезных игрок использует разные ОФД на кассах в одном магазине.

Крупный бизнес, работающий в конкурентной среде, прекрасно знает во что им обойдется потеря 1% торгового оборота, а также научился принимать решения об открытии новых точек продаж при помощи анализа большого массива данных, куда непременно входит та самая аналитика, которую активно продают большинство ОФД.

Неслабо? А ведь это еще не все ловушки! Поверьте, не только конкуренты охотятся за данными с ваших касс. Сейчас в процесс активно включаются владельцы торговой недвижимости, которым очень интересны ваши обороты и не только в тех случаях, когда арендная ставка рассчитывается от объема выручки. Ведь это так приятно адресно повышать ежемесячную плату, зная, что у арендатора все хорошо с продажами. Да и плевать хотели многие арендодатели, что они изымают у вас выручку, которую можно пустить на расширение бизнеса – ведь деньги уйдут другому рантье.

А теперь давайте вернемся в нашу уютную кофейню. ОФД, гордо рекламируя свои возможности в целях привлечения новых клиентов, также предоставит и владельцу кассы данные о продажах с разрезом по времени дня, недели и сезона, только вот толку от них? Бариста и так прекрасно знает, что и когда у него хорошо берут. А вот купить данные по конкурентам для него это: а) дорого б) что с ними делать, если нет миллионов на развитие сети.

В итоге получается, что в случае с малым бизнесом клиент сам становится товаром для большинства ОФД, и данный товар всегда пытаются монетизировать. В XXI всегда скрупулезно относитесь к выбору подрядчика, который будет управлять вашими данными. Даже простой поиск в Гугле выдает массу полезной информации, например интервью топов о том, зачем их компании вышли на рынок обработки фискальных данных.

Алексей Слепков, Исполнительный директор е-ОФД

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Alexey Slepkov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": -2, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 46115, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 20 Sep 2018 10:40:00 +0300" }
{ "id": 46115, "author_id": 201278, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/46115\/get","add":"\/comments\/46115\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/46115"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "possessions": [] }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

0

Будет, согласен. Но чем слабее вытесняемый, тем проще с ним разобраться. Предприниматель сам выбирает свою позицию: защиту нападением или колено-локтевую.

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }