Ломать — не строить: как Surf помог «Петровичу» создать приложение для строителей
Каждый, кто сталкивался хотя бы раз с ремонтом, знает, как сложно ничего не забыть на этапе планирования, выбрать бригаду строителей, корректно посчитать смету. Цены на строительные материалы часто меняются, да и стоимость на услуги тоже сильно варьируется. И это лишь одна сторона вопроса, другая — процесс организации работы внутри строительной бригады.
Сеть строительных магазинов «Петрович» решила создать приложение, призванное перенести функциональность сервиса Петрович.BRO в мобильный телефон, что больше вписывается в образ жизни прораба, который часть своих рабочих задач решает на ходу. Он помогает автоматизировать все ремонтные расчёты и сложности. О том, как мы разработали приложение, в котором смету можно составить в несколько кликов, — читайте в этом материале.
Петрович уже рассказали о своём новом сервисе, а мы в этой статье чуть больше расскажем о процессе его создания, причинах выбора технологий и решений.
В этом кейсе:
Кто такой «Петрович» — коротко о проекте
«Петрович» — сеть строительных магазинов, работает с 1995 года. Так как компания давно на рынке, у неё сложилась своя лояльная аудитория, значительную долю которой составляют профессионалы в сфере строительства и ремонта. Как любой развивающийся в русле современных тенденций проект «Петрович» усиливает IT-направление: помимо официального сайта — классического интернет-магазина, компания создала собственный сервис для удобной работы со строительными проектами — Петрович.BRO.
Сервисом пользуются прорабы и руководители строительных фирм. Функциональность позволяет вести сразу несколько проектов разной сложности на одной платформе: от небольшого косметического ремонта до стройки частного дома. Для того чтобы ничего не упустить из виду и не ошибиться в расчётах, в сервисе предусмотрена смета и учёт финансов, где можно составлять списки для закупки нужных материалов и покупать товары прямо из сервиса на petrovich.ru, считать метраж, погонные метры для проектов, а также отслеживать процесс оплаты от заказчиков.
Сервис был реализован в десктопной и мобильной версиях. Однако компания решила разрабатывать приложение для удобства своих клиентов. Перенести всю базовую функциональность «Петрович.BRO» в мобильное приложение доверили Surf. О том, почему мы выбрали для реализации этой задачи Flutter, и как она менялась с ходом проекта, расскажем далее.
Как нам помог анализ конкурентов
Для начала мы сделали анализ конкурентной среды и изучили возможности семи решений, которые предлагают подобную функциональность. Решения отличаются в зависимости от выбранной целевой аудитории. Например, мы увидели, что одни приложения созданы для узких специалистов с огромным практическим опытом, а другие — перегружены лишним. Мастеру, только вошедшему в профессию, они не подойдут, так как содержат много специальной терминологии, многие расчёты не поясняются, да и подписка для мастеров в основном — платная.
При разработке приложения «Петрович.BRO» мы учли эти особенности. Например, в первый скоуп работ решили вносить ключевую функциональность, необходимую для ведения строительного объекта, которая будет понятна как новичку, так и бывалому мастеру.
CJM — всему голова: почему мы начали разработку с исследования
Мы всегда приступаем к проекту с подготовительных этапов, о значении предпроектного исследования мы писали в этой статье. Мы не стали пренебрегать этим этапом и в случае с «Петровичем».
После анализа конкурентов, наша продуктовая команда провела CJM — составила карту пути пользователя. На этом этапе мы выделили самые актуальные «боли» и потребности будущих пользователей приложения.
Основная сложность целевой аудитории «Петрович.BRO» была в том, что руководителям строительных бригад и прорабам неудобно пользоваться веб-версией: большую часть времени они проводят на объектах, где нет доступа к компьютеру. После посещений объектов они садились за компьютер и сводили все заметки из блокнота в единую таблицу Excel. На это уходило много времени и сил, заполнять таблицу со смартфона неудобно: нужно часто переключаться из одного экрана на другой, что снижало скорость обработки данных. Внести же информацию в мобильное приложение можно с телефона и «на ходу».
На этапе CJM мы поняли, что в приложении будут использоваться большие объёмы данных, а уместить больше ста строк таблицы в экран мобильного приложения почти невозможно. Для решения этой задачи мы использовали объектно-ориентированный подход — создали иерархию всех сущностей, которые фигурируют в приложении. Исходя из свойств каждой сущности прописали её роль: смета, объект, исполнитель, адреса и документы — всё это главные действующие лица приложения. Это позволило наглядно представить все объекты, которые сейчас в работе у мастера. В списке карточек отображается краткая информация: название проекта, адрес, контактное лицо (заказчик) и цена. Объект можно редактировать, перемещать в архив и удалять.
Почему мы выбрали Flutter и как это повлияло на срок разработки
Мы работаем с кроссплатформой Flutter с 2017 года. Что такое кроссплатформа и чем она хороша для бизнеса, читайте тут. Команда Surf успела его попробовать в разработке банковских, развлекательных и e-commerce-приложений. Так, с помощью Flutter мы создали для «Риглы» целых 6 приложений для 3 брендов на 1 кодовой базе. Для крупнейшей сети аптек Flutter стал лучшим выбором, потому что помог сэкономить около 40% бюджета на разработку.
В случае с «Петрович.BRO» сыграли другие «киллер фичи» фреймворка от Google:
- Он оптимален для тестирования гипотез. С командой «Петровича» мы за полгода создали MVP приложения и протестировали бизнес-гипотезу на востребованность потенциальной аудиторией.
- Он сокращает time to market. Нам удалось сократить время выхода проекта примерно в полтора раза, относительно разработки двух нативных приложений для Android и iOS.
Почему начали с MVP? Для команды «Петрович.BRO» было важно понять, насколько такой сервис нужен потенциальной аудитории, удобен ли он в использовании и снимает ли «боли» прорабов и руководителей ремонтных бригад. Чтобы ответить на эти вопросы, мы создали MVP с необходимым набором функций.
За 27 лет работы у магазина «Петрович» сформировалась лояльная аудитория действующих мастеров и прорабов. Их и привлекли к тестированию приложения. Мы реализовывали функциональность или скоуп фич, затем отдавали фокус-группе — мастерам, которые регулярно закупают материалы в «Петровиче» и представляют референтную аудиторию. По их фидбеку вносили изменения в прототип.
Благодаря тому, что мы выбрали Flutter, вносить изменения нужно было в единую кодовую базу, а потом раскатывать для Android и iOS. С нативной разработкой каждую правку пришлось бы вносить в две кодовые базы, что увеличило бы срок разработки.
Когда дизайн — больше, чем картинки
При создании дизайна мы ориентируемся на правило — функциональность проекта определяет его внешний вид. Для приложения «Петрович.BRO» простой и понятный дизайн был необходимостью: в строительстве фигурирует много данных: цифр, адресов, названий. При добавлении сложного дизайна и дополнительных визуальных элементов мы бы получили приложение, с которым невозможно работать — оно оказалось бы слишком перегруженным. Наш подход оценила команда «Петрович.BRO».
Собери сам: как «Справочник» помогает считать стоимость работ
Чтобы автоматизировать часть рутинной работы прорабов, мы создали «Справочник» — набор типовых работ, которые можно собирать как конструктор и быстро посчитать смету для проекта.
Работы из «Справочника» можно группировать для понимания: сколько и какие работы будут проведены на объекте. Безусловный плюс как для пользователей, так и для бизнеса заключается в том, что сервис интегрирован с сайтом магазина «Петрович», в котором можно купить нужные товары. Кроме того, пользователь сразу видит цены и ему не нужно ждать «сюрприза» с увеличением сметы на 30 и более процентов при визите в магазин. В результате, прораб не тратит время на актуализацию сметы, а заказчик всегда видит, что цены меняются не по желанию прораба.
Составляем смету и рассчитываем стоимость ремонта
Основная функциональность как MVP, так и приложения в целом — составление смет. Это язык, на котором прорабы общаются со своей командой и заказчиком. Для тех, кто хотя бы раз пережил ремонт ясно, что зачастую сметы — это тёмный лес. Часто недобросовестные команды обыгрывают это в свою пользу, а заказчик остаётся в неведении: за что именно он заплатил и почему именно столько.
Совместно с командой «Петрович.BRO» мы сделали сметы прозрачными — в приложении на каждую сумму есть разбивка: сколько стоит работа, а сколько товар. Причём стоимость первой можно проверить в «Справочнике», а цены на стройматериалы обновляются автоматически. Чтобы сравнить цены из других магазинов, пользователи должны внести и обновлять их самостоятельно.
В смете можно сразу рассчитать количество нужных материалов и подобрать подходящие в магазине. Как только смета будет готова, её можно отправить клиенту или потенциальному заказчику, который ещё до конца не определился с бригадой и хочет узнать ориентировочную стоимость ремонта.
Каждый, кто пережил ремонт, замечал, насколько это сложная сфера. Найти хороших профессионалов на современном развитом рынке — задача сложная, но решаемая. Однако, если посмотреть на индустрию глазами исполнителей заказов, вскрывается множество нюансов и сложностей. Как, например, ездить весь день по разным объектам, держать в голове, на бумаге или в заметках телефона одновременно информацию о заказчиках, адресах, пожеланиях. А если таких проектов не один, а с десяток? Или, к примеру, вы востребованный профессионал и ваш строительный бизнес процветает и проектов становится около сотни? В таком случае точно понадобится рабочий инструмент, который всегда будет под рукой. В нём будет бережно храниться вся важная информация о каждом проекте, до миллиметра.
Так, мы совместно с командой сети строительных магазинов «Петрович» создали приложение, которое призвано упорядочить работу прорабов и строителей. Проект продолжает расти и совершенствоваться. Команды продолжают улучшать взаимодействие с интернет-магазином «Петрович», чтобы процесс покупки необходимых материалов был быстрым и лёгким.
название у строительной компании топовое
Это магазин
Идеальный нейминг для отрасли, согласны :) Но да, как ответили ниже, это сеть строительных магазинов
А бэкенд был с вашей стороны на проекте? Видно, что много информации нужно обрабатывать и хранить, хотелось бы понимать, как это происходит.
Всё верно, информации на проекте, действительно, обрабатывается очень много. Backend в этом проекте на стороне магазина "Петрович", так как сервис связан с основным сайтом. Связь происходит через API.
Прикольно! Да, строителям реально иногда трудно конкуренцию перебороть