{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Прямая или обратная: какую модель франшизы выбрать?

Чем обратный франчайзинг отличается от прямого? Какая модель больше подойдёт начинающему предпринимателю? Рассказываем и подсказываем на примере франшизы в продовольственном бизнесе, как выбрать модель, идеально подходящую под ваш стиль ведения бизнеса.

Кстати, перед прочтением материала рекомендуем добавить в закладки и в свободное время посмотреть наш прошлый материал с детальным разбором причин открыть свой продуктовый магазин по франшизе уже сегодня.

Кому подойдет прямой франчайзинг

По сути, и прямой, и обратный франчайзинг — это клонирование успешной бизнес-модели с последующим переносом бизнеса на другую локацию, но уровень ответственности и предпринимательской свободы у этих двух моделей кардинально различается. Так, после покупки прямой франшизы покупатель самостоятельно воссоздаёт и развивает полностью аналогичный бизнес: запуск, управление и продвижение бизнеса ложится на плечи франчайзи, который кроме всех расходов ещё платит ежемесячный роялти и несет затраты на маркетинг. Франчайзер, в свою очередь, осуществляет только самую необходимую поддержку. Да, он может предоставить стартовое обучение, проконсультировать по запуску и даже на первых порах корректировать ход ведения бизнеса, но решение как рутинных, так и более серьёзных задач — зона ответственности франчайзи.

Франчайзер также может передать франчайзи контакты поставщиков или зафиксировать обязанность закупать товар непосредственно у него в определённом объёме. В любом другом случае предприниматель должен будет самостоятельно найти подходящих поставщиков и определить ассортимент. В этой ситуации франчайзи вкладывает собственные средства в товар и несёт на себе риски его реализации.

С основным определением разобрались. Теперь давайте суммируем все факты и определим, кому подходит такая модель франчайзинга:

● Прямой франчайзинг подразумевает полную ответственность франчайзи за выполнение всех операционных задач. Будучи «прямым» франчайзи вам предстоит самостоятельно организовывать деятельность, в том числе искать поставщиков, подбирать персонал и заниматься поиском подходящего помещения;

● Если говорить про продовольственный ритейл, то в этой сфере вы также будете ответственны за регулярное формирование, пересмотр и актуализацию ассортимента;

● Головной бренд при этом может контролировать ведение работы, проводить регулярные ревью и даже вам помогать, если это предполагают условия контракта. Но модель прямого франчайзинга подразумевает, что львиная доля ответственности за бизнес всё же ляжет на франчайзи;

● Помимо разового паушального взноса, вам, как правило, также предстоит выплачивать головному бренду роялти или выкупать ежемесячно у франчайзера товар на определенную сумму;

● При этом большим плюсом модели является то, что весь оставшийся доход после выплаты роялти вы забираете себе и сохраняете почти стопроцентную свободу действий: будучи франчайзи вы остаётесь сами себе боссом.

Получается, прямой франчайзинг точно подойдёт бизнесменам, за спиной которых множество успешных кейсов, то есть тем, кто не боится принимать сложные решения.

Кому подойдёт обратный франчайзинг

Обратный же франчайзинг больше похож на долгосрочное инвестирование со стабильным ежемесячным доходом. Если говорить об обратном франчайзинге в продовольственном ритейле, то франчайзи вкладывает деньги в запуск и осуществляет администрирование, получая товар «под реализацию». При этом финансовых затрат на сам товар франчайзи не несёт. А франчайзер, являясь владельцем бренда, фактически включает новый объект в свои бизнес-процессы, то есть берёт на себя вопросы поставки товара и риск его реализации, просрочки, проблемы с поставщиками и т.д.

Не удивительно, что такая схема требует от франчайзера гораздо более серьёзных затрат и совсем иного масштаба деятельности. Но при таком подходе у инвестора существенно меньше рисков по сравнению с прямой франшизой, не говоря уже про запуск собственного бизнеса.

Резюмируем информацию по обратной франшизе:

● Обратная франшиза станет идеальным выбором, если у вас достаточно средств для открытия бизнеса, но нет серьёзного опыта его запуска и ведения. По канонам модели обратного франчайзинга все крупные управленческие задачи ложатся или, по крайней мере, напрямую контролируются франчайзером;

● При этом хотя бы небольшой предпринимательский опыт всё равно необходим. Несмотря на практически всестороннюю поддержку со стороны франчайзера, нанимать персонал и разбираться с мелкими ежедневными задачами придётся самостоятельно;

● Обратный франчайзинг также придётся вам по душе, если вы хотите получать стабильный доход уже с первого месяца запуска бизнеса. Опять же, такая модель подразумевает бОльшую инвестиционную уверенность, так как глобальное управление бизнесом остаётся за головным брендом, который за много лет уже успел стать в своём деле настоящим профи;

● При всей своей привлекательности у обратной модели, конечно, есть и недостатки. К примеру, отсутствие полной предпринимательской свободы: франчайзи не могут устанавливать свои цены, выбирать ассортимент товаров или любым другим образом отступать от строгих правил и бизнес-процессов головной компании.

Обратный франчайзинг, как вы уже могли догадаться, подойдёт начинающим предпринимателям, которые хотят получить в лице франчайзи ментора и надёжного бизнес-партнёра, но готовы пожертвовать предпринимательской свободой.

Как обратный франчайзинг работает в реальности?

Подавляющее количество компаний на российском рынке франшиз работают по модели прямого франчайзинга, поэтому смело заходите на сайты интересующих вас брендов и изучайте условия ведения бизнеса. А вот примеры обратного франчайзинга найти будет непросто: модель среди франчайзеров у нас пока не так популярна, ведь она предполагает кратно бОльшую ответственность за бизнес со стороны головного бренда, а это по душе не каждой компании.

Так какие примеры успешного обратного франчайзинга есть в России? На сегодняшний день это только франшиза торговой сети «Пятёрочка».

Торговая сеть, как и предполагает модель обратного франчайзинга, оказывает комплексную и всестороннюю поддержку своим партнёрам, делится экспертизой и многолетним опытом крупнейшей розничной сети магазинов у дома в России. Фактически, партнёр бренда может начать получать прибыль уже с первых месяцев работы с существенно меньшим риском по сравнению с прямой франшизой или открытием собственного бизнеса. При этом, важно помнить, что опыт «Пятёрочки» показывает, что для долгосрочного успеха важным является настрой предпринимателя и на получение прибыли, и на улучшении жизни местных жителей в том городе, где расположен магазин.

Что ещё предлагает бренд?

· В первую очередь при необходимости франчайзер оказывает помощь в получении кредита в банках-партнёрах, а также в выборе помещения под торговую точку;

· Ещё на этапе открытия франшизы предоставляет базу авторизованных поставщиков для проведения ремонтно-строительных работ перед открытием магазина;

· В соответствии с моделью обратного франчайзинга полностью берёт на себя все обязательства по формированию ассортиментной матрицы, поиску и взаимодействию с поставщиками, закупке, оплате и доставке товаров в магазин;

· «Пятёрочка» самостоятельно определяет ассортимент с помощью отработанных аналитических инструментов, закупает его и передаёт франчайзи на реализацию;

· По итогам месяца, владелец франшизы получает агентское вознаграждение в размере в среднем 20% от выручки.

Ещё больше информации можно найти на официальном лендинге для франчайзи: https://franch.5ka.ru. Там также можно почитать успешные кейсы действующих предпринимателей-партнёров бренда и подать заявку на получение франшизы.

В одном из будущих материалов мы расскажем историю франчайзи «Пятёрочки», так что следите за обновлениями в блоге! А что ещё вам было бы интересно узнать о франшизах в продовольственном ритейле?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда