Торговля Svetlana Duchak
281

Как устроен рынок готового интернет-бизнеса

Рассказал Алексей комаров, интернет-бизнес брокер, управляющий партнер ITBB.RU. Записала Светлана Дучак, редактор.

В закладки

В этой статье всё, что нужно знать о сделках с интернет-бизнесом: причины продажи прибыльных проектов, площадки для продажи и покупки, модели монетизации, особенности оценки и специфика покупки интернет-бизнеса.

Почему продают прибыльный интернет-бизнес

Среди предпринимателей бытует мнение, что никто не будет продавать прибыльный интернет-бизнес. Вроде как нет причин, продавать проект, если он приносит деньги. Но такие причины есть:

  • владелец интернет-бизнеса устал от проекта;
  • у бизнеса несколько сооснователей. Они поссорились, теперь хотят поделить активы и разойтись;
  • бизнес — совместно нажитое имущество, супруги разводятся и его нужно делить;
  • срочно нужны деньги на переезд, квартиру, новый бизнес, обучение детей. Нужна крупная сумма сразу, а копить нет времени. В моей практике был случай, когда интернет-бизнес продавали, чтобы погасить валютную ипотеку после резкого скачка курса доллара.

Еще одна причина — психология владельца бизнеса. Есть тип людей, которым интересно создавать новые проекты и развивать их, а поддерживать стабильный бизнес скучно. Они создают проекты, доводят до окупаемости и продают. Есть люди, которым, напротив, нравится развивать стабильные проекты. Первых условно называют стартаперами, а вторых — генеральными директорами.

Зачем покупают готовый интернет-бизнес

У покупателей тоже есть причины, почему они выбирают готовый интернет-бизнес, а не создают свои проекты и не вкладываются в традиционный сектор.

Чаще всего покупатели:

  • не хотят тратить время на создание проекта с нуля и ищут готовый вариант. Например, у предпринимателя уже есть ресторан и он ищет приложение для доставки блюд, чтобы предлагать услугу уже сейчас;
  • ищут источник пассивного дохода. Интернет-бизнес позволяет тратить на работу 1-2 часа в день, если большая часть процессов автоматизирована. Есть полностью автоматизированные проекты, которые практически не требуют внимания владельца;
  • покупают бизнес конкурента, чтобы усилить свой. Этой стратегией пользуются известные компании. Например, Facebook купил Instagram, не желая тратить ресурсы на создание конкурирующего сервиса. Но иногда так поступают и небольшие компании, особенно в узких нишах.

Чтобы купить готовый интернет-бизнес и не разочароваться, мы советуем покупателям использовать алгоритм:

выбрать нишу на стыке того, чем нравится заниматься, и того, в чем покупатель разбирается;

↓↓↓

подобрать проект, который подходит под эту нишу;

↓↓↓

познакомиться с продавцом, запросить финансовую отчетность и доступ к счетчикам аналитики;

↓↓↓

проверить, совпадают ли заявленные продавцом показатели с реальными;

↓↓↓

провести сделку: передать продавцу деньги и получить активы.

Где покупают и продают интернет-бизнес

Интернет-бизнес продают и покупают на разных площадках. Рассмотрим плюсы и минусы самых популярных вариантов.

Личные знакомства. Друг моего друга продает интернет-магазин и ищет покупателя среди знакомых.

  • Плюсы. Покупатель и продавец знакомы и доверяют друг другу.
  • Минусы. Есть риск, что из-за доверия они не станут заключать договор, и одна из сторон пострадает. Кроме того, знакомые не так часто продают бизнес, поэтому выбрать не из чего.

Социальные сети. Этот вариант схож с предыдущим, но только продавец размещает объявление о продаже интернет-бизнеса на своих страницах в Facebook, “Вконтакте” и Twitter.

  • Плюсы. Можно увидеть ссылку на проект и сразу пообщаться с продавцом в личных сообщениях.
  • Минусы. Продавец может оказаться мошенником, даже если у него тысячи друзей.

Доски объявлений.

  • Плюсы. Есть из чего выбрать, большая часть продавцов сразу публикует ссылки на проекты, можно посмотреть и связаться с продавцом.
  • Минусы. Нередко встречаются мошенники, показатели интернет-бизнеса никто не проверяет, и они часто не совпадают с реальными. Цены могут отличаться от рыночных.

Моя знакомая решила продать интернет-магазин на известном сайте объявлений. Она выставила объявление и указала ссылку на сайт. Сотрудники компании увидели объявление и начали увольняться, подумав, что их все равно уволят. Потом объявление увидел поставщик и закрыл кредитную линию. В итоге магазин пришлось закрыть — денег платить поставщикам авансом не было, а покупатель так и не нашелся.

Еще пример: владелец интернет-магазина гироскутеров продает его на Avito за 990 000 рублей, указывая, что ежемесячная прибыль 150 000 рублей. Но интернет-магазины с такой прибылью продаются в среднем по 1,8 млн руб. В объявлении цена вдвое ниже рыночной. Очевидно, есть какой-то подвох. Это также подозрительно, как продажа квартиры в Москве за 1,5 млн руб.

Аукционные площадки. Аукционы или биржи сайтов предлагают продавцам размещать свои проекты на продажу, а покупателям делать ставки.

На аукционах чаще продаются информационные сайты, онлайн-журналы и порталы, зарабатывающие на рекламе.

  • Плюсы. Большой выбор, теоретически есть шанс купить сайт дешевле его рыночной цены. Есть функция — «безопасная сделка». Это когда покупатель переводит деньги площадке, а площадка передает их продавцу только, получив подтверждение от покупателя: все доступы к домену и системе управления сайтом переданы.
  • Минусы. Проекты не проверяют, покупателю нужно самому запрашивать доступы, скриншоты и отчетность.

Вот покупатель рассказывает историю неудачной сделки на аукционной площадке:

Я покупал игровой сайт, продавец в описании указал, что 10-15% трафика — накрученные. Но всё же приносит доход благодаря партнерской программе. Эта партнерская программа, высокий рейтинг продавца на площадке и около 70 его успешных сделок, стали решающими аргументов. Я внес деньги на площадку, сделал ставку и получил доступ к системам аналитики.

Накрученными оказались не 10% трафика, а все 100%. Стал проверять доходы, оказалось, что продавец в описании сайта давал старые скриншоты. Я написал менеджеру партнерской программы и узнал, что этот сайт давно заблокирован за нарушение правил партнерской программы.

Я отказался от покупки и начал спор с администрацией аукционной площадки.

История покупателя с форума Searchengines.guru

Каталоги бизнес-брокеров. Есть два вида бизнес-брокеров:

  • те, что специализируются на традиционном бизнесе, например, продают кофейни,
  • интернет-бизнес брокеры.

Профессиональный интернет-бизнес брокер разбирается в нюансах: знает рыночные цены, владеет терминологией и может проанализировать показатели.

  • Плюсы. В каталог попадают только проверенные проекты. Брокер анализирует показатели, отчетность, проверяет личность продавца. Помогает покупателю подобрать бизнес и сопровождает сделку.
  • Минусы. Подойдет не любой брокер, а только надежный, иначе в этой затее нет смысла. Может оказаться, что владелец интернет-бизнеса, который хочет купить покупатель, не работает с брокерами, но такое случается редко.

Каким бывает интернет-бизнес

Интернет-компании зарабатывают по-разному. Способ заработка зависит от вида бизнеса.

Что влияет на цену интернет-бизнеса

Ключевой показатель, который влияет на стоимость интернет-бизнеса, это размеры прибыли. Но есть и другие факторы:

  • стабильность прибыли;
  • время существования бизнеса;
  • источники трафика — чем их больше, тем дороже будет стоить интернет-бизнес;
  • автоматизация ключевых процессов;
  • автономность — дешевле стоит бизнес, который зависит от сторонней площадки. Например, группы в соцсети Вконтакте сильно зависят от администрации и владельца соцсети;
  • расходы — чем ниже расходы, тем выше чистая прибыль и цена проекта.

Подробнее об оценке интернет-бизнеса я рассказывал в статье для РБК:

Манипуляция с цифрами: как продать интернет-бизнес подороже

Специфика покупки интернет-бизнеса

Интернет-бизнес отличается от традиционного. Также отличается и покупка, например, интернет-магазина от покупки кофейни. Вот несколько отличий.Метрики

Допустим, предприниматель планирует купить кафе. Тогда он будет оценивать количество посадочных мест, проходимость, средний чек, площадь помещения — эти метрики привычны. В интернет-бизнесе оценивают другие показатели:

  • уникальные посетители;

  • конверсия;

  • источники трафика;
  • стоимость лида;
  • коэффициент возврата вложений;

  • стоимость привлечения одного покупателя.

Перед покупкой нужно изучить и проанализировать метрики интернет-бизнеса.

Маркетинг

Интернет-бизнес тесно связан с интернет-маркетингом. Как и в традиционном бизнесе: чем больше предыдущей владелец вкладывал в качественный маркетинг и рекламу, тем известней компания.

Важно, чтобы продавец мог рассказать, сколько денег и с какой эффективностью он вкладывал:

  • в контекстную рекламу;

  • продвижение в социальных сетях;
  • поисковую оптимизацию;
  • контент-маркетинг.

Всё это можно оценить самостоятельно, с помощью брокера или знакомого интернет-маркетолога.

Сотрудники

Интернет-предпринимателям редко удается выстраивать сильные команды. Обычно процессы стараются автоматизировать или отдать на аутсорсинг. При покупке интернет-бизнеса будьте готовы к тому, что придется в первые же дни решать кадровый вопрос.

Масштабирование бизнеса

Интернет-бизнесмены в России редко используют корпоративные займы и венчурные инвестиции. Для предпринимателя из традиционного сектора экономики этот факт может стать преимуществом: если вы понимаете, как развивать бизнес на заемные средства, сможете масштабировать его и обогнать конкурентов.

Покупка и продажа интернет-бизнеса отличается от сделок в традиционном секторе, но если выбрать надежную площадку для покупки, правильно рассчитать стоимость и проверить показатели: финансовые и маркетинговые, то всё пройдет удачно.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Svetlana Duchak", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 1, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 64911, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 18 Apr 2019 11:26:16 +0300" }
SMS-чат для клиентов
{ "id": 64911, "author_id": 213839, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64911\/get","add":"\/comments\/64911\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64911"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "last_count_and_date": null }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

0

владелец интернет-бизнеса устал от проекта;
идешь к знаком друзьям и говоришь: купи бизнес вот я устал сам видишь, бабки приносит, один хрен на работе сидишь за копейки, лучше тебе чем левому парню
у бизнеса несколько сооснователей.
у нас доходный бизнес но мы поругались, может я просто твою долю выкуплю чем бизнес просто целиком продавать? или он не настолько доходный
бизнес — совместно нажитое имущество,
аналогично
срочно нужны деньги на переезд, квартиру, новый бизнес, обучение детей.
может лучше возьмем кредит под 15% годовых если наш бизнес приносит >15%? в итоге и с квартирой и с бизнесом останемся?или не приносит?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }