(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95051534, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95051534, 'hit', window.location.href);

Как долго будет расти доля онлайн-покупок

Темпы роста доли онлайн-покупок в продовольственном сегменте впервые за долгое время снизились. Возможно это говорит о постепенном насыщении рынка.

Почему растет доля онлайн-покупок?

Мы просто переживаем масштабное изменение отрасли. Последние 10 лет большинство ритейлеров во всех сегментах развивали каналы онлайн-продаж. Но по настоящему большие изменения случились после пандемии. Потребители были вынуждены научиться заказывать товары онлайн, а продавцы инвестировать большие деньги в екоммерс.

Сегодня даже #бабушкашарит, как заказывать в екоме (рекламный ролик в одом из московских МФЦ)

Прямо сейчас мы наблюдаем результат изменившегося поведения покупателей и вложений ритейла в онлайн-канал. Что интересно, основную часть онлайн-заказов забрали старые игроки на рынке дистанционной торговли: доля Wildberries и Ozon больше 2/3 (по данным Data Insight). То есть традиционные ритейлеры, которые всегда зарабатывали в основном в офлайне и только в пандемию начали воспринимать онлайн-канал серьезно, не успели занять существенную долю рынка даже не смотря на большие инвестиции. За исключением, пожалуй, Вкусвилла и X5 (Перекресток + Пятерочка).

Переток клиентов в онлайн продолжится за счет экспансии ритейлеров в регионы. Электронная торговля не одинаково хорошо развита в столицах, городах-миллионниках и менее населенных/более отдаленных местах.

Еще одним фактором, который играет в пользу онлайн-покупок, — кризис торговых центров. Сначала они пострадали от пандемии, а затем по ним ударил исход популярных брендов и приостановка работы магазинов. Вместо полупустых ТЦ люди ходят на онлайн площадки.

Рост доли онлайна в торговле продолжится?

С одной стороны, перераспределение покупателей между онлайн- и офлайн-каналами еще явно не завершилось. С другой, мы находимся в середине кризиса, а значит ситуация может повернуться в любую сторону (Почему маркетплейсы не обязательно продолжат доминировать).

Равновесное положение между онлайном и офлайном может наступить лет через пять. Вероятнее всего мы просто перестанем разделять эти каналы. Будут просто комбинированные и очень удобные продажи.

Покупатель сможет начать свой путь в офлайне (например, купить вещь в торговом центре), а закончить в онлайне (например, вернуть товар через ПВЗ Озона, если после примерки дома вещь не подошла). И так в любых комбинациях (Как прекрасный ритейл будущего подвинет маркетплейсы)

Какие сегменты онлайн-торговли сейчас растут быстрее и у каких большой потенциал?

Прежде всего это FMCG или eGrocery, то есть все, что мы покупаем в традиционных супермаркетах. До пандемии мало кто заказывал продукты в онлайне, после — научились практически все. Этот тренд настолько сильный, что такие крупные компании как Вкусвилл меняют стратегию: открытие офлайн-магазинов практически заморожено, зато доставка и дарксторы развиваются с невероятной скоростью (В результате Вкусвилл лидер в этом сегменте).

При этом, начиная с июня, темп роста числа онлайн-заказов в продовольственном и непродовольственном сегменте сравнялись. В большинстве отраслей рост онлайн-заказов существенный.

Стоит отдельно отметить 2 отрасли, которые имеют перспективы роста:

1. Алкоголь. Уже лет 7 на рынке ходят слухи, что дистанционную продажу вот-вот легализуют. Как только это действительно произойдет, рост будет невероятным. В том числе легализация может повлиять на соседние сегменты, тот же eGrocery.

2. Авторынок. Сейчас российский авторынок в глубочайшем кризисе. А значит, когда он худо-бедно восстановится, он может стать совсем другим. До сего момента он работает по принципам прошлого (или даже позапрошлого) века. Даже оплата картой — это довольно редкий сервис, не говоря о таких обычных для других сегментов вещей, как каталог товаров в наличии и фиксированных цен.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Денис Бурков

Покупатель сможет начать свой путь в ОФФЛАЙНЕ (например, купить вещь в торговом центре), а закончить в онлайне (например, вернуть товар через ПВЗ Озона, если после примерки дома вещь не подошла).

Исправьте пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелихов

Спасибо, поправил

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Мелихов

Уход якорных арендаторов, закрытие кинотеатров точно не идет на пользу ТЦ.

А вообще, все, что вы перечислили — это функции города, а не ТЦ

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бурков

Ну и по поводу авторынка - да, но дело в том, что зарабатывают дилеры на допах, страховке и кредитах от банка, от которых получают ретро-бонусы, и иногда даже жертвуя маржой, которая может составлять 2-4%. Поэтому оплата картой, за эквайринг которой ты заплатишь 1.7% условно из этих 2-4%, такое себе удовольствие)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мелихов

Причины понятны, но они же не навсегда. Даже сам институт дилерства, возможно, не навсегда :).

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бурков

Возможно)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда