Ценообразование в искусстве: как продать свою картину за 300 тысяч долларов?

В этой статье мы разберем ценообразование — тему, которая интересна каждому продающему свое искусство художнику.

Оглавление:

Что же формирует высокие цены на произведения?

Когда мы никак не соприкасаемся с арт-средой, с арт-рынком, нам кажется, что все цены на дорогие работы взяты из воздуха: какому-то важному человеку понравилось, и он просто был готов заплатить эти деньги.

На самом деле все не так просто. Есть очень много книг, написанных на тему цены и ценности произведения искусства, но даже в самом начале своего пути интуитивно мы понимаем, что все не может быть настолько просто.

Цена на произведение складывается из двух компонентов — это фактическая цена произведения и символическая цена, базирующаяся на символической ценности.

Мария Седошенко, Арт-менеджер

Эта символическая ценность является той ценностью, которая раскрывается благодаря произведению: глобальная, духовная, интеллектуальная, эстетическая, культурная и так далее.

Ценообразование в искусстве: как продать свою картину за 300 тысяч долларов?

Чем более значимым ваше произведение будет с позиции символической стоимости этого произведения, тем выше будет цена. Иными словами, цена по самой базовой формуле — это цена фактическая (затраты на материалы, часы художника) и цена символическая. Крупные, огромные, масштабные цены на произведение искусства складываются вот в этом блоке символической ценности. Фактическая цена произведения примерно по всему миру художников одна и та же с разницей в стоимости материалов. Но символическая ценность нарабатывается за счет глубины произведения, за счет того, насколько авторы целенаправленно раскрывает на протяжении своей карьеры какую-то тему, глобально ее исследует.

Выбор темы

То есть ваше искусство — это ваше исследование. Не обязательно научное, но в целом исследование это то, насколько вы ставите себе вопросы и раскрываете свои мысли относительно этого в своем искусстве.

Что означает исследование? Например, вы создаете десять работ, они не складываются в серию: сегодня вас впечатлил натюрморт, завтра красивый пейзаж, послезавтра платье девушки во дворе, а потом вам понравилось какая-то анималистика. Вас спрашивают, чему посвящено ваше искусство. Вы говорите, что просто чутко видите мир. Сколько еще художников в мире чутко видят мир?

Если же вы выбираете тему, которая вам интересна, например, феминизм, то дальше вы:

  • один раз порассуждали на тему феминизма в своих проектах
  • потом начали отслеживать, какие еще художники в мире работают с темой феминизма
  • как художники подают эту тему и какие вопросы они перед собой ставят
  • и вот вы нарабатываете свою насмотренность

В итоге ваше произведение идет дальше, чем просто базовое.

Когда мы с вами говорим о Джеффе Кунсе, перед глазами сразу возникает картинка собачки из воздушных шаров, когда мы говорим о Дэмьене Херсте, мы вспоминаем акул в формальдегиде, когда мы говорим о Такаши Мураками, у нас возникают анимешные картинки взрыва ядерного гриба и так далее. То есть когда мы говорим «художник», у нас есть четкая связка, с чем этот художник работает.

CV

Еще, если вы появляетесь в крупной коллекции, на площадке музея, сотрудничаете с дорогой авторитетной галереей, вас показывают на авторитетных площадках арт-ярмарок, у вас пополняется CV. Это CV тоже формируют символическую ценность вашего произведения: чем больше вы выставляетесь на авторитетных площадках, чем в большем количестве крупных коллекций представлены, чем больше вы в медийном поле освещены с позиции художника, работающего с конкретным направлением, темой, а не разрозненными данными, тем более четкое структурное представление о вас возникает. Это накладывает отпечаток на формирование символической ценности.

Дальше в каждой стране чуть-чуть по-разному формируется сама система надбавки ценообразования. Пока достаточно зафиксировать, что, попадая в галерею, музей или резиденцию, цены на ваши работы начинают расти, то есть галерея берет на себя первую важную ответственность взращивать цены на работы автора. Поэтому многие художники хотят попасть в галерею.

Какие могут быть главные заблуждения?

Во-первых, крайность занижать или завышать цену на свои работы. Многие начинающие авторы ставят высокие цены («в мире искусства все стоит дорого, поэтому моя работа стоит 300 тысяч долларов, вот просто я так хочу»). Конечно, можно ставить такие цены, просто их никто не купит. Коллекционеры далеко не глупые люди, они имеют мощнейшую насмотренность. Коллекционеры посещают галереи, ярмарки, международные арт-события, у них сформирован вкус и понимание того, какое искусство хорошее.

Кроме того, у них зачастую имеются тесные взаимосвязи юристами, с адвайзерами. Также они нередко обращаются к помощи агентов, а хороший агент всегда отличит, стоит это произведение 300 тысяч или нет.

Конечно же, первым делом нужно запросить CV автора. Если произведение стоит даже 50 тысяч долларов, на то должно быть очень существенное основание в CV данного художника. Такие цены в большей степени позволяет ставить галерея, а не самостоятельная продажа, или масштабное медиа-присутствие и большой спрос на произведение художника.

Ценообразование в искусстве: как продать свою картину за 300 тысяч долларов?

Также многие начинающие авторы грешит другой крайностью — занижать свои цены («я что-то создаю для себя, пусть купят хоть за сколько»). Здесь нужна грамотная взрослая позиция относительно того, сколько должно стоить ваше искусство. Поэтому нужно уметь анализировать площадки, разбираться в ценах, формировать свой банк насмотренности, понимать, что взращивание цен зависит от преодолеваемых шагов, что цены растут по этапам движения художника, а не по спонтанному желанию просто сейчас назвать такую стоимость.

Как не бояться озвучивать стоимость?

Возможно у вас есть трудности с озвучиванием цены. Однако, если вы не уверены в ценности ваших произведений, вы никогда не сможете их продавать дорого.

Как завязывается этика? Художник сам не озвучивает стоимость работы. Правило хорошего тона — переориентировать интересующегося человека на агента.

Однако если у вас нет материнской галереи, то, как минимум, вы должны не бояться и без стеснения четко знать, что ваше искусство стоит именно столько.

Самый главный совет: возьмите себе за привычку приходить в галерею, представляя, что вы пришли купить работы, и спрашивайте цены на произведения. Это позволит вам формировать насмотренность и применять ее при оценке своих произведений.

Где получить еще больше информации по этой теме?

Узнать больше о ценообразовании и других важных для художника темах вы можете из нашего бесплатного мини-курса «5 шагов к карьере мечты».

Ценообразование в искусстве: как продать свою картину за 300 тысяч долларов?

На бесплатном курсе мы:

  • Разберем авторитетные площадки, региональные галереи и фестивали
  • Поймем, какие “правила игры” существуют в арт-среде: от этики до критики
  • Определимся с ценообразованием: как не занижать и не завышать цены на свои работы
  • Разберемся с основными медиумами, вашим посланием и идеями
  • Обозначим пути развития любого художника
  • Обсудим основные документы, которые необходимы для галерей.

Найти наш бесплатный мини-курс можно по ссылке:

Также подписывайтесь на телеграм-канал нашего эксперта Марии Седошенко «Your art muse». На канале море полезной информации, такой как:

— Образовательный контент для художников и кураторов;

Интервью у художников в их мастерских;

— Подборки выставок и опен коллов;

— Репортажи с мероприятий, которые мы посетили.

Канал можно найти по ссылке:

А в других статьях мы подробно поговорим об опен коллах, стратегии развития для художника и не только.

33
2 комментария

картина на видео красивая

2

Да, это Франческо Д'Адамо (Абстрактный экспрессионизм, лирическая абстракция)

Оригинальное видео в таймлапс:
https://youtu.be/z_l1HplDh_o

1