Торговля
boris kolomin
333

Как вылечиться от неликвидов

Эта болезнь приходит, когда бизнес хватает лишнего. Из-за неликвидов кажется, что директора ослепли, менеджеры оглохли, а вы сошли с ума. А правда в том, что все здоровы. Просто не туда смотрите.

В закладки

Симптомы

У меня 5 строительных магазинов. Директор каждого старается затариться по максимуму: если товара не будет в наличии, то упадут продажи, а значит, и директорская зарплата. Поэтому все пять директоров набирают товар с центрального склада про запас.

В результате ходовой товар на складе всегда в дефиците. Но при этом в трёх магазинах его может быть с запасом на год, а в двух других не быть вообще. Денег на покупку нового тоже нет, ведь всё вложено в зависший в магазинах товар. Неликвиды растут. Нужно как-то показать директорам, что они неэффективно работают. Что делать?

Как опытный управленец я начинаю с того, что беру из 1С отчёт по остаткам и продажам, свожу в одну табличку Excel с помощью ВПР, добавляю колонку, где делю одно на другое, получаю срок, на который хватит текущих запасов, и делаю по нему сортировку. И так по каждому магазину.

Получается пять таблиц, в которых видны излишки. Показываю их директорам, обращаю их внимание на неликвидный гипсокартон. Те разводят руками, извиняются, бегут исправляться.

Излишки перемещают на центральный склад. Но не все, а что смогли: всё-таки товар преимущество габаритный, и перевозить гипсокартон из магазина в магазин очень накладно. По ходу отгрузки выясняется, что некоторые товары стали неликвидными из-за своей цены. Молоток у нас стоит 1000 рублей, а у конкурентов — 400. Я начинаю что-то подозревать, директора продолжают что-то делать. Проходит 3 месяца. У меня наконец есть время, чтобы ещё раз сделать отчет по неликвидам. Смотрю в свои пять табличек: директора стали заказывать меньше гипсокартона, но вместо этого набрали краски на пять лет вперёд. То ли оптимисты, то ли пессимисты, то ли дураки.

С директорами всё ясно. Переключаюсь на менеджеров по направлениям. Поручаю им ежемесячно готовить отчёты по неликвидам, дополнив мою форму отчёта двумя колонками — причиной перезатарки и предложением по решению проблемы (товар переместить, уценить, вернуть на склад или поставщику). Сначала менеджеры бунтуют, забывают, отказываются делать нормально.Ещё немного внимания к ним — и начинают делать отчёты за полдня.

Потом один из них, чтобы не собирать отчеты вручную, находит бесплатную обработку для 1С «Помощник работы с неликвидами». Всё-таки лень — двигатель прогресса: 15 минут, и отчёт готов. Плюс из него сразу делаются перемещения между магазинами, проверяются цены и, где это надо, проставляются скидки. Чувствую, что победа близко.

Но нет. Неликвиды вычислены и уценены, а товар продолжает зависать. Смотрю в отчёты и понимаю причину: директора продолжают пытаться урвать со склада побольше товара себе в магазин, опасаясь, что потом его им не хватит. Из-за этой привычки и появляются новые неликвиды. Всё это время мы только лечили насморк, когда надо было ещё и перестать стоять голыми на морозе.

Лечение

Итак, дело в закупках. Вместо разноса директорам я продумываю хитрый план: как бы сделать так, чтобы они физически не могли ничего лишнего заказать. Первая мысль — заменить их роботами, но это дорого. Дешевле поставить программу, чтобы показывала им, какой товар и сколько его нужно купить.

Всё бы ничего, но

  • директор магазина – это полевой работник, всегда на ногах и с компьютером не особо дружит;
  • любая программа требует корректировок, а значит, нет запрета и есть физическая возможность заказать больше необходимого;
  • нужно обучать директоров новым правилам закупок, что сложно, учитывая, что они появляются в офисе раз в неделю на планёрке.

Нового сотрудника нанимать затратно, ещё и обучать нужно. Да и справится ли с пятью магазинами один человек?

Вспоминаю про менеджеров направлений. Менеджеры тоже меня вспоминают (недобрым словом). Раньше они занимались только закупками у поставщиков, отслеживанием продаж и выкладкой товаров. А теперь я предлагаю им заняться ещё и перемещениями между магазинами. Времени у них на это, конечно, нет. Да и себе дороже.

Решили попробовать программу для автоматизации закупок. Особых проблем не возникло и теперь через этот модуль каждый менеджер делает отчёт по своей группе товаров, просматривает историю продаж и остатки на каждой точке. Потребности в товаре на складе и в магазинах рассчитываются автоматически. Там же создаётся заказ на перемещение и заказ поставщику. И все эти операции занимают у менеджера 4 часа в неделю.

Процессы поменялись кардинально. Менеджеры, в отличие от директоров, понимают, что основной товарный запас должен храниться на центральном складе. А в магазине — максимум на месяц торговли.

Раньше директора звонили кладовщику на склад и делали заказ. Теперь кладовщику запрещено принимать заявки напрямую от магазинов. Все заявки делают менеджеры в офисе. Если директору что-то нужно, он звонит менеджеру.

Таким образом решили ту начальную проблему, когда директора пытались заполучить максимум товара к себе в магазины. Теперь директора, менеджеры и я сам идём на поправку. Вернулось чувство контроля над ситуацией.

По моим прикидкам, за счёт оптимизации покупок объем свободных денег вырос процентов на 10-15, а чистая прибыль сети выросла не менее чем на 5%. Мы больше не закупаем лишнего, а ходовой товар всегда в наличии и в магазинах, и на центральном складе. Никаких больше неликвидов.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "boris kolomin", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0435\u043b\u0438\u043a\u0432\u0438\u0434\u044b","1c"], "comments": 2, "likes": 3, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 89413, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 24 Oct 2019 10:37:48 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 89413, "author_id": 379221, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/89413\/get","add":"\/comments\/89413\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/89413"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199122, "last_count_and_date": null }
2 комментария
Популярные
По порядку
2

Базовые принципы ТОС, действительно, начинают внедряться только сейчас. Полагаю, что дело в развитии логистики

Ответить
2

Хорошая нативная реклама. 

И с пользой.

Ответить

Комментарий удален

{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }